Лишь 15% украинских компаний систематично проводят обучение своего персонала.
По данным исследования тренинговых компаний, проведенного в 2006 году, больше половины отечественных предприятий принимают решение о развитии своего персонала спонтанно и хаотично. Они время от времени отправляют сотрудников на открытые тренинги и семинары. Еще 35% компаний вообще не занимаются обучением сотрудников, и лишь 15% предприятий обучают персонал постоянно. При этом применение той или иной методики тренинга зависит как от уровня компании, так и от конечной цели, которую ставит руководство.
Исходя из этого выделяют внутренние тренинги — то есть занятия со специалистом, приглашенным в компанию, или же тренером из числа работников компании, и внешние тренинги, когда специалисты направляются на одно-, двух- и больше дневное обучение. Тренинги часто путают с курсами повышения квалификации, но это не так. «В принципе, курсы повышения квалификации специалисты проходят в среднем раз в три года. Меняются технологии, и человека отправляют на такие курсы, где он получает хорошую теоретическую базу, но такая «голая теория» ужасно скучна», — говорит заместитель начальника управления подбора и согласования персонала Укрпромбанка Оксана Курасса.
В настоящее время наиболее популярными являются тренинги по финансам и аудиту, управлению персоналом, менеджменту, бухгалтерскому учету. В меньшей степени компании интересуют право, связи с общественностью и банковская деятельность.
Мы к вам приехали на час…
Считается, что внешние тренеры зачастую могут принести «свежее дыхание» в деятельность компании и настроить работников на эффективную работу. Такие специалисты в большинстве своем имеют высокую мотивацию и стремление достичь результата. Ведь от этого зависит, будет ли данный тренер востребован в будущем. Следует отметить, что стоимость такого «тренинга с привлечением» обойдется компании от $1000-2000 в день. Наиболее популярными и, соответственно, наиболее востребованными компаниями на рынке тренинговых услуг являются: Delloite Academy (финансовая отчетность, HR и развитие топ-менеджмента), Golden Staff Group (логистика, подбор персонала, психология), Киево-Могилянская бизнес-школа (менеджмент, маркетинг), Международный институт бизнеса (бухгалтерский учет, налогообложение, менеджмент), консалтинговая компания «Вертан» (право).
Своими силами
«Необходимо быть очень осторожным при выборе тренинговых компаний. В Украине спектр их услуг довольно обширный, а качество не всегда надлежащее. Многие проводят тренинги только с целью заработать, и поэтому лекции читаются по одной и той же методике, не учитывая внутренних особенностей компании и коллектива», — предупреждает начальник департамента стратегического маркетинга группы компаний «ВиДи» Анатолий Спольников.
Тренер, работающий в штате компании, в большинстве своем ориентирован на достижение стратегической цели и знает, чего от него ожидают. К тому же его услуги обойдутся компании намного дешевле, в частности от $1000 до $1500 в месяц. Оксана Курасса отмечает, что, по ее опыту, у внутреннего тренера уровень ответственности обычно выше. «Он в фирме на постоянном месте работы, а значит, и постоянно отвечает за результаты», — подчеркивает она.
Эксперты отмечают, что для больших компаний, в которых работают сотни, а иногда тысячи специалистов, тренинговый отдел необходим. Тренинги могут проводиться как по однотипным программам, к примеру, «техника продаж», так и для профессионалов, работающих в компании, скажем, юристов, менеджеров по персоналу, бухгалтеров. При этом для работы в таких центрах могут быть задействованы и внешние тренеры. «Для того чтобы был толк, такой центр должен иметь широкий спектр специалистов: психологов, маркетологов, менеджеров и т. д. И все же огромный центр малоэффективен и требует больших затрат. По большому счету, такие структуры нужны компаниям, специализирующимся на сетевом и многоуровневом маркетинге, как Avon, Marry Kay, там где большое количество всяких супервайзеров», — считает Анатолий Спольников.
Как правило, приглашение внешних тренеров или направление специалистов на внешнее обучение выбирают небольшие компании с численностью сотрудников до 100 человек.
