«Вспоминайте иногда вашего студента…»

Источник: E-xecutive

Прежде чем отправиться на учебу в заграничную бизнес-школу, новоиспеченным студентам приходится решать множество проблем. Виза и предварительный выбор предметов – лишь капля в море. Самая сложная проблема – решить, брать ли с собой свою семью. О том, что нужно учитывать при подготовке к поездке в бизнес-школу, читайте в статье.

Получение визы

В последние несколько лет у иностранцев, желающих получить бизнес-образование в США, появилась проблема: оформить американскую визу стало намного сложнее и дольше. Это произошло после трагических событий сентября 2001 года. Трудности общения с посольством отпугивают немало потенциальных студентов. Теперь все выезжающие в США должны проходить интервью в посольстве и в общей сложности все процедуры, связанные с получением визы, могут занять не один месяц. Даже студенты программ МВА, имеющие привилегированный статус, не являются исключением.

«Мы сократили долю иностранных студентов до 25%. Одна из основных причин этого — проблемы с получением визы», — утверждает Кен Кили, исполнительный директор центра карьеры в Террег School of Business.

Поступить в бизнес-школу и опоздать на начало занятий из-за проблем с визой или же остаться без нее вовсе — это, конечно, очень обидно. Поэтому стоит позаботиться о получении разрешения  как можно раньше. Паркер Сноу, директор программы по обмену студентами между школами Wharton и INSEAD, отмечает, что были случаи, когда слушателя чуть ли не снимали с рейса из-за отсутствия студенческой визы в паспорте. Многие из тех, кому посольства отказали в получении визы, все равно не сдаются — получают туристическую визу и отправляются на обучение. Этот выход — крайний, и бизнес-школами он, как правило, не одобряется.

В этих условиях более привлекательным становится обучение в Европе. В страны этого континента получить визу проще и к тому же не нужно ее продлевать (так как обучение в два раза короче). Однако в феврале 2005 года Министерство внутренних дел Великобритании объявило, что планирует повысить стоимость продления срока действия визы для иностранных студентов в два раза: до 250 фунтов стерлингов за стандартное и до 500 — за ускоренное оформление документов. Если вы подаете документы на студенческую визу в Великобританию со сроком действия более 6 месяцев, то сама процедура получения этого документа не один-два дня (как в случае туристической визы), а 2—3 недели, в течение которых идет согласование процедуры с Лондоном.

В марте 2005 года Госдепартамент США объявил, что собирается упростить процедуру выдачи виз для иностранных студентов. США планируют ввести новые правила, по которым визы, имеющие отношение к образованию и научным исследованиям, будут выдаваться сразу на четыре года и их не нужно будет продлевать каждый год. Кстати, одним из самых активных противников ужесточения визовой политики после событий 11 сентября был Билл Гейтс. Наряду с другими известными американскими предпринимателями он утверждал, что изменения визовой политики могут подорвать основы национальной системы научных исследований.

Бизнес-школы тоже стараются идти навстречу студентам. Недавно в некоторых школах у иностранных студентов появился шанс подать документы немного раньше. Кроме того, в школах предусмотрена «сессия для опоздавших». Это значит, что, если вы опоздали к началу занятий по причине проблем с визой, вы гарантированно сможете прослушать большую часть пропущенных лекций, что позволит не отстать от сокурсников.

«Мы даем абитуриентам подробные ответы на вопросы, связанные с получением виз, — объясняет Колин Сингер, директор по вопросам карьеры в Yale School of Management. — Для этого мы привлекаем выпускников, которые уже успешно прошли весь процесс. Мы также работаем с иностранными студентами, организуя дни карьеры в Лондоне и некоторых других бизнес-школах в Америке».

Выбор дисциплин

Чтобы успешно пройти программу МВА, следует начать готовиться к обучению в бизнес-школе еще до начала занятий. Не лишним будет ознакомиться с предстоящими курсами, иметь некоторое представление об их содержании. Сам процесс обучения очень динамичен, и в условиях нехватки времени бывает довольно тяжело осваивать материал всех дисциплин сразу.

