Бизнес-образование в Сибири: Обязательные знания

Ольга Славина Источник: Континент Сибирь

О необходимости бизнес-образования уже давно не спорят. Диплом бизнес-школы перестал быть экзотическим и маловостребованным аксессуаром — сегодня он становится весомым аргументом и конкурентным преимуществом на рынке труда. Впрочем, краткосрочные тренинги тоже не теряют актуальности  — как при корпоративном обучении, так и для личностного роста топ-менеджеров и собственников предприятий. Рынок бизнес-образования развивается и меняется по законам общего рынка. И хотя каких-либо существенных потрясений за последний год «образовательный» сектор рынка не перенес, некоторые изменения его все же коснулись…

От теории — к практике

Тенденция последних лет — уменьшение доли теории в пользу практических навыков. Несмотря на уверения приверженцев «старой школы» в необходимости солидной образовательной базы, слушатели все чаще делают выбор в пользу «практических» программ. «Это вполне объяснимо, — считает независимый консультант Марина Онищенко. — Люди приходят учиться, имея в виду конкретную цель — получить определенную квалификацию, нужный диплом или навык, необходимый «здесь и сейчас». К тому же значительная часть тех, кто учится сегодня или планирует это сделать в ближайшем будущем, уже не новички на образовательном рынке — у многих за плечами солидный список прослушанных семинаров, а иногда и два высших образования, а значит, и солидная теоретическая база». «Возрастает исходная профессиональная грамотность слушателей, — соглашается проректор НГУ по дополнительному образованию, руководитель программ «Маркетинг», «Менеджер инновационного бизнеса» Вера Маркова. — Если в 1998 году, начиная подготовку слушателей в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, мы много времени уделяли азам, прописным истинам менеджмента и маркетинга, то сейчас это время уже ушло. Пожелания слушателей смещаются от знаний к навыкам, они хотят не просто узнать что-то новое, но и овладеть методами, приемами практического менеджмента. Безусловно, получение знаний как цель остается, но знания становятся более сложными, смещаясь в сторону оценки рисков, методов принятия управленческих решений, стратегического менеджмента, инноватики и т. д. Соответственно, все чаще на смену лекциям приходят активные методы обучения, в частности, разбор конкретных ситуаций (кейсов), проектные задания и презентации, тренинги и деловые игры, решение конкретных задач». Общая тенденция характерна и для краткосрочного бизнес-образования — семинаров и тренингов. «Востребованность практических навыков учитывается уже при приглашении тренера, — рассказывает директор социоаналитического центра «Суперкадры» Светлана Сигневич. — Сегодня нас интересуют именно тренеры-практики. Поэтому наряду со звездами международного масштаба мы все чаще приглашаем специалистов из Новосибирска — маркетологов, логистов, специалистов по продажам». Кстати, интересы обучающихся по краткосрочным программам несколько изменились: сегодня более популярны тренинги, тогда как еще несколько лет назад предпочтение отдавалось семинарам.

Однако интерес к краткосрочным формам обучения вовсе не означает отказа от «глобальных» обучающих программ. «Значительно вырос интерес к программам второго высшего образования и программам повышения квалификации, например, к программам МСФО «Международные стандарты финансовой отчетности: подготовка к сдаче ДипИФР АССА», — отмечает руководитель Центра открытых и корпоративных программ обучения Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» Анна Воронина.

Приобретения и потери

По мнению специалистов по дополнительному обучению, однозначно сказать, что та или иная специальность теряет популярность, нельзя. «Возможно, несколько уменьшился спрос на программы по маркетингу, — считает Марина Онищенко. — Некоторые учебные центры вообще убрали эту специальность из списка своих программ. На мой взгляд, это закономерно. Значительная часть тренингов по этой теме не выдерживает никакой критики. Область тренингов по маркетингу можно смело назвать одной из самых консервативных. К тому же большинство руководителей предприятий ориентировано скорее на тренинги с немедленной отдачей, а маркетинговые программы к таким, безусловно, не относятся». Однако в области длительных программ маркетинг по-прежнему востребован. «Программа профессиональной переподготовки по маркетингу востребована всегда, а в 2006 году мы набрали неплохую группу для обучения по программе МВА», — рассказывает Вера Маркова. В программах по переобучению и повышению квалификации тоже произошли некоторые изменения. По мнению Веры Марковой, наблюдается уменьшение желающих повысить квалификацию в сфере социальной психологии, юриспруденции, экономики. «Среди программ повышения квалификации преподавателей вузов наибольшим спросом пользуется программа по современным педагогическим технологиям, на втором месте — инновационный менеджмент, инноватика, затем идут информационные технологии, — продолжает Вера Маркова. — К сожалению, не пользуются спросом среди преподавателей вузов программы по естественным наукам, таким как современная биология, экология и природопользование, по гуманитарным направлениям».