При этом стоимость внешнего обучения в среднем обходится компании от $100 до $200 в день за человека. Поэтому, отправляя на внешнее обучение группу из 10 работников, стоит подумать: не лучше ли (и дешевле) пригласить тренера к себе?
Каждый выбирает для себя
Многие специалисты считают, что рациональнее всего брать в штат одного тренера, месячная зарплата которого будет примерно равна оплате однодневного тренинга в обучающей компании. Можно даже найти специалиста, который владеет целым набором тренингов (по продажам, переговорам, сплочению команды, формированию корпоративной культуры и пр.). Главное, ознакомить его со спецификой вашей компании.
Однако нужно понимать и то, что один тренер не сможет обучить персонал по всем направлениям. Поэтому узкопрофильных специалистов и топ-менеджеров, скорее всего, придется направлять на курсы и тренинги непосредственно в учебные центры.
Но существует еще один вариант: можно принять на работу тренинг-менеджера, задача которого — выявлять потребности компании и приглашать для обучения сотрудников различных специалистов со стороны. Такой специалист должен хорошо ориентироваться на рынке внешнего обучения и знать стратегические цели компании. При этом стоимость такого тренера может достигать $5 тыс. в месяц.
Минус тренингов — краткосрочный эффект
Маркетолог компании по исследованию рынков «Фокус Плюс Украина» Наталья Спольникова считает, что тренинги должен читать специалист — как теоретик, так и практик.
– Какой тренер эффективнее — внешний или внутренний?
– Для топ-менеджеров, например, эффективнее приглашать тренеров из вне. Сотрудник, в данном случае внутренний тренер, который погружен в проблемы и среду этой компании, не всегда может оценить какие-либо аспекты со стороны. Когда же человек приходит из вне, он приходит с независимым взглядом, с какими-то новыми знаниями и может посмотреть на проблему объективно.
Как правило, внутренний тренер «варится в собственном соку» и не всегда объективен. Кроме того, внутренний тренер может быть хорошим специалистом, предлагать интересные выходы из ситуаций, иметь отличные практические навыки, но, поскольку этот человек давно в компании, к нему могут относиться как к рядовому сотруднику.
– Можно ли тренинг рассматривать как дополнение к высшему образованию?
– Это и есть основная проблема. Тренинги в нашем обществе во многом воспринимаются как такой «мини», сжатый курс образования для человека, у которого его как такового нет. Образно говоря, берут «нулевого» человека, который ни сном, ни духом в определенной сфере, и отправляют на тренинг. Считается, что тренинг может дать те недостающие знания, которые должны накопиться за несколько лет обучения на стационаре в университете. Большинство тренингов широкотематические, и в таком случае они приносят больше вреда, нежели пользы, потому что потом на такого человека опираются как на специалиста, которым он не является.
– Правильно ли считать, что тренинги — это просто усовершенствованные курсы по повышению квалификации?
– Курсы по повышению квалификации и тренинги — разные вещи. Повышение квалификации — это курсы по обмену опытом. На самом деле, на них можно получить намного больше практической полезной информации, чем на тренингах. Последние же дают просто очень сильный мгновенный эффект в качестве толчка. Если в ближайшее время то, что было дано на тренинге, не реализуется, пройдет неделя, и это внутреннее желание к развитию сойдет на нет. С одной стороны, это плюс, с другой — минус.
Зачастую, кроме эмоционального посыла, тренинги ничего не дают. Применение на практике полученных знаний я почти не видела. Считаю, что для тренингов такой краткосрочный эффект — это минус.
– Кто может стать тренером? Должен ли это быть обязательно суперспециалист?
– У меня была возможность сравнить два тренинга по узкой специализации. Одни тренировали рекламистов-маркетологов, а другие проводили занятия по программному обеспечению. В первом случае я как специалист смотрела на тренера со значительной долей недоверия, потому что замечала весомые ошибки и пробелы в тех приемах, которые предлагала тренер. Когда же проводили тренинг по специальным компьютерным программам, которые используются при подготовке отчетов, презентаций, я получила практический навык. Преподаватель объяснила те вещи, которые мне нужны, которые могу теперь с легкостью применять.