Корпоративный e-learning: развивать или покупать?

Юлия Беловицкая Источник: Элитный персонал

Пока российские руководители присматриваются к возможностям электронного обучения, западные компании активно используют этот инструмент для повышения компетентности персонала. О перспективах развития отечественных e-learning-программ рассказывает Владимир Тихомиров, ректор Московского университета экономики, статистики и информатики, председатель Экспертно-консультативного совета Комитета по образованию и науки Госдумы РФ, президент Международного консорциума «Электронный университет».

— Владимир Павлович, еще несколько лет назад технологии e-learning в обучении для взрослых вызывали открытое недоверие. Как изменилась ситуация на сегодняшний день?

— Безусловно, доверие к этим технологиям в России сейчас значительно выше, чем это было 10-15 лет назад, когда многие руководители и сотрудники компаний просто не имели достаточной подготовки для работы на компьютере. Причем, по темпам внедрения дистанционных форм обучения корпоративный сектор значительно опережает академическую сферу. Однако сказать, что ситуация в целом удовлетворительная, я не могу.

Посмотрите, за рубежом индустрия e-learning является одной из самых быстрорастущих областей Hi-Tech. В сфере корпоративного обучения порядка 40% HR-менеджеров в Европе и США считают электронное обучение и аттестацию персонала стратегическим инструментом управления предприятием. В России же менее 10% HR-ов применяют эти технологии. Для руководителей кадровых служб компаний нужно проводить специальные семинары, повышать уровень их осведомленности в этой сфере.

— Как e-learning вписывается в уже сложившуюся систему подготовки кадров компании?

— В организациях, активно использующих e-learning, сложившаяся структура переподготовки кадров постепенно меняется. Еще недавно пределом совершенства считались корпоративные университеты, где сотрудники периодически проходили очные курсы. Соизмеримы ли затраты на организацию такой формы обучения с реальными результатами? Сначала вкладываются значительные средства в проведение семинаров и тренингов, а через некоторое время часть сотрудников увольняется, приходят новые. Однако на сбор следующей очной группы уходит время. В этом смысле дистанционное обучение более эффективно, потому что каждый студент может обучаться по своему графику и сразу вписываться в рабочий процесс.

Приведу другую типичную ситуацию. Предположим, что в компании появилась новая должность для одного или двух сотрудников. Что легче — отправить их в бизнес-школу или предложить специальный e-курс? Во всем мире активно практикуется разработка специализированных электронных обучающих программ под те компетенции, которые компания надеется увидеть в своем новом менеджере. Подобная тактика особенно интенсивно применяется в быстроменяющихся областях: сервисе, продажах, управлении. В ряде западных стран сейчас разработаны достаточно емкие классификаторы компетенций, включающие до 250 тысяч пунктов. Курсы создаются с «нуля» либо берутся из репозитариев — баз данных, где хранятся накопленные учебные материалы. Этот способ гораздо быстрее и дешевле, чем проведение отдельных тренингов.

— В состоянии ли российские провайдеры e-learning предложить качественный контент для курсов?


— Для того чтобы проект по внедрению дистанционных форм обучения был успешным, нужно изначально правильно определить его цели, выбрать развиваемые компетенции сотрудников. В электронный курс встраивается система внутреннего (самостоятельного) и внешнего (с помощью тьютора) тестирования. Однако качественные корпоративные курсы у нас пока создаются не в массовом порядке, а под заказы отдельных компаний.

На Западе 30% продуктов индустрии e-learning создается в университетах. Остальная доля приходится на разработки бизнес-сообщества, малый и средний бизнес. Помимо контента, сюда добавляются различные технические средства — мобильные доски, средства памяти и отображения, мобильные проекторы и т.д. К сожалению, Россия по этому показателю занимает одно из последних мест в рейтинге развитых стран.

— Что из технических новинок уже можно встретить на российском рынке?

— Развитие e-learning происходит вслед за совершенствованием компьютерного оборудования. Сейчас одним из самых прогрессирующих направлений является mobile learning (или m-learning), то есть учебные курсы, специально разработанные для мобильных телефонов, карманных компьютеров и коммуникаторов. В принципе по содержанию это такие же курсы, что и для обычных ПК. С другой стороны, приходится учитывать особенности работы с малыми экранами, несколько иначе структурировать текст, размещать меньше мультимедийных вставок. С использованием Wi-Fi m-learning обретает хорошие скорости передачи информации и, соответственно, находит более широкое применение.

— Одним словом, теперь не проблема — взять электронный курс с собой в командировку. Тем не менее, насколько результаты обучения зависят от прилежности самого студента?