Если вам покажется, что повторять нужно слишком много, подумайте о том, что со всем этим вам придется столкнуться, как только начнется программа. Подобные трудности просто не позволят вам усваивать новый материал.

Самое главное здесь — не пытаться объять необъятное, особенно не имея соответствующей подготовки. Старайтесь выбирать не более одного практического и одного теоретического курса в тех областях, в которых вы не чувствуете себя достаточно уверенно.

Сложные курсы. Чем больше требуется делать расчетов, тем сложнее курс. Самые сложные, следовательно, это бухгалтерское дело, методика расчетов и статистика. Чуть менее сложный курс — информационные системы. Экономика, финансы и в какой-то мере управление процессами занимают промежуточное положение между практическими и теоретическими дисциплинами.

Бухгалтерский учет. Традиционный способ подготовки к занятиям по бухгалтерскому учету — по книге Роберта Н. Энтони «Основы бухгалтерского учета». Вам предлагается серия упражнений, в процессе выполнения которых вы усваиваете базовые понятия и изучаете методики бухгалтерского учета. Еще лучше — пройти вводный курс по финансам и бухучету в местном колледже.

Полезно также почитать литературу по практическому использованию бухгалтерской информации. Книга Боба Вауза «Руководство по анализу деятельности компании» (Bob Vause «Guide to Analysing Companies») подробно рассматривает способы анализа экономического состояния компании, раскрывая многие важнейшие понятия и вопросы учета и финансов.

Экономика. Еще до начала занятий в бизнес-школе вы должны усвоить такие понятия микроэкономики, как анализ спроса и предложения, гибкость цен и доходов, дополнительная и замещающая продукция, стоимость возможностей и теория игр. Полезно будет пройти подготовку на курсах по микроэкономике среднего уровня сложности или лучше — на курсах по экономике управления. Если у вас нет такой возможности, прочтите отличное учебное пособие Н. Грэгори Мэнкыо «Краткий курс по микроэкономике» (N. Gregory Mankiw «Brief Principles of Microeconomics»).

Финансы. Если у вас уже есть представления о смежных дисциплинах, таких как бухучет и микроэкономика, финансы не покажутся вам открытием новой вселенной. Тем не менее книга Бертона Дж. Мэлкила «Прогулка по Уолл-стрит» (Burton G. Malkiel «A Random Walk Down Wall Street»), написанная очень простым языком, даст вам хорошее представление о ключевых понятиях современной теории финансов, таких как риск и отдача, способы оценки активов, ценовые модели основного капитала и т.д.

Информационные системы. В книге «Управление корпоративной информационной системой», написанной коллективом авторов во главе с Линдой М. Эпплгэйт, рассматриваются вопросы преодоления проблем, возникающих в ходе разработки и использования корпоративных информационных систем. Издаваемые журналом The Economist периодические обзоры «Pocket Information Technology», «Pocket Internet» и «Pocket Telecommunications» помогут вам разобраться в современной терминологии смежных областей.

Маркетинг. Глубоких познаний в области маркетинга в начале программы вам не потребуется, поскольку базовые понятия этой дисциплины вполне очевидны. Если вы все же хотите подстраховаться, вам подойдет книга Роджера Дж. Бэста «Менеджмент в условиях рынка» (Roger J. Best «Market-Based Management»), дающая реалистичное впечатление о ключевых маркетинговых проблемах.

Большинство известных бизнес-школ предлагают набор предметов, которые обязательны для всех студентов, независимо от их опыта работы или выбранной специализации. Однако новые требования информационного общества заставляют бизнес-школы более индивидуально подходить к своим слушателям. Например, Stanford Graduate School of Business планирует усовершенствовать программу МВА в сторону большей гибкости. Основная идея реформы — отойти от привычного для курсов МВА набора лекций по финансам, маркетингу и бухучету. Теперь студенты смогут сами выбирать курсы по каждому направлению в зависимости от сферы деятельности, опыта и знаний. Для тех, кому не хватает базовых знаний, будет доступен и стандартный курс. Сегодня студент Stanford с университетским дипломом менеджера и опытом работы на Уолл-Стрит вынужден слушать тот же курс по финансам, что и, скажем, обладатель гуманитарного диплома, работавший в некоммерческой организации. Менеджмент бизнес-школы планирует отойти от подобной практики.

