МВА — точка отсчета, но еще не успеха. Понимание приходит с опытом

Евгений Солоненко Источник: Деловой Петербург

Бытует расхожее мнение, что магистерский диплом MBA открывает широчайшие перспективы для карьерного роста.

Обладание степенью МВА действительно делает специалиста более привлекательным в глазах некоторых работодателей. Как правило, это большие компании, где менеджмент воспринимается как профессия, где уже много квалифицированных руководителей и где многое делается с учетом последних достижений управленческой науки. Но, согласитесь, больших компаний не так уж и много, а количество программ и выпускников множится с каждым годом, конкуренция среди МВА-менеджеров растет.

Одновременно для ряда отечественных компаний наличие степени МВА может являться скорее препятствием к трудоустройству. В России не все работодатели являются «искушенными пользователями» квалифицированных менеджеров, и многих предпринимателей наличие степени у кандидата может даже отпугивать. «Зачем мне, — рассуждает иной владелец бизнеса, — квалифицированный обученный менеджер, который может со временем забрать бизнес? Мне нужен человек, которого я смогу контролировать».

Представим себе менеджера, обладателя степени МВА. И вот такой менеджер попадает в подчинение руководителю или владельцу бизнеса, не являющемуся носителем управленческих знаний, преподаваемых в бизнес-школах. Как складываются отношения этих двух людей? Скорее всего, МВА-менеджер будет прекрасно понимать, что творится в компании, будет видеть, в чем ее сильные и слабые стороны. Такой менеджер может распознавать рыночные возможности и угрозы. Он будет готовить предложения для своего руководства, доказывать, настаивать, может быть, даже убеждать. Но почти всегда МВА-менеджер будет скован в развитии ограниченностью представлений своего начальника.

Многие российские менеджеры, выбирающие программы МВА, задаются вопросом, какой диплом получать — российский или западный. Вопрос на первый взгляд резонный. Но посмотрим глубже. Информация сейчас весьма доступна, границы открыты, знания становятся общим достоянием в кратчайшие сроки. Разница в содержании отечественных и зарубежных программ снижается. В этих условиях становится не столь важно, где ты получил степень, если бизнес-школа имеет необходимые аккредитации. Важным становится ответ на вопрос, что дальше. Знания, получаемые студентами бизнес-школ, являются весьма похожими. МВА — это же стандарт, недаром упоминаются аккредитации. Да, есть специфика. Выпускник Гарварда и выпускник факультета менеджмента отечественного вуза. Но в чем разница — в знаниях? Нет, знания одни и те же. В преподавателях? Скорее да. Опыт у западных преподавателей больше, да и стратегическая практика у них не с 1991 г. начинается.

Но самое важное в МВА — с кем ты учился! И здесь важно не только то, что ты получаешь связи на будущее, но и то, как и с каким усердием учатся окружающие тебя люди. Важна твоя собственная мотивация к обучению и развитию. Получается, что на выходе выпускники разных программ обладают похожими знаниями, но разными возможностями для развития и продвижения по службе.

Чтобы быть продаваемым, востребованным МВА-менеджером, надо быть лучше других. Но если все соответствуют стандарту, как же быть лучше? И здесь на передний план выходят ваши связи и ваша мотивация. Невозможно за 1-2 года обучения глубоко освоить все области управленческого знания, приходится выбирать. Специализация требует постоянного углубления знаний, развития специфических навыков. И это делает МВА-менеджера конкурентоспособным на рынке труда. А эти глубокие знания и навыки часто получаются и развиваются уже в рабочей обстановке, в ходе собственной управленческой практики выпускников программ МВА. Собственно, только практика работы и делает МВА-менеджера профессионалом.

Автор: Евгений Солоненко, тьютор и выпускник программы MBA Школы Бизнеса Открытого Университета;