Современный бизнес не стоит на месте – ситуация на рынке динамично меняется, компании приходится быть гибкой и вовремя подстраиваться под новые правила игры. В таких случаях нередко выясняется, что специалистам предприятия не хватает дополнительных знаний для достижения целей организации. Поэтому так востребованы сейчас услуги фирм, которые могут обеспечить корпоративное обучение сотрудников. Существует множество подобных продуктов. Так, например, специальная обучающая программа может позволить финансистам более эффективно повышать акционерную стоимость организации. Об особенностях корпоративного обучения «Консультанту» рассказал Евгений Калюжный, партнер компании «Делойт и Туш», руководитель Академии Делойт в СНГ.
– Евгений Геннадьевич, что представляют собой корпоративные обучающие программы?
– Как правило, у любой компании есть краткосрочные и долгосрочные цели: развитие или повышение эффективности работы предприятия, набор нового персонала и безболезненное включение его в работу фирмы, создание абсолютно новой организации или реструктуризация уже существующей. Все эти специфические задачи, которые стоят перед каждой отдельной компанией, можно решить посредством корпоративных программ. Прежде чем определиться, какую из них выбрать, необходимо провести грамотную диагностику ситуации на предприятии. Ведь даже врач не может выписать рецепт больному, не поставив диагноз. Однако как в медицине существуют лекарства без рецепта – общеукрепляющие, так же на рынке бизнес-образования, помимо корпоративных программ обучения, представлена масса различных курсов, которые позволяют сотрудникам предприятия повысить свой уровень знаний. Таким образом, можно провести четкую грань между корпоративным обучением и остальным профессиональным образованием. Корпоративное обучение в чистом виде предназначено в первую очередь для решения задач бизнеса, а не конкретных людей, работающих в данной организации. Нередко предприятия используют смешанный вариант образования работников. Например, когда необходимо повысить квалификацию одновременно многих сотрудников. При этом фирма заказывает программу довольно стандартного формата, которая не имеет прямого отношения к целям самой компании.
– Очевидно, что на рынке представлено множество фирм, которые занимаются оказанием подобных услуг. Расскажите о них.
– Начнем с того, что предприятия нередко обращаются к консалтинговым компаниям, чтобы специалисты провели корпоративное обучение сотрудников. Почему именно к ним? Вполне естественно, что организации, которые внедряют новые системы, могут подсказать и научить, как ими пользоваться. Практически все консалтинговые компании предоставляют услуги сопровождающего характера. Например, они могут поделиться информацией, полученной при проведении собственной экспертизы. Порой ситуация складывается так, что без корпоративного обучения сотрудников компании-клиента консалтинговый проект вовсе не может быть реализован. Предположим, консультанты разработали определенную систему для предприятия. Для того чтобы успешно внедрить ее, необходимо не только объяснить, что именно они создали, но и подготовить сотрудников к использованию нового продукта. В связи с этим у консалтинговых компаний появляются наработки в формате образовательных программ. Нередко они используют услуги корпоративного обучения в качестве промоушена своих основных услуг. Так, например, в обществе обычно предполагается, что человек, который учит, хорошо разбирается в предмете. Поэтому консультанты, оказывающие услуги корпоративного обучения сотрудников клиента, приобретают репутацию экспертов. Тем самым они увеличивают спрос на свои основные услуги и повышают доверие клиентов. Последним, в свою очередь, всегда приятно, когда им предоставляют возможность обучить сотрудников. Поэтому подобные отношения можно назвать взаимовыгодными. Ведь услуга корпоративного обучения является одним из способов найти общий язык с консультантами. Клиент сможет лучше понять проект, который они предлагают внедрить.
– Подобный продукт разрабатывается индивидуально для каждой конкретной компании-заказчика – с учетом ее специфики, структуры и возможностей? Или у организаций, предоставляющих подобные услуги, уже есть определенные наработки, алгоритмы, которые предназначены для конкретных отраслей и видов деятельности?
