Как известно, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Помочь перейти из второго состояния в первое — главная задача всевозможных психологов, психоаналитиков и бизнес-консультантов. Одни специалисты действуют по принципу скульптора-монументалиста: отсекают всё «лишнее» — детские травмы, комплексы, болезненные фиксации. Другие, напротив, обращаются к лучшей части нашего «я», помогая развить её. Именно таковы принципы очень модного консультативного направления — коучинга.
За рубежом коуч-подход процветает уже второе десятилетие, в России он пока в новинку. И если в Москве и Питере специалисты-коучи уже начинают пользоваться устойчивым спросом (материалы о них можно найти даже в гламурном «Космополитене»), то в Красноярске реально практикующих коучей можно сосчитать по пальцам. Корреспондент ЭКО попытался выяснить, почему эта ниша на местном консалтинговом рынке до сих пор не заполнена и каковы её дальнейшие перспективы.
Путь к себе
В буквальном переводе с английского «коуч» — тренер, наставник. Термин пришёл из спорта, а в бизнес-психологии его первыми стали использовать адепты НЛП. В бизнесе коуч — это консультант по развитию карьеры, личный тренер для лидера и профессионала. Основной постулат коучинга гласит: в каждом из нас заложена способность к росту и самосовершенствованию, подобно тому, как из маленького жёлудя может вырасти могучий дуб. «Коуч даёт клиенту возможность глубже осознать действительность. Предполагая, что подопечный изначально самодостаточен и может принять эффективное решение, тренер помогает ему углубить видение ситуации и выбрать наилучшую из имеющихся возможностей», — объясняет бизнес-консультант Кирилл Дюндик.
Проще говоря, миссия коуча — помочь подопечному вырасти. Как утверждает директор красноярского «Коуч-центра» Наталья Можейко, клиентом такого тренера может стать кто угодно: директор, домохозяйка, студент — словом, любой человек, который чувствует потребность стать лучше и успешнее. Но пока всё-таки коучингом больше интересуются топ-менеджеры.
Главная «фишка» коучинга в сравнении с другими видами бизнес-тренингов — специальная методика задавания вопросов. Вопросы должны быть «развивающими» — зачастую провокационными и не всегда приятными. Правда, предостерегает заместитель директора компании «Финансовые технологии» Алексей Зобов, коучу необходимо соблюдать максимальную осторожность: «Недостаточный профессионализм тренера может привести к серьёзным разрушениям в сознании клиента. Как острый меч в руках неопытного жонглёра, неправильно сформулированный вопрос может больно ранить».
Ненаглядные отличия
Некоторые собратья по цеху — консультанты, психологи, бизнес-тренеры — обвиняют коучей в отсутствии самобытности. «Любой бизнес-тренинг — это обучение неким навыкам работы — основам ведения бизнеса, самоорганизации, тайм-менеджмента — и контроль над применением этих навыков. Фактически эти функции аналогичны тренерским в спортивной команде. Соответственно, любой бизнес-тренер — это и есть коуч», — считает Александр Корягин. Его мнение разделяет Алексей Зобов: «Термин «коучинг» придумали лет 20 назад психотерапевты и психоаналитики, чтобы ухватить свой кусок пирога в условиях жёсткой профессиональной конкуренции. Думаю, это скорее рекламная уловка, чем оригинальная методика».
Основания для таких заявлений есть, ведь коучинг возник на стыке психологии, НЛП, психотерапии, менеджмента и много чего ещё. Наталья Можейко не видит в этом ничего страшного: «Все позитивистские техники не противоречат друг другу. Коучинг выделился как отдельное течение, направленное главным образом на раскрытие потенциала человека».
Так в чём же оригинальность коучинга? Представьте, что вы приобретаете утюг и выясняете, каковы его функции. Бизнес-консультант даст вам подробную инструкцию, как пользоваться утюгом. Тренер-наставник покажет на собственном примере, как нужно гладить. Коуч же поинтересуется: а зачем, собственно, вам утюг? Не собираетесь ли вы этим предметом, к примеру, забивать гвозди или, не дай бог, использовать его как холодное оружие?
