Подготовка к школе — дело ответственное, требующее серьезного отношения не только от ребенка, но и от его родителей. Постараемся разобраться в том, где и как нужно заниматься с будущим школьником.
Подготовка к школе: что это такое?
Для многих родителей процесс подготовки к школе сводится к тому, чтобы купить ребенку форму и красивый ранец с тетрадями, карандашами, ручками, прописями и дневником. Однако времена, когда папы и мамы были маленькими, давно прошли, и ситуация на рынке начального образования неузнаваемо изменилась. Соответственно стали иными требования к тем, кто поступает в первый класс. Школа, задача которой всегда состояла в обучении детей, сегодня выдвигает требования, чтобы малыши приходили в первый класс, научившись и читать, и писать. Без сомнения, делается это для того, чтобы облегчить учителям их работу, однако совсем не для того, чтобы удобно стало учиться самим детям.
Стоит ли говорить о том, что к школе готов не тот ребенок, который знает наизусть таблицу умножения, бегло читает, отлично рисует и каллиграфически пишет, а тот, кто физически здоров и способен выдерживать школьные нагрузки как умственно, так и психологически. Малыш может безошибочно называть столицы многих стран мира, с успехом складывать двузначные числительные, но для того чтобы учеба в школе приносила ребенку удовольствие, перечисленного крайне мало. Его успехи на учебном поприще в первую очередь зависят от того, хочет и способен ли он учиться, есть ли у него желание разобраться в том, что, как и почему происходит на этом свете, а также от осознания своей роли как ученика, а не малыша, с которым надо сюсюкаться. Сказанное означает, что маленький человек должен осознавать: он идет в школу не для того, чтобы играть, а чтобы учиться. Ему придется выработать умения сосредотачиваться на чем-то одном, не отвлекаться на посторонние дела, слушать учителя и, что немаловажно, научиться находить общий язык с одноклассниками.
Как готовиться?
На сегодняшний день общего курса подготовки детей к школе не существует. Однако родителям необходимо обратить внимание на следующие моменты.
Как минимум за год до планируемой даты поступления в школу маме и папе надо проконсультироваться с нейропсихологом. Специалист проведет всесторонний анализ развития малыша, определит круг потенциальных проблем и составит стратегию ведения занятий. Нельзя забывать, что любая подготовка в школе должна происходить только с учетом индивидуальных особенностей ребенка, сильных и слабых его сторон. Соответственно, ни одно учебное заведение не может представить универсальную программу развития дошкольника. Поэтому, прежде чем определяться с какими бы то ни было уроками, решите, что действительно необходимо знать и уметь вашему чаду, выясните, что конкретно будет происходить на выбранных вами «курсах», и проанализируйте, совпадают ли ваши потребности с тем, что, как вам обещают, вы получите в итоге.
Чего точно не должно быть на подготовительных занятиях, так это натаскивания по программе первого класса. Задача программы — помочь малышу адаптироваться к школьным порядкам. Это не учебный мини-курс, который утомляет ребенка и, как следствие, способствует формированию у него негативного отношения к школе. Экспресс-подготовка означает мобилизацию всех сил малыша. А если дитя медлительно и ему необходимо время, чтобы что-то понять, то занятия приведут к настоящей перегрузке и нервному срыву. Оптимальная продолжительность «уроков» для дошкольника составляет не более полутора-двух часов (причем в первой половине дня). Однако на практике мало кто соблюдает советы специалистов, и дети попадают на такие курсы только вечером, после пребывания в детском саду, когда они и без того утомлены и нуждаются в отдыхе. Занятия также можно проводить дома каждый день, и длиться они должны не более 30–40 минут Однако упражняться подобным образом следует систематически, чтобы ребенок привык к нагрузке и не страшился ее.
Допустимы такие варианты, когда руководители программ по дошкольной подготовке предлагают невероятное множество занятий различной направленности, в результате чего продолжительность обучения зашкаливает — превышает три часа. Это недопустимо. Нужно предоставить родителям право выбирать, на какие занятия они хотели бы водить своего малыша, а какими — пренебречь.
Куда готовиться?
Сегодня в Москве работает около полутора тысяч различных общеобразовательных учебных заведений — поди разберись, куда отдать драгоценное чадо! Обычно школа получает тот или иной статус, и уяснить, в чем тут соль, бывает достаточно трудно. Помимо обычных общеобразовательных школ, гимназий и частных заведений сейчас существуют учебно-воспитательные комплексы (УВК), школы с углубленным изучением какого-то предмета, школы этнокультурного профиля, а также санаторные (лесные) школы. Расскажем о каждом из этих видов подробнее.