Среди лидеров спроса — программы по логистике. «Логистика популярна во всех видах — пользуются спросом и программы переобучения, и краткосрочные семинары, — рассказывает Марина Онищенко. — Но в Новосибирске качественных программ по логистике просто нет. Заинтересованным в этой специальности имеет смысл обращаться в московские центры обучения. Думаю, в ближайший год ситуация не изменится». «У нас практически нет хороших программ по проектному менеджменту, логистике и многим другим востребованным направлениям», — соглашается Вера Маркова.

Еще одно перспективное направление — обучающие семинары для владельцев бизнеса. «Удивительно, но системного обучения именно для владельцев компаний никто не предлагает, — говорит Светлана Сигневич. — Обучают «продажников«, специалистов в области финансов, персонала… Однако есть множество вопросов, решить которые может лишь собственник. Необходимость слияния, диверсификация, расширения бизнеса, особенности работы с топ-менеджерами — именно этому можно обучать на специальных семинарах». Набирают популярность так называемые «симуляционные игры». «Это не привычная деловая игра, — уточняет Светлана Сигневич. — Ситуация максимально приближена к реальной — расширение предприятия, взятие кредита в банке. Причем особенно интересно, когда человек начинает выполнять несвойственные ему функции — например, специалист по маркетингу должен решать финансовые или логистические вопросы. В результате находятся очень оригинальные решения, нестандартные, но верные ходы. Уверена, что у этих программ большое будущее».

В области краткосрочного обучения растет спрос и на программы по сервису — как в виде тренингов, так и в виде семинаров. «Сервис высокого уровня интересует сегодня многих руководителей, — считает Марина Онищенко. — Думаю, к списку перспективных направлений скоро присоединятся и программы, связанные с гостиничным бизнесом, — в Москве они сейчас очень популярны, предложений много: «Менеджмент гостеприимства», «Маркетинг в сфере услуг» и другие. С развитием в Новосибирске гостиничного бизнеса эти программы будут очень актуальны».

Среди программ МВА наиболее востребованы старейшие направления, которые являются базовыми и основообразующими для развития любого бизнеса: «Стратегический менеджмент и предпринимательство», «Управление маркетингом», «Финансовый менеджмент». Однако все популярнее становятся и отраслевые направления, такие как «Менеджмент гостеприимства», «Менеджмент в строительстве», «Управление медицинским бизнесом», «Управление нефтегазовым бизнесом», «Управление инновациями и инвестиционными процессами». «Узких специалистов не хватает, и эта тенденция пока сохраняется, — считает Марина Онищенко. — Однако тем, кто планирует делать ставку на подобные отрасли, стоит учесть, что уже через несколько лет количество специалистов в них существенно возрастет». Кстати, руководители бизнес-школ уточняют, что к обучению по программе МВА (модульный формат) активно подключился менеджмент среднего звена.

Увеличивается предложение управленческих тренингов, адресованных топ-менеджерам, а также спрос на программы, адресованные менеджерам среднего звена. Правда, по отзывам руководителей, в Новосибирске таких предложений пока немного. Достаточно новая тенденция — тренинги по тайм-менеджменту. «Эти тренинги очень популярны в Москве, их проводят и самостоятельно, и в составе программы «Эффективный менеджмент», — рассказывает Марина Онищенко. — Здесь особенно интересны авторские разработки. Правда, те, кто считает тайм-менеджмент особенно важным для себя, проходят несколько авторских тренингов в поиске необходимого».

Авторские тренинги популярны и при корпоративном обучении. «Все чаще крупные компании делают заявки конкретному тренеру на конкретный курс — это очень удобно при обучении больших групп», — рассказывает Марина Онищенко. Кстати, тренерский состав тоже постоянно увеличивается. «Мы все время ищем новое, привозим интересных тренеров, стараемся учесть все тенденции, — рассказывает Светлана Сигневич. — Безусловно, будем приглашать не только новых тренеров, но и «звезд» — интерес к ним стабилен».

Увеличивается и количество людей, желающих получить бизнес-образование за границей. «Нужно смелее выезжать, — уверен директор языковой школы «Я» Сергей Серов. — Для европейских студентов привычно транснациональное образование — когда, поучившись в вузе на родине, он едет в другую, возможно, очень далекую страну и продолжает обучение там — просто потому, что в том университете он рассчитывает получить максимум информации, полезной для своей будущей профессии. Например, в чешские вузы приезжает очень много студентов из самых статусных западных университетов, с востока Европы — встречный поток в западные школы».