Обычная продолжительность коуч-сессии — 20–30 минут, но иногда она длится и меньше — 5–10 минут. Часто используется удалённое взаимодействие — консультации по телефону, электронной почте и т.д. Работа в индивидуальном режиме довольно продолжительна и может занять несколько месяцев.
В процессе любого бизнес-тренинга, будь то активные продажи или искусство убеждения, клиент осваивает или совершенствует определённый навык. А в рамках коучинга клиент с помощью тренера прежде всего определяет, в каком направлении ему нужно двигаться. Перед началом коуч-сессии задаётся тема, и тренер, задавая вопросы, её придерживается. При этом в ходе беседы может быть принято решение посетить тот или иной тренинг или обратиться к узким специалистам — психологу, экономисту и т.д. Принципиально важный момент: коуч ничего не навязывает своему подопечному — ни целей, ни задач, ни выводов и решений. Человек должен всё сделать сам, используя тренера, по выражению Кирилла Дюндика, в качестве своего «второго мозга».
Тренер, который всегда с тобой
На Западе коучинг — один из инструментов управления персоналом. Его используют для нематериальной мотивации работников, «выращивания» талантливых специалистов и потенциальных лидеров, для создания успешных команд. Существует две разновидности коучинга — «внешний», когда задействованы внештатные специалисты, и «внутренний», который является скорее стилем руководства в компании. В таком случае вышестоящий сотрудник (начиная с самого главного руководителя) становится тренером для подчинённых. «Когда человек приходит с проблемой к начальнику, тот может задавать ему «развивающие» вопросы, например, как можно выполнить какую-либо задачу лучше. Это стимулирует подчинённых эффективнее, чем прямые указания», — объясняет Наталья Можейко.
В России успело сформироваться мнение, что коучинг — это персональный тренинг, причём исключительно для руководителей. Однако это не совсем так. Действительно, тренеры часто работают с топ-менеджерами в индивидуальном режиме, но и прочие «звенья» компании вполне могут участвовать в коуч-тренировках, в том числе групповых. «Любая система работает по принципу «умножения на ноль»: если какой-либо ключевой элемент не выполняет своих функций, эффективность всей системы стремится к нулю. Представьте себе автомобиль: он вполне может ехать без лобового стекла, но не может без колёс. Так же и с бизнесом: необходимо «подтягивать» все слабые звенья. Поэтому задача бизнес-тренера — определить, какие ключевые элементы в данное время требуют поддержки, и работать с ними. Таким элементом может быть и директор, и линейный менеджер, и рядовой сотрудник», — говорит Александр Корягин.
Наталья Можейко, директор «Коуч-центра»:
— Многие руководители в своей работе интуитивно или вполне осознанно уже сегодня используют методы коучинга. Яркие примеры руководителей-коучей — Владимир Путин, Александр Хлопонин.
Хотя у нас пока интенсивнее развивается «внешний» коучинг, эксперты полагают, что будущее всё-таки за коучингом «внутренним», когда он становится не разовой акцией, а стилем руководства. Вариант «топ» в роли коуча«, по мнению Кирилла Дюндика, более эффективен, поскольку является «долгоиграющим». Хороший директор или топ-менеджер должен постоянно помогать подчинённым выбирать наиболее действенные варианты решения проблем, заставляя включать нестандартное мышление, а не использовать типовые схемы. И здесь техника «правильных вопросов» зачастую более результативна, чем любые другие, поскольку активизирует творческое воображение. Ведь хороший менеджер — это не тот, кто знает все ответы, а тот, кто умеет задавать хорошие вопросы.
Практическая магия и её разоблачение
В теории коуч-подход выглядит очень позитивно и привлекательно, и потому не совсем понятно, отчего же до сих пор каждый красноярский предприниматель не обзавёлся персональным тренером. Наталья Можейко винит в этом информационный вакуум — потенциальные клиенты просто не знают о существовании коучинга: «Когда люди знакомятся с коуч-подходом, многие понимают: это именно то, чего им не хватает!»
