Нет плохих работников, есть плохие менеджеры

Кэрол Хаймовиц

Вместо того чтобы вести войну за таланты на рынке труда, руководителям следует сосредоточиться на талантах неиспользуемых, но имеющихся в их распоряжении. Для этого надо держать ситуацию под контролем — регулярно убеждаться, что подчиненные учатся и повышают квалификацию.

В компаниях работает много сотрудников, которые чувствуют, что их используют не в полную силу или вовсе игнорируют. Такие люди живут по инерции или ищут новую работу. Согласно недавнему исследованию компании Gallup Organization 70% работников компаний США чувствуют себя “свободными” от работы “совсем” или “частично”.

“В подразделениях, где много недовольных, больше прогулов, ниже производительность, на 51% выше коэффициент текучести кадров, чем там, где сотрудники заняты активно”, — говорит Джеймс Хартер, ведущий научный специалист подразделения Gallup, занимающегося международным менеджментом.

Основная разница между человеком, чувствующим себя ценной частью компании, и сотрудником, не загруженным работой, заключается в их непосредственном начальнике. Большинство “ценных кадров” работают с менеджерами, которые тратят много времени на то, чтобы помочь подчиненным добиться успеха. Менеджеры, уделяющие внимание талантам, дают им задания, в которых раскрываются их сильные стороны, следят за тем, чтобы у людей были необходимые ресурсы для эффективной работы, уважают их мнение и способствуют их карьерному росту.

“Роль менеджеров, действительно руководящих людьми, развивающих их таланты и тем самым создающих для компаний устойчивую прибыль, недооценена”, — говорит Хартер, написавший в соавторстве с Роддом Вагнером, также работающим в Gallup, книгу “12: элементы отличного управления” (“12: The Elements of Great Managing”). Если бы такого рода деятельность ценилась выше, компании не назначали бы руководителями людей, которые понятия не имеют, как мотивировать подчиненных. И виновато в этом высшее руководство, которое оценивает менеджеров по финансовым результатам, а не по тому, насколько хорошо они заботятся о подчиненных и удерживают их на работе.

Многие менеджеры, ориентированные на работу с людьми, обладают врожденными навыками обучения или когда-то работали под руководством начальника, который был им хорошим наставником. Питу Вомстикеру, генеральному директору западного подразделения компании Cargill, производящего корма для животных, было 15 лет, когда он получил работу в пищевой компании в Летбридже в канадской провинции Альберта. Его начальник, основатель компании, часто интересовался жизненными планами юного подчиненного. После окончания колледжа Вомстикер стал работать в Cargill, компании — поставщике сельскохозяйственных и других продуктов и услуг. Но его первый начальник до сих пор остается близким другом и примером для подражания. Я, как и он, задаю подчиненным множество вопросов, чтобы понять, “под каким соусом их подать”, говорит Вомстикер. Пять лет назад его назначили в консалтинговую компанию западного подразделения Cargill, чтобы он исправил в ней ситуацию. Для начала он проанализировал, кто из сотрудников с какой работой лучше всего справляется. Он поручил тихому осмотрительному клерку работу по анализу способов повышения производительности в компании. “У него был технический опыт, он работал в Тайване, поэтому разбирался в разных культурах — и человек расцвел на этой работе”, — говорит Вомстикер. Сам он регулярно дает советы сотрудникам, выслушивает их проблемы, вместе с ними отвечает на звонки клиентов и ездит в командировки. “В корпоративной культуре некоторых компаний крайне нетерпимо относятся к тому, что кто-то не совсем подходит для данной работы, тогда его отпихивают в сторону и назначают кого-то другого, — добавляет Вомстикер. — Когда я вижу, что человек хотя бы наполовину подходит, то стараюсь понять, что происходит с ним на работе и дома, чтобы найти пробелы в обучении, которые я могу помочь заполнить”.

Например, понаблюдав за Люком Уэллсом, молодым сотрудником, в чьи обязанности входит беседовать с клиентами, Вомстикер предложил ему “вести себя как борец-профессионал”. Он сказал Уэллсу: “Ничего, если несколько раз ты окажешься в нокдауне, но ты должен быть уверен, что я никогда не допущу нокаута”. Сейчас Уэллс сам стал менеджером и ведет себя с подчиненными так же. “Мы работаем по 8-12 часов в сутки, но нам нравится. Благодаря Питу у нас очень сплоченная команда, почти семья”, — говорит Уэллс.

В компаниях, возглавляемых гендиректорами, которые оценивают менеджеров по тому, насколько успешно они развивают таланты сотрудников, обычно более преданный персонал. Генеральный директор компании Campbell Soup Дуг Конант поощряет менеджеров, которые находят таланты и за счет этого добиваются повышения производительности. Показательна в этом смысле деятельность Лизы Уолкер, бизнес-директора команды продуктов для здоровья в Campbell USA. Она знала, что ей нужны энергичные сотрудники для поддержки нового направления. Уолкер укрепила ряды, уделив равное внимание и лучшим работникам, и тем, кто нуждался в помощи. “Когда кто-то старается изо всех сил, но у него не получается, это сказывается на всех, потому что им приходится поддерживать слабого. Значит, в моих интересах и в интересах компании помочь этому человеку”, — говорит Уолкер. Ей радостно, когда благодаря ее советам талантливые сотрудники получают повышение. Уолкер научила одного способного молодого человека, который любил “спешить с проектами”, почаще советоваться с коллегами — этот навык необходим, если хочешь расти. Позже этот сотрудник сказал Уолкер: “Вам и компании действительно небезразличен мой успех”. “Это был лучший отзыв, который я получала за все время работы менеджером”, — вспоминает она.

Как понять, что сотрудник недоволен работой и готов уволиться?

Об основных признаках, которые указывают на то, что сотрудник недоволен работой и в скором времени может уволиться...

Что сделать для повышения производительности труда офисных сотрудников?

Управление персоналом в реалиях современной жизни складывается из огромного количества составляющих, каждая из которых важна и требует внимательного рассмотрения. Одним из значительных моментов является...

Государство вплотную занялось подготовкой кадров для управляющих компаний в сфере ЖКХ

На сегодняшний день услуги управляющих компаний повсеместно применяются на территории России, в связи с чем востребованы специалисты соответствующих специальностей, обладающие необходимыми знаниями для грамотного...

Как повысить эффективность работы сотрудников?

На современном этапе организация деятельности любой компании предусматривает учет огромного количества моментов, особенно тех, что связаны с управлением персоналом. В этой сфере не существует...

Нет плохих работников, есть плохие менеджеры

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.