Выучить иностранный язык, не потратившись впустую

Источник: TCF

Жаждущим языковых знаний навязываются «чудодейственные» программы «на двух дисках», «обучающие английскому за три дня», «популярнейшие суперкурсы с носителями языка» и т.п. Однако любой лингвист вам скажет — нет такой системы, которая поможет приобрести качественные знания иностранного языка в короткие сроки и без особых усилий.

Языковые центры все больше ориентируются на клиента, стремясь удовлетворить все его потребности. Многие курсы предоставляют сервис по принципу «все услуги в одном месте». Прежде чем выбирать обучающую программу, необходимо четко определить для себя цели обучения. Чаще всего целью бывает общение с иностранными коллегами, поездка к друзьям за границу, чтение книг и периодики, поступление в вуз или подготовка к учебе за рубежом. Одни курсы предлагают языковые программы, соответствующие большинству перечисленных целей, другие специализируются лишь на одной или нескольких программах. При этом следует помнить, что взрослому человеку, желающему добиться заметных результатов, необходимо заниматься не менее 6 часов в неделю, то есть следует выбрать схему занятий либо 2 раза в неделю по 3 часа, либо 3 раза в неделю по 2 часа. Плюс к этому необходимо заниматься дома хотя бы по 20−30 минут в день.

Безусловно, лучшее средство изучения языка — индивидуальные занятия с высококвалифицированным преподавателем. Он сможет учесть при обучении все ваши особенности — от свойства памяти до степени усидчивости. Однако частный учитель стоит недешево — от 25 долларов за 45 минут.

Иногда индивидуальное обучение обходится до 100 долларов в час, к примеру, у преподавателей, имеющих собственную систему подготовки, проверенную практикой. Такой специалист способен за учебный год превратить школьника−«троечника» в студента английского или американского университета. Обычные курсы стоят минимум в три раза дешевле, но во время занятий внимание преподавателя «распыляется» на каждого члена группы из 6−10 человек (которые, кстати, имеют неодинаковый уровень подготовки).

Крупные школы в основном предлагают следующую программу: общие курсы, бизнес−курсы, интенсивные разговорные курсы, иностранный язык для специальных целей, подготовка к международным экзаменам (FCE, CAE, CPE, IELTS, TOEFL, DALF и др.), детские программы. Некоторые центры обучают языку специалистов определенного направления. При этом многие предлагают занятия, дополняющие основной курс. Здесь же можно заказать индивидуальные занятия с преподавателем.

Впрочем, набор оказываемых услуг — важное, но не самое главное при выборе будущего места учебы. Одно из основных требований, предъявляемых к центру обучения иностранным языкам,— наличие лицензии. Также важны опыт и стаж языковой школы, удобное месторасположение филиалов, наличие дипломов и благодарственных писем, квалифицированный педагогический состав, современные методики обучения. Уже во время тестирования для определения уровня знаний можно понять, на чем данная школа делает акцент. В серьезной языковой школе предлагают заключить договор, в котором четко оговорены все детали обучения: число часов занятий, стоимость курса, а также условия расторжения договора. Кстати, большинство образовательных учреждений готовы вернуть клиенту деньги, если он будет предъявлять претензии к качеству обучения, но только в начале курса. Также стоит уточнить, сохраняются ли деньги в случае пропуска занятий по объективным причинам, и если да, то зафиксировать это в договоре.

Если выбранная вами школа отвечает формальным требованиям, обратите внимание на методику, которая используется ею при обучении. Получившая широкое распространение во всем мире коммуникативная методика является наиболее распространенной и у нас (Sunny Plus, Еnglish First и др.). Она ориентирована на общение, практическую направленность изучения языка, поэтому основная задача метода — избавить человека от боязни говорить на чужом языке и научить говорить так, чтобы свободно действовать в условиях реальной речевой ситуации. Ее главное достоинство в том, что студент «с нуля» может довольно быстро приобрести элементарные разговорные навыки, а «продвинутый» — улучшить их.

