Тренинг Эффективности

Наталья Валюгина Источник: Услуги для бизнеса

Ощущая натиск конкурентов, бизнесмены задействуют в борьбе скрытые резервы. Для повышения управленческой эффективности идут на тренинги личностного роста.

Казусы типологии

По наблюдениям экспертов, в послед­ние два года программы повышения личной эффективности становятся все более востребованными. Спрос рождает предложение — тренинги личностного роста есть в перечне программ многих образовательных центров, правда, в различных интерпретациях. К данной группе относят тренинги по развитию коммуникативных навыков, программы по формированию стрессоустойчивости, тайм-менеджмент, курсы по развитию харизмы, школы лидерства и, наконец, трансформационные программы. Пыта­ясь составить классификацию существу­ющих предложений. Сергей ЛОГАЧЕВ, бизнес-тренер IBC Business Education, выделил три основных группы тренингов личностного роста — мировоззренческие (трансформационные), инструменталь­ные и тренинги для тренеров. Сегодня, как рассказал эксперт, наиболее востре­бованы инструментальные тренинги, чья цель — не повлиять на представления человека о мире и себе, а обучить конк­ретным навыкам, дать инструменты по совершенствованию бизнеса.
Причину, почему сегодня трансформа­ционные тренинги уступают инструмен­тальным, разъяснила Лала САБУРОВА, директор тренинговой компании «Шаг в будущее»: «Если человек отправляется на курс по ведению переговоров или по плани­рованию времени, очевидно, как оценивать результат и на что рассчитывать в ито­ге. Иными словами они более понятны для аудитории. В данном случае тренинг рассматривается как способ повысить свой доход, поднять авторитет в глазах коллег». Но в скором времени, рассчи­тывает г-жа Сабурова, ситуация должна измениться: «В Москве, откуда тенден­ции идут в регионы, небывалый подъем интереса к трансформационным мето­дикам. Полагаю, что волна докатится и до Екатеринбурга». Артем ВЕРХОВСКИЙ, директор компа­нии «Академия лидерства», расценивает ситуацию в сегменте мировоззренческих тренингов еще более оптимистично. С каждым годом численность желающих пройти обучение по программе «Лидерс­тво», где за основу взят базовый тренинг MindDynamics, который начала прово­дить одноименная компания, основан­ная Александром Эвереттом в 1968 году, становится больше — группа, в среднем, состоит из 70—80 человек. «Сейчас люди стремятся быстро вырасти по социальной и карьерной лестнице, — объяснил Ар­тем Верховский, — чего нельзя достичь, если не брать на себя ответственность.

Важно именно тренировать новые навыки. Постепенно люди это осознают — вот почему среднесрочные программы повыше­ния эффективности обладают хорошим потенциалом».

Отталкиваясь от запросов

Сложившаяся конъюнктура заставляет участников рынка бизнес-образования не просто пересматривать линейку про­грамм, но и адаптировать тренинги под интересы узкой аудитории. Так. в центре «Бизнес-развитие» в марте запускают тренинг «Великолепная женщина». Как прокомментировал директор центра «Бизнес-развитие» Александр ГУСЕВ в перспективе в компании появится еще несколько темати­ческих тренингов, ориентированных на развитие ли­дерских качеств и повышение эффек­тивности. Кстати, вклю­чение в перечень программ исклю­чительно женских

тренингов — распространенная прак­тика. Согласно исследованиям, среди посещающих программы личностного роста женщин больше, чем мужчин — женщинам проще признать, что они не могут самостоятельно найти решение из сложившейся ситуации, не знают, как совместить бизнес и семью, испы­тывают трудности в коммуникациях. При этом организаторы уточняют: тре­нинги личностного роста рассчитаны на успешных и состоявшихся людей. И не рекомендуют относиться к ним, как к спасательному кругу. Если обобщить, то главная цель подобных тренингов — выяснить, что мешает человеку стать более успешным, продемонстриро­вать, как более эффективнодобиваться поставленных целей. Вот почему среди участников тренингов все больше молодых управленцев, чьи компании развиваются очень динамично. Одна­ко, достигнув определенных высот в бизнесе, они задаются вопросом, куда двигаться дальше. Как объяснил Олег КУЗИН, бизнес-тренер UCC«Техно­логии управления бизнесом», многие руководители интуитивно ощущают, в какую сторону вести бизнес, но сомне­ваются, насколько правильным будет их решение: « По мере карьерного роста управленцу приходится осваивать более высокие уровни ответственности, что немыслимо без соответствующего лич­ностного развития, которое позволяет человеку постепенно переключиться со стереотипов поведения, жестко заданных внешними правилами, на более адаптивный поведенческий репертуар. В процессе тре­нинга участники осознают, что в управ­лении нет понятия «правильное решение», они научаются справляться с сомнениями и страхами перед принятием самостоятель­ных решений». Артем Верховский обратил внимание на еще один важный нюанс: «Хотя практически все программы по повышению эффективности базируются на понятии лидерства, это не означает, что основной целью является развитие лидерских качеств. Личностный рост это способность менеджера не только профессионально исполнять свои обязанности, но и уметь изменяться. Все мы
подсознательно боимся изменений. Это мешает развиваться. Сегодня очень важно уметь преодолевать опасения — развитие лидерских качеств является ключевым для многих компаний. Бизнес перспективен только в том случае, когда люди, которые
работают в компании, хотят расти».
По оценке экспертов, многие руково­дители уже изменили свой подход к кадровой политике и сделали ставку на воспитание управленческих кадров данный факт, по мнению участников образовательного рынка, служит еще од­ним катализатором спроса на тренинги личностного роста.