Система «меню занятий» позволит студентам самим планировать программу в зависимости от способностей и карьеры, а в первые несколько месяцев обучения студентов ознакомят со всеми доступными курсами.

ЕвгенийАгешин, Yaie School of Management ’04. «Очень часто, выбирая предметы в бизнес-школе, люди ориентируются на название или краткое описание курса. После двух лет школы я считаю, что правильнее все же выбирать предметы по профессору. Сделав первичный скрининг предметов, нужно понять, что за человек преподает каждый из них и с каким багажом он пришел работать в бизнес-школу. Мне в этом смысле повезло: за первые полгода, в течение которых я проходил обязательные предметы и не мог ничего выбирать, я успел со всеми перезнакомиться и разузнать все, что нужно, о профессорах.

Учеба и семья

Высокая нагрузка во время обучения в бизнес-школе, длящегося два года, может вызвать стресс у любого студента. Часто стресс усугубляется тем, что студент не может уделять достаточно времени семье (или, в случае переезда в другую страну, вообще не видит близких в течение длительного периода). Но если вы найдете школу, которая позволит сделать жизнь членов семьи такой же яркой, как и самих слушателей, то это решит многие проблемы.

Все больше слушателей бизнес-школ принимают решение ехать в бизнес-школу вместе со своими близкими. Средний возраст поступающих на программы МВА — 27 лет, и естественно, что у многих уже есть семьи.

В некоторых бизнес-школах число слушателей, имеющих семьи, достигает 40%, хотя около десяти лет назад их было не более 25%.

Если вы учитесь на программе full-time MBA за рубежом, а ваши родные остались дома, то видеться с ними вам удастся максимум несколько раз в год. И это основная причина, по которой студенты бизнес-школ решаются брать близких с собой. Однако даже когда вы нашли необходимые для этого средства и возможности, проблемы не заканчиваются. Они только начинаются, хотя эти трудности будут уже несколько другого рода.

Учебный процесс в бизнес-школах настолько насыщен, что у студентов практически не остается свободного времени, а близкие попадают в своеобразную изоляцию от внешнего мира.

«Лишь половине слушателей вскоре после приезда удается подстроиться под новый ритм жизни, не говоря уже об их спутниках, — объясняет Дэйв Уилсон, президент совета GMAC. — Супруг или супруга студента бизнес-школы обычно отказываются от интересной работы и привычной жизни дома. В итоге они становятся практически запертыми в маленькой квартирке в незнакомом городе, не находя никакого достойного применения своим способностям. Они подсознательно перекладывают вину за все происходящее на партнера. Но и ему приходится несладко. Объем работы, которую необходимо выполнять, обычно составляет 125% от разумно возможного. Учеба требует постоянного общения с коллегами и участия во внеклассных мероприятиях. Постепенно это общение становится чуть ли не единственным способом времяпрепровождения слушателя».

Семейная жизнь не может не пострадать, когда человек превращается в заложника расписания учебных занятий и различных мероприятий (от конкурсов на лучшее решение кейсов и консалтинговых проектов до огромного числа общественных и ориентированных на развитие карьеры клубов). Добавьте к этому стажировку и поиск работы, на которые тоже требуется очень много времени. По мнению представителей бизнес-школ, студенты, которые проводят с семьей очень много времени, просто физически не могут получить от программы всего того, что она может им предложить.

Некоторые супруги относятся к такой ситуации резко негативно. В Террег School of Business, к примеру, многие жены слушателей рассказали, что их супруги в течение первого года обучения для них попросту «умерли». Другие иронизируют, что единственная возможность повидать мужей у них была во время вечеринок по пятницам.

Бизнес-школы сегодня стараются улучшить условия жизни семей слушателей самыми разными способами. Они оказывают активное содействие в оформлении виз, помогают в поиске лучшего жилья. Предлагают устроить детей в детский сад или школу (правда, это стоит денег). Часто в хороших школах существует возможность получения значительных займов для этих целей, а сами слушатели могут заработать дополнительные средства во время летней стажировки.

