Тренинги в Новосибирске. Большие возможности мини-программ

Елена Лунева Источник: Континент Сибирь

Несмотря на растущую популярность долгосрочных образовательных программ, «хитом продаж» на новосибирском рынке по-прежнему остаются краткосрочные тренинги. Мотивы, по которым специалисты и собственники предприятий выбирают именно эту форму обучения, различны — это относительная дешевизна таких программ, их оперативность и нацеленность на решение узкопрофильных, предельно конкретных задач. Но главное — краткосрочный тренинг не отвлечет от основной деятельности надолго, а это важно как для топ-менеджеров, так и для команды.

Потребности и хобби

Целевая аудитория тренингов достаточно разнообразна и условно делится на несколько групп. «Для многих тренинги — производственная необходимость, для них важно постоянно быть в курсе последних тенденций отрасли, — считает руководитель отдела по работе с регионами Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС Евгений Ковалев. — Для представителей творческих профессий, таких как рекламист или маркетолог, тренинг — это своего рода «заправка» новыми идеями, возможность посмотреть на известные и привычные вещи по-новому, под другим углом зрения. И наконец, для многих тренинг — это хобби, личный интерес, возможность оценить себя и проявить собственные лидерские качества. Кстати, в последнее время таких людей становится все больше». Увлечение тренингами отмечают и представители кадровых агентств, говоря не только о росте количества прослушанных соискателями программ, но и о повышении их качества. «По мнению многих специалистов, именно краткосрочный тренинг позволяет решить многие насущные проблемы, поэтому некоторые посещают их по принципу «чем больше, тем лучше», — рассказывает директор кадрового агентства Modern Staff Игорь Эйсвальд. — Надо сказать, что такой подход со стороны наемного специалиста больше всего импонирует руководителю с таким же увлечением». «Тренинги сами по себе не влияют на «стоимость» специалиста, но существенно повышают его самооценку», — уверена независимый консультант Марина Онищенко.

Широта выбора

Несмотря на то, что предложение тренингов на новосибирском образовательном рынке скудным не назовешь, потребность в новых программах растет. «Спрос на тренинги стабильно увеличивается, — считает директор социоаналитического центра «Суперкадры» Светлана Сигневич. — Соответственно, растет и предложение — становится больше и компаний, предоставляющих такие услуги, и самих тренеров». Кстати, такой рост представители компаний, давно работающих на образовательном рынке, проблемным для себя не считают. «Могу сказать, что в Новосибирске ситуация с качеством программ достаточно благоприятная по сравнению, например, с Москвой, — уточняет Светлана Сигневич. — Правда, проблема в том, что составители программ не считают нужным их выгодно представить — на рынке десятки тренингов с непритязательными названиями вроде «Управление отделом продаж». Считаю, что задача представителей образовательных центров сегодня — научить потенциальных клиентов правильному выбору, ведь их ошибки и неизбежное затем разочарование в тренингах вообще негативно влияют на весь образовательный рынок».

Предпочтения клиентов меняются незначительно. В лидерах спроса по-прежнему программы, посвященные продажам. «Намечается тенденция по увеличению спроса на тренинги, посвященные управлению продажами и адресованные руководителям отделов и топ-менеджерам, — считает независимый консультант Ольга Зимина. — Возможно, вырастет предложение тренингов, посвященных сервису, — прежде всего в стремительно набирающей популярность в Новосибирске сфере гостеприимства». «Популярны как стандартные тренинги, так и узконаправленные — например, по особенностям розничных продаж, — соглашается Светлана Сигневич. — Есть и новые предложения: так, мы предлагаем тренинг «Развлекупки» — о нестандартном подходе к организации продаж, сейчас это очень актуально». Пользуются спросом и мотивационные тренинги — как корпоративные, так и адресованные руководителям компаний. «В Новосибирске сейчас можно найти практически все — и добротные программы местных тренеров, и «звездные» курсы от тренеров федерального и международного масштаба, — рассказывает Ольга Зимина. — Все чаще крупные компании делают заявки конкретному тренеру на конкретный курс — это очень удобно при обучении больших групп».

Специалисты образовательного рынка предсказывают: рынок тренингов будет расширяться и дальше, причем как за счет увеличения «пакета предложений» за счет местных компаний, так и за счет выхода на новосибирский рынок компаний из других регионов.

Еще одна яркая тенденция — более тщательный подбор предложений и сужение специализации компаний-лидеров рынка. Многие компании, предлагающие как долгосрочные, так и краткосрочные программы, делают выбор в пользу одного из этих направлений. Популярны корпоративные тренинги. Компании, имеющие собственные учебные центры, охотно заказывают тренеров «со стороны», совмещая мотивационные и обучающие тренинги с тренингами по продукции.

