Совместное будущее

14.04.2007 / MBA в России
Источник: Begin

В России сегодня действуют три вида программ МВА: российские, совместные российско-западные и полностью западные. Они дают достаточно разные по качеству и по направленности знания. Татьяна Лебедева, директор Центра международных образовательных программ Международного банковского института, рассказывает специально для сайта Begin.ruо потенциале совместных программ в России и о том, почему исключительно западные программы пока не очень интересны российским слушателям.

Татьяна, можете ли Вы оценить, как в последние 3–5 лет в России развивались совместные российско-западные и чисто западные программы МВА?

Так как на российском рынке сначала появились западные программы МВА и только потом были созданы российские программы, то вопрос о том, что такое традиционные российские МВА, является весьма дискуссионным. Российско-западные программы существуют на рынке давно, и, на мой взгляд, за последние 3–5 лет в этом сегменте особых перемен, по крайней мере в нашем регионе, не произошло. А вот в сегменте западных программ изменения есть – за последние годы резко возросла активность зарубежных обучающих организаций в России, они проводят рекламные кампании, выставки, всячески борются за место на отечественном рынке.

Необходимо отметить, что в основном серьезные западные программы либо отличаются от российских более высокой стоимостью (если идет реальный процесс обучения западными преподавателями и предполагается получение выпускниками реального диплома западного вуза), либо обучение на них проводится в дистанционной форме, что включает данные курсы в иную нишу образовательных услуг. Программы известных западных бизнес-школ продолжают пользоваться популярностью, и их особенностью является то, что российские работодатели готовы оплачивать обучение своих специалистов на них.

Каковы основные преимущества и недостатки совместных программ по сравнению с российскими?

Первое, и основное преимущество совместных программ заключается в том, что в них сочетаются богатые традиции западного партнера с современными технологиями и методиками преподавания. Качественные совместные программы позволяют слушателям приобрести знания и навыки, которые базируются как на российском, так и зарубежном опыте и учитывают особенности организации бизнеса как в России, так и за рубежом. Причем знания преподаются «из первых рук», а не транслируются через ряд посредников. Важным также является то, что ряд программ предоставляет слушателям право получить диплом западного вуза, что дает реальные конкурентные преимущества с точки зрения карьерного роста и трудоустройства выпускников.

К недостаткам подобных программ можно отнести их относительную дороговизну для слушателей и сложности для организаторов, так как для возможности получения выпускниками реального диплома зарубежного учебного заведения необходимо, чтобы обучение проводилось согласно всем требованиям, предъявляемым к учебному процессу в западном вузе, и соответствовало международным стандартам.

Какова степень участия западного партнера в программе?

Для создания качественной совместной программы МВА в начальной стадии организации степень участия зарубежного партнера должна быть максимально высокой. Это объясняется необходимостью передачи технологий, потребностью в подготовке российских преподавателей и изучении корпоративной культуры и стандартов образования западного партнера. По мере реализации и накопления опыта степень участия может снижаться, но она должна оставаться значимой – около 30–50% временных затрат.

Как Вы считаете, на каком языке должно вестись обучение на совместной программе?

Если выпускники программ получают диплом западного партнера, обучение должно вестись на иностранном языке. Чаще всего на международных программах обучение идет на английском языке независимо от местонахождения вуза-партнера. Если по окончании программы выдается российский диплом, то и обучение должно вестись на русском языке.

Оптимальная пропорция российских и западных преподавателей зависит от особенностей программ, наличия зарубежных стажировок и т.д. На мой взгляд, как минимум 15–20% дисциплин должны преподавать зарубежные партнеры.

Какие Вы можете выделить основные трудности в партнерстве с западными бизнес-школами? Как они преодолеваются?

Трудности в партнерстве – это несоответствие российских и зарубежных образовательных стандартов, необходимость тщательной подготовки всех документов и согласования всех изменений, проведения письменных экзаменов по всем дисциплинам и отправки работ партнеру на проверку, организации учебного процесса с участием западных преподавателей. Трудности преодолеваются с накоплением опыта и установлением устойчивых партнерских отношений.

Оцените перспективы развития в России совместных и западных программ МВА. Какими конкурентными преимуществами должны обладать наиболее успешные программы?

На мой взгляд, если слушатель все-таки хочет обучаться на западной программе, то для получения западного образования оптимально учиться за границей в течение если не всей программы, то по крайней мере существенной ее части. Если проходить учебу в России, то более перспективным, с моей точки зрения, является развитие совместных программ, позволяющих учитывать и российский, и зарубежный опыт.

Наиболее успешные программы должны реализовываться с большой долей участия зарубежного партнера и включать в себя стажировки в других странах. В качестве преподавателей нужно привлекать специалистов (как российских, так и западных), имеющих опыт работы в реальном бизнесе. Слушателям необходимо давать знания, соответствующие как российским, так и международным образовательным стандартам. Итогом обучения должен быть государственный российский диплом МВА и диплом западного вуза.