Ни капли гипноза

Практически все участники тренингов личностного роста рассказывают, что после испытывают сильнейший эмоци­ональный подъем. Но эффект тренингов, по заверению специалистов, не имеет ничего общего с гипнозом и пси­хотерапевтичес­кими техниками. Разницу пояснил Артем Верхов­ский: «Отличие лежит на повер­хности. Приходя на консультацию к психологу, чело­век ждет от него конкретного совета, а потом действует по предложенному сце­нарию. Ив случае неудачи перекладывает на специалиста всю ответственность. Через некоторое время вполне вероятно он попадет в зависимость от психолога. У программ повышения личной эффектив­ности принципиально иная задача — они призваны научить человека самостоятель­но принимать решения и нести за них от­ветственность, преодолевать сомнения, быть настоящим профессионалом в своей области».

В данной формулировке задач, естест­венно, большое значение имеет опыт и личность тренера — как убеждают спе­циалисты, желательно, чтобы он имел клиническое образование. Олег Кузин объяснил: «Тренер должен создать питательную среду. Так органи­зовать процесс, чтобы человек раскрылся.

Только в этом случае тренинг будет по-настоящему эффективен. Роль тренера — помочь человеку преодолеть внутренние ограничения и стать свободным, чтобы устанавливать свои собственные пра­вила».

Более правильна методика — когда на человека не действуют методом «холод­ного душа», а дают раскрыться навыкам постепенно.

При этом, по наблюдению Олега Кузина, опасно делать ставку исключительно на эмоциональную накачку: «Это все равно, что, для того чтобы бутон цветка распустился, расправлять его лепестки руками. Так человек, получив какие-то навыки преждевременно, может очень глубоко разочароваться в себе, обнаружив, что он не готов их использовать. Стиму­ляция не должна опережать личностный рост, так как это чревато последующим саморазрушением».

Вот почему обязательная составляющая любого хорошего тренинга личност­ного роста — отработка навыков. На краткосрочных программах тренер дает участникам конкретные инструменты, демонстрирует механизмы их действия, после чего участники свободно смогут применять их на практике в своей пов­седневной жизни. На среднесрочных программах обучение проходит в три этапа. Как пояснила Лала Сабурова, «на первой ступени в течение четырех дней участники пытаются найти ответ на вопрос, кто я в этом мире, куда иду. Вторая продолжается пять дней — она призвана помочь выстраивать отношения с людьми и влиять на эти отношения. Ее можно было бы назвать «я + мы». И, наконец, на третьей ступени два с половиной месяца участники проходят лидерский курс, в рамках которого отра­батывают знания, полученные на первых двух ступенях. Хотя теоретически можно закончить обучение на любой ступени, для достижения значительных результатов нужно пройти через все три». По словам одной из участниц тренинга директора по персоналу производственной компании «Зенит» Татьяны БЕССОНО­ВОЙ, суть обучения заключается в том, чтобы заставить участников поверить: нет ничего невозможного и освободиться от барьеров. «Тренинг основан на техни­ках, вызывающих сильные переживания, что заставляет участника более глубоко задуматься о своих отношениях с окру­жающими его людьми. При этом не ис­пользуются приемы гипноза, внушения, — убеждает Татьяна Бессонова. — Я в этом уверена на 100%, потому что сама по об­разованию психолог. Результат тренинга основан на командной работе. Его можно получить, если, идя на програм­му, человек внутренне готов ме­няться — это самый важный фак­тор эффективности тренинга»


Сергей ЛОГАЧЕВ,
бизнестре­нер IBC Business Education

На тренинги личностного роста идут нестолько ради того, чтобы закрыть пробелы в бизнесобразовании, а скорее за инструментами решения проблемы. Полагаю, каждый руково­дитель, сталкиваясь с трудностями, начинает искать ответ насвои вопро­сы, в том числе в западных книгах по бизнесу. Там часто приводятся контекст­ные примеры, иногда они очень близки к реалиям его бизнеса. Казалось бы, дублируй и будет все замечательно! Однако очень скоро человек, как пра­вило, понимает: для воплощения этих знаний на практике, нехватает ком­муникативных навыков, системности, технологичности.

Не стоит упускать из виду и еще одну немаловажную деталь. Вотличие от Запада, где распространен бизнес форматов, у нас доминирует бизнес людей, где основополагающую роль играют отношения. Но как это не пара­доксально, умению выстраивать отно­шения нигде не учат, а формировать этот навык самостоятельно — довольно проблематично.

Поэтому в ближайшие дватригода, по моим ощущениям, на рынке бизнесобразования акцент будет сделан на тренингах развития деловой коммуни­кации. Будет расти интерес и к перего­ворным технологиям. Еще один вектор развития мотивация и управление персоналом.