Новые программы МВА в России появляются каждый год, и сегодня потенциальному слушателю бизнес-школы становится непросто выбрать качественное образование. Ректор Института бизнеса и делового администрирования (ИБД) Академии Народного Хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ рассказывает о том, как необходимо выбирать бизнес-школу.
— Насколько качество бизнес-образования связано в длительностью присутствия школы на рынке?
Хорошая школа должна иметь значительный опыт работы на рынке: 10-15 лет, в крайнем случае – не менее 5. Все, что меньше, должно вызывать сомнения. Новые программы могут быть в лучшем случае неплохими. Новые школы практически никогда не могут сразу стать хорошими или отличными. Единственный путь для них – это привлекать лучших преподавателей из лучших школ бизнеса.
Существует заблуждение о том, что хороший вуз или университет с богатыми традициями может сходу, «со стапелей» создать бизнес-школу, опираясь на блестящий преподавательский состав, который складывался десятилетиями. Проблема в том, что преподаватель бизнес-образования и преподаватель классической высшей школы обладают компетенциями, которые иногда взаимно исключают друг друга. Хороший преподаватель высшей школы должен быть методистом,который умеет объяснить материал студенту (дать фундаментальные знания), а хороший преподаватель бизнес-школы должен уметь не хорошо излагать знания, а молчать на занятиях, быть фасилитатором. Программа МВА позволяет обменяться опытом управленческой работы тем, кто сидит в классе. Поэтому те компетенции,которыми обладают блестящие преподаватели-лекторы, часто оказываются деструктивными в бизнес-школе. Если очень хороший вуз открыл бизнес-школу в этом году, это в лучшем случае это будет улучшенная программа традиционного высшего образования.
На переподготовку преподавателей уходит 3-4 года. Способных к адаптации преподаватели не так немного: они должны быть как минимум молодыми и владеть иностранным языком. Их необходимо послать на обучение за границу, чтобы они увидели методику преподавания в бизнес-школе, а потом уже начали «ломать» самих себя. Существует знаменитая «Гарвардская матрица преподавания», которая объясняет психологические трудности, с которыми сталкиваются традиционные преподаватели при переходе в бизнес-школу. Это квадрат, разбитый на 4 секции. Верхняя левая секция – молодой преподаватель традиционных дисциплин (лекции, обучение). Далее он опускается на одну секцию вниз (левый нижний квадрат) и становится блестящим преподавателем-традиционалистом. Студенты от него в восторге, ходят на лекции, сам же он – гуру. Далее ему нужно перейти на преподавателя бизнес-школы и он как гуру должен «замолчать»! Это ему очень некомфортно. Во-первых, он привык говорить сам, во-вторых, молчать в аудитории очень тяжело. Ведь пока он говорит, он пересказывает то, что знает. А когда он молчит, то семинар может пойти в любую сторону. Ему могут задать любой вопрос, втянуть в любую дискуссию. Это сопровождается более высокими нервными нагрузками, и кроме того, человеку приходится отказываться от своих наработок, накопленных за долгие годы. Он перемещается в правый верхний сектор и превращается из блестящего традиционного преподавателя в плохого преподавателя, работающего по новым методам. Проходит еще 2-3 года, прежде чем он смещается в нижний правый сектор и становится блестящим преподавателем по интерактивным методам. Переход от блестящего традиционалиста к слабому нетрадиционалисту он психологически очень тяжел, многие профессора его не выдерживают и «откатываются» назад.
— Что сегодня происходит со стоимостью программ? Может ли стоимость указывать на качество?
Известна поговорка: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Дешевых и качественных программв бизнес образовании не бывает. Высококвалифицированные преподаватели-практики стоят дорого.
Ведущие российские программы МВА находятся в ценовом диапазоне от 14 до 18 тысяч долларов за программу. Несколько программ стоят больше 20 тысяч долларов. Я думаю, что цена будет повышаться, опережая инфляцию, и в течение ближайших 3 лет группа 5-6 ведущих российских бизнес школ преодолеют психологическую планку в 20 тысяч долларов. При некоторых дополнительных условиях они могут приблизиться к планке в 25 тысяч долларов.
— Часто на высокое качество образования указывает высокий конкурс на поступление. Справедливо ли это в отношении обучения на программах МВА?