Российским слушателям коммуникативная методика поначалу кажется непривычной, ведь преподаватель во время разговорной практики зачастую даже не исправляет студентов, давая им свободу действий. Она отличается от принятой в большинстве школ и вузов традиционной, академической системы, которая также остается популярной.

Последняя дает более основательное изучение внутреннего «устройства» языка, его грамматических, лексических и синтаксических структур. При этом обучаемый тратит немного времени на практическое использование полученных знаний. Можно сказать, что традиционная методика закладывает основы знания языка, а коммуникативная учит человека применять их на практике и успешно преодолевать так называемый языковой барьер. Многие школы, осознав некоторую однобокость коммуникативной системы и сложность традиционной, начали работать над созданием комплексных систем обучения.

Например, в «КомпЛэнг» или на курсах МИД иностранные языки преподаются на основе комплексной методики, сочетающей коммуникативный и классический подходы. Некоторые центры разрабатывают собственные методики овладения иностранной речью. Так, школа Шехтера, Система−3, школа Китайгородской используют эмоционально смысловой подход, Runov School создал когнитивно−мотивационный подход и т.д.

Правда, сторонники более традиционных способов обучения скептически относятся к авторским разработкам, сетуя, что они не уделяют должного внимания грамматике и произношению. Однако, известны случаи, когда учащиеся с начальными знаниями языка за год занятий по этим методикам подготавливались к сдаче языкового экзамена TOEFL. Классический подход к обучению не может обещать такого результата. Также популярным становится изучение языка через Интернет. Сегодня английский online предлагается несколькими заведениями — центр Language Link, школа Net Languages, образовательный центр «OpenRazum.ru» и др.

Это реальная возможность повысить свою языковую квалификацию в удобное для учащегося время и в заданном вами темпе, при этом по сравнению с очными курсами такое обучение стоит относительно недорого — несколько десятков долларов за один уровень (три−четыре месяца). Еще одно преимущество данной формы — индивидуальный подход к каждому студенту: вы проходите ту программу, которая соответствует вашему языковому уровню. Кроме того, преподаватель отслеживает, как продвигается процесс обучения, контролирует посещения виртуальных занятий и не дает возможности «халтурить». Тем не менее, такой подход больше нацелен на общую подготовку, нежели на разговорную практику, и, кроме того, ленивому ученику «бросить» такие курсы проще, чем очные — многие не доходят до финала обучения.

Даже разрекламированная знакомыми школа может вас разочаровать, если вы попадете «не к тому» преподавателю. Ведь результат обучения в большой степени зависит от его квалификации и таланта. Сегодня многие центры предлагают занятия с учителями — носителями языка, однако это не всегда оправданно, так как многие иностранцы не имеют педагогического опыта и, возможно, в собственной стране не слывут хорошими специалистами. Кстати, в некоторых школах развитием разговорных навыков учащихся занимаются иностранные учителя, а грамматикой — русскоязычные. Возможно, в этом случае преподаватель−иностранец не является профессиональным педагогом, а лишь носителем языка. Вообще, в Москве много преподавателей−иностранцев, имеющих начальную квалификацию Cambridge/RSA CELTA (сертификат на право преподавания английского языка во взрослой аудитории). Чтобы его получить, достаточно иметь любое непрофильное образование и пройти месячный курс подготовки. О серьезной подготовке преподавателя говорит наличие диплома The Cambridge/RSA DTEFLA и TESOL. Их получают только специалисты с высшим образованием и опытом работы преподавателем английского как иностранного не менее двух лет. Также хорошо характеризуют профессионализм учителей (как русских, так и иностранных) международные сертификаты — IHC, СELTA, DELTA, CEELT и дипломы престижных лингвистических московских вузов.

Специалисты утверждают, что эффективность метода преподавания — это всего лишь один из факторов, который влияет на успешность обучения, гораздо более важным является мотивация слушателя. Поэтому тот, кто желает всерьез заняться улучшением знаний иностранного языка, должен как следует взвесить все «за» и «против» этого решения, чтобы процесс языкового самосовершенствования не превратился в многолетний «долгострой».