– Если говорить о программах, касающихся финансовых дисциплин, то места для творчества в данной области немного, ведь требования к финансовой отчетности для всех одинаковы. Действительно, существуют различные варианты более эффективного управления финансами, но, тем не менее, они всем, как правило, известны. Поэтому обычно обучающая программа составляется как мозаика – из каких-то модулей, наработок, но для каждой компании получается индивидуальная картинка. Уникальность зависит не от структуры самой компании или отдельной индустрии, а от тех людей, которых нужно обучать. Например, немаловажную роль будет играть уровень их исходных знаний. Прежде чем приступить к внедрению корпоративного образования, следует оценить, какую работу эти люди выполняют сейчас и что им придется делать после обучения. В течение определенного периода времени система образования в какой-либо компании может измениться. Это произойдет, например, если в штат фирмы будут включены новые сотрудники.
Безусловно, есть определенные признаки, которые присущи предприятиям различных сфер деятельности. Например, в производственной компании при корпоративном обучении следует уделить основное внимание основным средствам, а в добывающей придется делать акцент на запасах. Но даже в этом случае «мозаика» обучающей программы будет складываться по общему принципу, а изменяться или убираться будут лишь те элементы, которые не имеют отношения к рассматриваемой индустрии. Обычно все компании считают себя уникальными. Однако в каждом бизнесе, как правило, возникают одни и те же проблемы, причем пути их решения ограниченны. Поэтому уникальность проявляется именно на уровне персоналий в конкретной компании.
– Давайте поговорим немного об организационных вопросах. Каким образом проходит процесс обучения?
– Мне бы хотелось выделить три наиболее распространенных сценария. Первый обычно применяется в том случае, когда внутри компании реализуется крупный проект. Как правило, такой сценарий инициируется консультантами, которые помогают компании, или же она сама приходит к выводу, что реорганизацию собственными силами провести не удастся. В данном случае руководство предприятия решает воспользоваться услугами консультантов для проведения корпоративного обучения сотрудников, чтобы помочь им перестроиться на новый лад и лучше понять создаваемую структуру. Причем диагностику ситуации в компании не придется проводить с нуля, ведь главная задача уже понятна, цель, к которой необходимо прийти, – определена. Именно поэтому экспертам, которые обеспечивают корпоративное обучение, чаще всего удается «попасть в цель» и создать наиболее подходящую программу образования. Самое неприятное для преподавателя любого курса – «ошибиться дверью», т. е. составить неверное мнение о том, кто и зачем присутствует на программе. При этом страдает и участник обучающей программы, ведь его ожидания не оправдываются.
Второй сценарий развития событий выглядит следующим образом. Предположим, специалист финансово-экономической службы видит необходимость повышения качества работы своих сотрудников. Это может быть вызвано разными причинами: появилось много новых сотрудников, или просто в данный момент возникла возможность заняться обучением работников. Руководитель приглашает специалистов, для того чтобы они провели диагностику ситуации и разработали план профессионального развития персонала. При этом он подразумевает не разовые мероприятия, а полностью систему обучения. Эксперты предлагают методы оценки работы сотрудников, выявления пробелов при выполнении ими своих обязанностей и способы их устранения. После чего система действует на постоянной основе, и лишь один раз в полгода–год проводится оценка профессионального развития сотрудников. По ее результатам вырабатывается специальная программа обучающих мероприятий для персонала разных уровней подготовки. При данном варианте корпоративного образования также вполне четко сформулирована цель, для достижения которой оно необходимо.
Третий сценарий – наиболее распространенный и не зависит от размера компании и вида ее деятельности. Скорее использование такого варианта корпоративного обучения вызвано не разумной необходимостью, а общим стереотипом руководства, что сотрудников время от времени нужно чему-то обучать. Нередко подобный ход фирмы применяют как способ мотивации работников. Поэтому при таком подходе довольно сложно обозначить истинную цель обучения. В результате бывает непросто оценить необходимость корпоративного образования в рамках стратегии компании.
Это невыгодно не только клиентам, но и самим консультантам. Если в конечном счете руководство фирмы поймет, что деньги на обучение сотрудников были потрачены нецелесообразно, то оно совершенно логично сделает вывод о невысоком уровне профессионализма преподавателей. Поэтому серьезные консалтинговые компании стараются отказываться от подобных видов заказов. Обычно за них берутся фирмы, которые занимаются обучением в качестве маркетинга своих основных услуг. При этом компания-заказчик приобретает сравнительно недорогое образование для своих сотрудников, но ожидаемого эффекта не получает.