Вступительные испытания, наличие конкурса и листа ожидания — важнейший показатель уровня школы.В хороших образовательных центрах обязательно проводят отбор абитуриентов иустраиваютвступительные испытания. Если школа говорит, что конкурс есть, но вступительные испытания – формальность, то вас, скорее всего, «водят за нос» или, говоря более вежливым языком, — вводят в заблуждение, чтобы продать товар не лучшего качества.
Однако конкурс конкурсу рознь. Необходимо развести понятие конкурса на первое высшее образование в вуз и конкурса на программу МВА. У них разная цель. Цель первого – отобрать умных способных абитуриентов и подготовить родителей, что им придется расстаться с определенным количество денежных средств. В бизнес-школе задача другая. Она должна отбраковать и вывести из потенциальной группы слушателей случайных людей. Кто это? Во-первых, это не способные к менеджменту люди, которые считают, что такое обучение – это панацея и сразу приносит богатство. Они могут быть способными исполнителями, но не являются лидерами, часто у них просто нет денег на бизнес-образование, и им приходится брать кредиты или в долг. Образование МВА им особо ничего не даст. Во-вторых, в каждом наборе есть люди с гипертрофированным самомнением или комплексом неполноценности – то есть психологически разбалансированные личности. Они и сами не будут учиться, и другим будут мешать. В-третьих, это те, кто просто идут не на ту программу. Например, на EMBA-программе должны учиться люди совсем другого склада, опыта и возраста, чем на МВА. Эти программы не лучше и не хуже одна другой, они одинаковы по качеству, но отличаются тем, что сфокусированы на интересы и потребности разных групп людей.
Хороший конкурс в бизнес-школу, на мой взгляд, должен составлять 1,3-1,5 человека на место. Большим он быть не должен. Если он выше, то необходимо повышать цену программы. Почему именно 1,3-11,5? Для того, чтобы была возможность «отбраковки» 5-7 человек на группу из 30 человек. Тогда есть возможность выбрать действительно мотивированных и сильных слушателей – то, что делают все ведущие школы мира. Но даже такой конкурс, по моим данным, сегодня в стране имеют 3-4 школы, хотя говорят об этом все
— На что еще вы посоветуете обратить внимание?
Позвоните в отдел маркетинга школы. Постарайтесь задать побольше вопросов о программах и их качестве. Если школа не умеет сама себя продать, она не сможет ничему научить: ни маркетингу, нименеджменту, ни работе с финансами.
Попросите отдел маркетинга перечислить ключевые компетенции данной программы МВА. К слову сказать, хорошая школа всегда имеет несколько специализаций МВА или несколько разных программ МВА. Попросите объяснить, чем одна отличается от другой, попросите вообще объяснить, чем эта программа отличается от других аналогичных программ на рынке. Дайте работнику отдела маркетинга название какой-то другой лидирующей школы бизнеса, причем можно это сделать в провокационной форме: «А вот там нам сказали, что у них программа лучше. Вы тоже считаете, что она лучше вашей?» Если работник отдела маркетинга начнет ругать другую школу, это несерьезно. Ругают только от слабости. Серьезные школы скажут, что они не комментируют другие программы, и вместо этого расскажут, чем хороши их программы.
В принципе, разговор с отделом маркетинга – это как первое знакомство. Полагайтесь на интуицию. Можно просто почувствовать, что люди в школе клиентоориентированы и хотят с вами работать. Если же вас начинают перекидывать на разные телефоны, просят позвонить позже, то есть в целом не умеют организовать свой маркетинг – я бы не советовал продолжать знакомство с такой бизнес-школой.
Узнайте, кто преподает в этой школе. Особенно внимательно отнеситесь к тем преподавателям-практикам, которые будут читать выбранную Вами специализацию. Поясню на примере ИБДА. Специализацию «Маркетинг» на нашей программе МВА читают Ашот Арутюнян (на протяжении ряда лет возглавлявший отдел маркетинга компании «Снежная королева») и Игорь Качалов, владелец известной маркетинговой консалтинговой фирмы «Качалов и коллеги». У них собственный богатейший бизнес опыт в области маркетинга сочетается с талантом преподавателей