По мнению бизнес-тренера Дениса Зернова, отчасти причина кроется в непрофессионализме самих коучей: «Коучинг, как любая модная волна, приносит много пены. И какие-то люди, прошедшие краткосрочные курсы, смело именуют себя коучами, хотя реального опыта у них нет». Столкновение с непрофессионалами, безусловно, отбивает у клиентов желание работать в этом направлении дальше.
Кроме того, многие воспринимают коучинг как своеобразную магию, которая повысит прибыли и заставит весь персонал работать с бешеным энтузиазмом за скромное вознаграждение. При индивидуальном тренинге у клиентов часто возникает желание свалить всю ответственность за принимаемые решения на коуча. И если подобные ожидания не оправдываются, естественно, клиент остаётся как минимум недоволен.
Денис Зернов, бизнес-тренер:
— Главное качество коуча — умение задать сильный вопрос. Развивающий, бросающий вызов. Поэтому коуч, задавая вопросы, должен полностью «опустошать» свою голову, чтобы слышать клиента, и быть готовым к любым результатам.
Однако коучинг отнюдь не волшебная палочка. Главную внутреннюю работу по достижению намеченной цели выполняет сам клиент. Коуч своими вопросами лишь направляет. «Консультанты и коучи — это не продавцы папирос. После тренингов от «папирос» остаётся только «дым». И этот «дым» многие клиенты расценивают как обман — ведь они ждут конкретных рекомендаций. А вместо этого получают вопросы, иной раз неожиданные и провокационные, вынуждающие мыслить нешаблонно», — резюмирует Кирилл Дюндик.
Избежать обоюдного разочарования можно, если предварительно рассказать клиенту о характере взаимодействия, уверен Денис Зернов: «Хороший коуч должен описать процесс и предупредить, что конкретных советов не будет. Задача тренера — помочь подопечному взглянуть сверху, с отстранённых позиций на весь свой опыт, проанализировать его и принять наилучшее решение».
Живее всех живых
Справедливости ради следует отметить, что техника развивающих вопросов известна ещё со времен Сократа. Великий философ не вдалбливал знания своим нерадивым ученикам, а вёл с ними неторопливые беседы. И методику, которую сегодня мы называем коучингом, на протяжении нескольких веков именовали «сократическим диалогом». Так что у коучинга имеется солидный идеологический базис.
Что касается настоящего, то на Западе коучи входят в хит-парад самых высокооплачиваемых специалистов, наряду с адвокатами, управляющими банками и психоаналитиками.
В Европе действует несколько профессиональных организаций, которые контролируют соблюдение стандартов качества, в частности Европейский совет по коучингу и наставничеству (EMCC — European Mentoring and Coaching Coun-cil) и Ассоциация профессиональных коучей и супервайзеров (APECS — Association of Professional Coaches and Supervisors).
В России коуч-услуги пока никто и никак не регулирует. Всё держится на честном слове самих тренеров. Любой желающий может объявить себя коучем, благо этот вид деятельности не лицензируется. Но, несмотря на простоту (и дешевизну) вхождения в этот сегмент рынка бизнес-консалтинга, здесь пока фактически нет конкуренции, особенно в регионах. «Перспективы развития коучинга многообещающи. В появлении большего числа тренеров, в конечном счёте, заинтересовано общество. Ведь наши клиенты становятся более успешными, счастливыми, свободными, а значит, улучшается и общественный климат», — утверждает Наталья Можейко.
Теоретически каждому из нас пригодился бы персональный тренер — внимательный, понимающий, умеющий задать нужный вопрос в нужный момент. Многие крупные бизнесмены и политики уже «доросли» до использования такого подхода в своей жизни и работе. Наталья Можейко, к примеру, уверена, что Владимир Путин и Александр Хлопонин — эффективные руководители-коучи. И это позволяет верить в светлое будущее коучинга в отдельно взятой стране. Даже если этот подход будет называться как-то иначе. Как полагает Кирилл Дюндик, истинный тренер ориентируется на суть, и не важно, какое название у метода, который принёс подопечному реальную пользу. В идеале человек вообще должен стать коучем самому себе. И тогда успех не заставит себя ждать.