– Вы можете вкратце рассказать о содержании курса, позволяющего повысить акционерную стоимость компании? Например, от каких факторов она зависит и как ее правильно определить, когда, что и при каких обстоятельствах нужно изменять в работе предприятия для увеличения стоимости.
– Все начинается с правильного понимания того, как в принципе эта стоимость формируется. Существует несколько моделей, благодаря которым можно описать создание акционерной стоимости предприятия. Одна из них представляет собой схему. Ее элементы являются отдельными процессами в деятельности организации.
Рассмотрим один из них на примере крупной нефтяной компании. В первый блок входит все, что касается роста и выручки предприятия. В нашем случае он складывается из двух подблоков – объема добычи продукта и его цены. Можно также определить, на какой из этих элементов реально повлиять. Варьировать цену вряд ли получится, поскольку она регулируется рынком и государством путем акцизов, налогов и т. д. Поэтому сразу можно сфокусировать внимание на объеме. Выявив в схеме по тому же принципу все элементы, на которые так или иначе можно влиять, финансисту будет гораздо проще проводить текущий анализ принимаемых решений, влияющих на акционерную стоимость предприятия.
– Как же грамотно повысить стоимость компании? Сложно представить себе, как данная программа обучения может помочь финансовому директору. Ведь всю информацию он может прочитать в соответствующей литературе. Или подобный продукт содержит специальные методы, практические примеры их реализации и позволяет приобрести определенные навыки в этой области?
– Действительно, методы повышения акционерной стоимости компании известны каждому опытному финансисту. Однако обучающая программа, помимо того что позволяет восполнить пробелы знаний в каких-то узких областях, учит финансиста смотреть на каждую создавшуюся ситуацию под разными углами. Система работы предприятия представлена в виде схемы, где цельная картина разбивается на отдельные элементы. При этом руководитель постоянно просматривает ее по принципу «от общего – к деталям» и анализирует. Это серьезно меняет сам процесс принятия решений. Последний можно разбить на стадии: сбор информации, ее анализ и непосредственно выработка решений. С первыми двумя, как правило, проблем не возникает – данные процедуры неплохо отработаны в отечественных компаниях. А вот с выработкой решений зачастую возникают сложности, поскольку руководитель не всегда может грамотно разобраться, что же ему делать дальше со всей имеющейся у него информацией. Основной эффект образовательной программы проявляется в том, что она позволяет руководителю изменить образ мышления и выйти из давно устоявшихся рамок. Ведь они нередко мешают ему «оглядеться по сторонам». Как правило, в процессе обучения эксперты предлагают участникам ознакомиться с опытом какой-то крупной международной корпорации. На что последние нередко реагируют неадекватно, полагая, что проблемы рассматриваемой организации не имеют никакого отношения к их бизнесу. Однако когда люди проходят обучение полностью, то понимают, что исключительного в том, что они делают, не так уж и много, а вот ход мыслей должен быть нестандартным. Важно научиться применять какой-то новый принцип одной системы в другой и принимать нетрадиционные бизнес-решения.
Кроме всего прочего, хотелось бы заметить, что сам факт корпоративного обучения также может повысить стоимость компании. Поскольку участники рынка сделают следующий вывод: компания обучает своих сотрудников – значит, она ориентирована на долгосрочное развитие и будет реализовывать новые проекты. Подобная репутация позволяет предприятию привлечь больше серьезных партнеров, инвесторов и клиентов.
– И напоследок не лишним будет затронуть вопрос стоимости подобного продукта. От чего она зависит?
– Вопрос денег – скорее ограничивающий фактор, чем решающий. Корпоративное обучение обычно стоит гораздо меньше, чем радикальный консалтинговый проект. Цена продукта в первую очередь зависит не от содержания образовательной программы, а от размера компании-клиента, количества сотрудников, которых предстоит обучить, и уровня их исходных знаний.