— Опыт показывает, что, несмотря на все преимущества e-learning — мобильность, индивидуальная скорость обучения, возможность самоконтроля за усвоением материала, — далеко не каждый студент обладает достаточной мотивацией. Например, в МЭСИ был разработан курс для обучения 800 преподавателей из одного российского университета. В настоящий момент лишь 8% вовремя заканчивают программу, остальные постепенно за ними подтягиваются.
Весомым преимуществом e-learning для компаний является возможность одновременно обучать своих сотрудников в удаленных филиалах. В этом случае электронная технология выступает в качестве корпоративного ресурсного центра, аккумулирующего информацию не только для нынешних, но и для будущих кадров компании. Например, мы обучили несколько тысяч сотрудников Государственного комитета по статистике, работающих в разных регионах России. Сейчас работаем с «Норильским Никелем» и «Роснефтью». В нефтегазовой отрасли людям приходится порой работать на очень удаленных точках, для них дистанционное обучение — единственный шанс повысить квалификацию без отрыва от производства.

— Каковы перспективы развития e-learning в России?

— Для масштабного развития отрасли необходимы колоссальные усилия. По моим оценкам, к требуемому на сегодняшний день уровню знаний в данной сфере и созданию понятийного аппарата мы придем примерно через 10 лет. Увы, но за это время остальные страны совершат гигантский скачок, и Россия просто не сможет достойно конкурировать с западными предложениями индустрии e-learning. С созданием российских курсов e-learning может произойти то же самое, что уже произошло с производством электронной техники, программного обеспечения, — мы будем покупать готовые продукты на Западе. Сейчас нужно активно развивать полученный позитивный опыт. Только так удастся не растерять интеллектуальный потенциал и обеспечить отечественные компании учебными материалами на основе российского опыта ведения бизнеса.

  • Что ожидает e-learning?
    По данным исследования, проведенному Гильдией e-learning в 2006 году, приоритетные цели развития сферы e-learning распределены следующим образом: улучшение качества e-learning контента (33% опрошенных), обеспечение глобального доступа к e-learning контенту (21%), увеличение продаж e-learning продуктов (17%), уменьшение времени цикла проектов e-learning (13%), снижение стоимости доставки контента (6%), другое (10%).
    По мнению респондентов, для успешного применения e-learning в корпоративном секторе наибольшее внимание необходимо уделять следующим направлениям: производство и доставка e-learning контента (25%), развитие корпоративной стратегии e-learning (17%), внедрение и использование технологий и инструментов e-learning (17%), управление и оценка эффективности инициатив e-learning (14%), учет потребностей и пожеланий обучающихся (12%), увеличение технологических мощностей для поддержки e-learning (11%), другое (4%).
    В ближайшее время применение e-learning для подготовки не только сотрудников компании, но также клиентов и партнеров значительно возрастет (по мнению 20% опрошенных), умеренно возрастет (38%), останется на том же уровне (16%). Применение комплексных медиа-копонентов (симуляций, коллаборативных инструментов, потокового аудио и видео, технологии Flash) в развитии e-learning контента значительно возрастет (27%), умеренно возрастет (46%), останется на том же уровне (20%).
    По материалам www.eLearningGuild.com

Как изменится применение инструментов e-learning в вашей компании в ближайшем будущем? (в % от числа опрошенных)

Блоги

Подкасты

Mobile learning

Обучающие игры

 

Значительно возрастет

8

9

9

11

Умеренно возрастет

24

22

29

32

Останется на том же уровне

16

12

19

25

Умеренно сократится

1

1

1

1

Не знаю

12

18

15

12

Мы не будем применять этот инструмент

39

38

27

19

 По материалам www.eLearningGuild.com



Где можно узнать о возможностях e-learning?

• AAODL — American Association Of Distance Learning (США),
http://aaodl.net
• EFQUEL — The European Foundation for Quality in eLearning (Бельгия),
http://www.qualityfoundation.org
• EADL — European Association for Distance Learning (Нидерланды),
http://www.eadl.org
• EDEN — European Distance and e-Learning Network (Венгрия),
http://www.eden-online.org
• ODLAA — The Open and Distance Learning Association of Australia, Inc (Австралия),
http://www.odlaa.org
• CADE — Canadian Association for Distance Education (Канада),
http://www.cade-aced.ca
• FIED — Federation Interuniversitaire de l’Enseignement a Distance (Франция),
http://www.fied-univ.fr
• fffOD — Forum Francais pour la Formation Ouverte et a Distance (Франция),
http://www.fffod.org
• EENet — The European Experts’ Network for Education and Technology (Германия),
http://www.eenet.org
• NADE — Norwegian Association for Distance and Flexible Education (Норвегия),
http://www.nade-nff.no
• E-leraning Network (Сербия),
http://www.eln-online.org
• EUCEN — European Universities Continuing Education Network (Испания),
http://www.eucen.org
• SADE — Swedish Association for Distance Education (Швеция),
http://www.sverd.org
• ЕАДО — Евразийская ассоциация дистанционного образования (Россия),
http://www.dist-edu.ru