«За последние несколько лет политика школы в отношении семей слушателей стала для абитуриентов значимым фактором выбора учебного заведения», — такую тенденцию отмечает Дэвид Кейподилупо, исполнительный директор Sloan School of Business. Школы принимают дополнительные меры и разрабатывают специальные программы для семей. Во многих случаях речь идет о «клубах вторых половинок», которые проводят различные мероприятия и оказывают поддержку супругам слушателей. Такие клубы часто играют роль советника по самым разным вопросам, а также проводят развернутые адаптационные курсы для супругов и детей.

Некоторые школы проявляют необычайную активность в привлечении абитуриентов и стараются еще во время их первого приезда на кампус уделить достаточное внимание супругам. Так случилось, к примеру, с Маргарет Артуре, чей муж учится теперь в Dartmouth’s Tuck School of Business. Когда Йэн, супруг Маргарет, приехал с ней на кампус на собеседование, представитель приемной комиссии пригласил ее осмотреть университетский городок, чего не делал никто другой. После того как Йэн получил подтверждение о поступлении, Маргарет позвонила супруге слушателя второго года обучения и предложила обращаться к ней по любым вопросам. Школа называет этот звонок «smile-and-dial».

Columbia Business School уделяет особое внимание иностранным студентам, имеющим семьи. Для них организуются специальные бесплатные занятия по английскому языку, оказывается содействие в процессе переезда и обустройства.

Некоторые школы стараются заботиться и о детях слушателей. Kellogg School of Management знаменита тесным сотрудничеством студентов, преподавателей и администрации школы в этом направлении. В большинстве школ мероприятия для детей проводятся за счет средств родительского клуба, но в Kellogg у детей есть свой собственный клуб, деньги на который выделяются из фонда оплаты студенческих мероприятий. Клуб Kellogg Kids дважды в неделю проводит игровые мероприятия, плюс раз в неделю — занятия по музыке и прикладному искусству. Периодически Kellogg Kids организует выездные мероприятия, например экскурсии в зоопарк и завтраки на природе. Клуб старается уделять много внимания семьям иностранных студентов.

Другое направление деятельности бизнес-школ, способствующее привлечению кандидатов, состоит в поощрении общения между детьми, супругами и студентами не только во время праздников или специальных мероприятий. Крэйг Митчелл и его жена Венди два-три раза в месяц проводят по пятницам семейные встречи Friday Night Families, где дети могут заняться, к примеру, изготовлением поделок, а супруги — вдоволь пообщаться. Вначале встречи Friday Night Families носили неформальный характер и проводились у кого-нибудь дома. Теперь на покупку угощений и необходимых для мероприятия вещей школа выделяет средства из своих фондов.

Иногда семьи объединяются и создают собственные клубы. «Я так устала от этих мужских вечеринок и постоянных разговоров о работе, что организовала свой клуб. Раз в месяц мы ходили в рестораны, где пробовали блюда разных стран мира. Это была отличная возможность познакомиться с другими семьями и с пользой провести время со своими мужьями», — говорит жена одного из слушателей школы.

Конечно, какими бы насыщенными и интересными ни были подобные мероприятия, студенты по-прежнему не смогут проводить много времени с близкими. Однако есть вещи, которые вы можете изменить сами. Например, правильно рассчитывая время встреч учебной группы команды и определив объем работы в течение недели, можно максимально разгрузить уикенд. Один из студентов МВА бизнес-школы Wharton поделился таким опытом: «В нашей группе было двое женатых слушателей, а еще один студент был помолвлен. Поэтому мы проводили встречи строго с 7 до 10 с понедельника по четверг и лишь в крайних случаях — в выходные дни. И так как мы знали, что выходные пропадают, мы гораздо продуктивнее работали в течение недели».

Многие семейные пары мечтают о том, чтобы во время обучения одного из супругов другой мог бы работать и проживание и обучение не слишком сильно ударило по семейному бюджету. Но, как правило, супруга иностранного студента не имеет права на работу за границей. Правда, она может учиться или подрабатывать, например, беби-ситтером.

При подготовке статьи использованы материалы Begin.ru