УВК (учебно-воспитательный комплекс). Такое учебное заведение сочетает элементы дошкольного и школьного образования, и построено оно с тем условием, чтобы максимально облегчить ребенку переход из детского сада в начальную, а потом и в среднюю школу. Единственно, что способно тут осложнить жизнь ребенку, так это ситуация, когда у малыша не сложатся отношения с ребятишками в подготовительной группе — ведь у него не будет возможности найти друзей в уже сформировавшемся коллективе!
Школа с углубленным изучением того или иного предмета. Сегодня большой популярностью пользуются заведения, где ведется углубленное изучение одной или нескольких дисциплин. Это могут быть иностранные языки, математика, физика, химия, биология, изобразительное искусство, музыка и т. д. Подобные школы работают практически в каждом районе города — остается лишь выяснить, есть у вашего ребенка способности в той или иной области и интерес к профилирующему предмету.
Школа этнокультурного профиля. В подобном заведении обычно происходит углубленное изучение культуры, истории, традиций и языка какого-то народа.
Санаторная (лесная) школа. Такие заведения были созданы для детей, страдающих некоторыми заболеваниями. Программы обучения в них разработаны с учетом состояния здоровья учеников. Как правило, речь идет о болезнях нервной системы, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и кожи (не инфекционного характера).
Где готовиться?
Подготовку к школе можно осуществлять по-разному. Обычно это делают либо в подготовительной группе при выбранной школе, либо с частным педагогом, либо в детском клубе. В сущности, место обучения не имеет особого значения — все дело в специалистах, которым предстоит заниматься с вашим малышом. Уроки при школе имеют неоспоримое преимущество: они дают ребенку реальную возможность увидеть школу, в которой он станет учиться, посмотреть на ее будни изнутри, познакомиться с учителем и привыкнуть к обстановке. Для тех ребятишек, которые никогда не посещали детский сад, это большой плюс: они пройдут период адаптации безболезненно.
У индивидуальных занятий есть как достоинства, так и недостатки. Положительной стороной является здесь то, что внимание учителя направлено всецело на одного ребенка, и педагог имеет возможность подстроиться под ученика, учесть его индивидуальные особенности, повторно объяснить ему в случае необходимости сложный материал. Минус же такой формы обучения — в том, что малыш, который не готов к постоянной концентрации внимания, может занервничать и остыть к процессу приобретения знаний. Специалисты с многолетней практикой рекомендуют отдавать детей в группы из четырех-пяти учеников, в которых уроки проходят продуктивнее. Происходит это в силу того, что преподаватель успевает следить за всеми ребятишками, готов помочь каждому из них в любую минуту и в то же время не требует постоянного внимания к себе. В таком случае малыши ведут себя не так напряженно. Кроме того, дошкольники тогда учатся работать друг с другом, слушать собеседника, пытаются выстраивать взаимоотношения с ровесниками (умение контактировать со сверстниками в группе является, без сомнения, одним из важных показателей готовности ребенка к школе). Если необходимость в дополнительных занятиях все-таки существует, то нужно сочетать индивидуальные уроки с обучением в коллективе — учитывая объем нагрузки, приходящейся на ребенка.
Дополнительные навыки
И все же помимо общей подготовки к школе (чтение, письмо, счет), помимо занятий, которые развивают мышление, фантазию и моторику (рисование, лепка, конструирование, вышивание) есть еще один важный фактор, о котором родители забывают. Речь идет о тривиальных навыках самообслуживания, которые понадобятся ребенку в школе с первого дня его пребывания там. Как без посторонней помощи одеться и раздеться в школьной раздевалке, не потеряв сменную обувь, шапку и варежки? Как быстро извлечь из портфеля все необходимое и положить в него уже «отработавшие» учебники и тетрадки? Как завтракать и убирать за собой посуду в школьной столовой? Эти и подобные задачи ребенок часто решить не в состоянии, они оказываются для младшего школьника более сложными, чем освоение навыков письма и счета. Тем более что таким вещам в учебном заведении никто не обучит — здесь без работы, проводимой в семье, не обойтись. Поэтому, прежде чем готовить свое чадо к поступлению в школу, мамы-папы должны сами подготовиться к роли родителей первоклассника — узнать побольше о способностях своего малыша, понять, на что им самим следует обратить внимание и какие вопросы могут встать перед их сыном или дочерью (а также перед ними) в будущем.