Убеждение, что большинству заказчиков интересны только звезды, специалисты по бизнес-обучению считают неверным. «Для некоторых тренинговых и консалтинговых компаний привлечение западных гуру стало профильным бизнесом, это хорошо отражается на брэнде компании, высоко поднимает и выделяет торговую марку на рынке семинаров и тренингов, — отмечает Евгений Ковалев. — Однако стоит отметить, что не всегда звезды, приглашаемые подобными компаниями, отвечают реальным потребностям аудитории, поскольку решение проблем западными методами в российских условиях не всегда приемлемо». «Звездные» тренинги легче продать, — считает Марина Онищенко. — Есть люди, способные ходить на каждое выступление полюбившегося автора. Популяризации тренеров с именем способствуют и их книги». Впрочем, основное назначение «звездных» тренингов — не решение конкретных проблем, а мотивация, и оценить такие программы способны скорее топ-менеджеры, чем линейные руководители. Последних интересуют более практические навыки. «Мы постоянно ищем новых тренеров, — рассказывает Светлана Сигневич. — Причем не только звезд международного масштаба с авторскими тренингами, но и тренеров-практиков — «продажников», маркетологов, финансовых и коммерческих директоров новосибирских компаний. Тренинги «из первых рук» пользуются большим спросом — ведь только люди, погруженные в реальный бизнес, могут решить многие проблемы». Встречи с представителями реального бизнеса в форме семинаров, тренингов и мастер-классов активно использует и компания МИРБИС — прежде всего в качестве дополнения к основной программе МВА.

Еще одно популярное направление, стремительно набирающее обороты, — корпоративные тренинги. Компании, имеющие собственные учебные центры, охотно заказывают тренеров «со стороны», совмещая мотивационные и обучающие тренинги с тренингами по продукции. При заказе программ, направленных на обучение большого количества линейного персонала, специалисты советуют ориентироваться на максимально «обкатанные», не слишком сложные стандартные программы. «Нестандартные и особенно «шоковые» методы часто с трудом воспринимаются именно командой, — уверена Ольга Зимина. — Были случаи, когда тренера меняли после первых же занятий. А вот на личностных тренингах необычные, «незасмотренные» варианты проходят даже более удачно. Здесь можно не бояться «пересолить» — гораздо хуже, если тренинг будет банальным».

Вынос за скобки

Аутсайдеров среди краткосрочных тренингов немного. Правда, некоторые специалисты отмечают снижение ажиотажного спроса в области «развлекательных» тренингов вроде популярных совсем недавно «веревочных курсов». «Надо понимать, что это не тренинг, направленный на обучение, а скорее вариант командной игры, — считает Светлана Сигневич. — Сплотит он команду или нет, зависит прежде всего от самой компании. Если это фирма с молодым, мобильным персоналом — почему бы и нет. А вот более консервативным компаниям стоит быть осторожнее: результат «веревочного курса» может быть прямо противоположным задуманному — не взбодрит, а разобщит команду». Теряют популярность и «собратья» тренингов — краткосрочные семинары. Правда, здесь есть некоторое исключение. Сохраняется спрос на финансовые и юридические семинары — законодательство постоянно обновляется, и специалисты должны постоянно учиться. Что же касается семинаров общего характера, популярных еще пять лет назад, то их время явно ушло. «Теория сегодня непопулярна, — уверена Марина Онищенко. — Те, кому она необходима, скорее возьмутся за серьезные долгосрочные программы. А тренинг решает вопросы сегодняшнего дня. И желательно, чтобы полученные ответы уже завтра можно было бы приметить на практике».

Менее востребованы сейчас программы по обучению маркетологов. «Тренинги по маркетингу пользуются меньшим спросом прежде всего потому, что компании выделяют на развитие маркетингового отдела меньше денег, — рассказывает один из частнопрактикующих тренеров на условиях анонимности. — Но ради справедливости стоит отметить, что значительная часть тренингов, предлагаемых по этой теме, не выдерживает никакой критики. Область тренингов по маркетингу можно смело назвать одной из самых консервативных. К тому же большинство руководителей предприятий ориентировано скорее на тренинги с немедленной отдачей, а маркетинговые программы к таким, безусловно, не относятся».

Тренинг-будущее

Специалисты образовательного рынка предсказывают: рынок тренингов будет расширяться и дальше, причем как за счет увеличения «пакета предложений» от местных компаний, так и за счет выхода на новосибирский рынок компаний из других регионов. «Взаимоподпитка» идет уже сейчас, — говорит Светлана Сигневич. — Наши тренеры ездят в Омск, Красноярск, Иркутск, мы принимаем тренеров из регионов. Новосибирские компании открывают филиалы в других городах — возможно, и инорегиональные компании, которые становятся с каждым годом все более влиятельными, выйдут на наш рынок».

Еще одна яркая тенденция — более тщательный подбор предложений и сужение специализации компаний-лидеров рынка. Многие компании, предлагающие как долгосрочные, так и краткосрочные программы, делают выбор в пользу одного из этих направлений. «Это вполне закономерно — рано или поздно происходит специализация, и каждая компания должна определиться, чем заниматься и что является ее конкурентным преимуществом, — считает коммерческий директор Урало-Сибирского института бизнеса Елена Суворова. — Краткосрочные программы сегодня нам не интересны. На рынке Екатеринбурга, Перми, Сургута, Новосибирска довольно неплохое предложение краткосрочных тренингов от компаний-лидеров в этой области, которые в свою очередь тоже не выходят из своего сегмента». Однако сам сегмент краткосрочных тренингов тоже может быть переосмыслен. «Моя мечта — переход на долгосрочные тренинговые программы, — признается Светлана Сигневич. — Не секрет, что сейчас самые популярные тренинги — двухдневные. Но гораздо эффективнее были бы серии тренингов, объединенные единой темой, программы, совмещающие достоинства сегодняшних краткосрочных тренингов и исключающие их недостатки. Надеюсь, что будущее именно за ними».