Рейтинг рейтингов

Сергей Чириков Источник: E-xecutive

Было бы ошибкой судить о школе лишь по тому, какое место в рейтинге она заняла. На что же тогда ориентироваться? На отзывы выпускников? Так кто же будет плохо отзываться о своей альма-матер? Почему бы тогда не спросить человека, который только что купил новенький Porsche Cayenne за 200 тыс. евро, считает ли он это удачным вложением денег? На мнение коллег? А совпадут ли ваши цели? Так, может быть, все-таки рейтинг?

Победа в мировых рейтингах – одна из важнейших задач для деканов бизнес-школ. В этом году победу празднуют сразу две бизнес-школы: Chicago GSB – победитель рейтинга Business Week , и Wharton, занявший первое место в рейтинге Financial Times . Дипак Джаин, декан Kellogg, уступивший первое место в рейтинге BW, должно быть сейчас испытывает некоторое беспокойство за дальнейшую судьбу своего детища.

Последнее время руководители бизнес-школ все чаще критикуют ведущие мировые рейтинги. Причин тому несколько. Во-первых, самих рейтингов стало больше. Во-вторых, их популярность среди будущих студентов МВА заметно падает. Так, например, в соответствии с самым последним международным обзором потенциальных МВА студентов, рейтинги бизнес-школ больше не являются основным критерием при выборе будущего места обучения.

На сегодняшний день самым главным фактором оценки бизнес-школы является ее репутация, затем идет успешность работы карьерных служб, возврат капиталовложений в собственное образование, доступность стипендий и иной финансовой поддержки и, наконец, количество и качество предметов, которые можно получить в школе.

В соответствии с исследованием World MBA Tour , в рамках которого было опрошено более 6 тыс. претендентов, рейтинг бизнес-школ оказался только на 6-й позиции по популярности. Исследователи также пришли к выводу, что рейтинги теряют популярность на одну позицию примерно один раз в три года.

Последние десятилетия весь сектор бизнес-образования был под чутким надзором всевозможных организаций, проводящих исследования, на базе которых формируются рейтинги. Все это время такие журналы как Financial Times, Business Week и Wall Street Journal вкладывали огромные средства на создание регулярных исследований, публикуемых в своих самых популярных изданиях. Рейтинги всегда вызывали море дискуссий среди участников образовательного процесса и с каждым годом количество подобных дискуссий только растет. Все дело в том, что современный кандидат при выборе школы исходит не только из ее позиции в рейтинге, но и оценивает ее по каким-то своим внутренним принципам. Ему надоело придаваться стадному чувству и идти в одну из нескольких ведущих бизнес-школ, лишь только потому, что в рейтинге она стоит в первой десятке.

Даже деканы ведущих бизнес-школ не могут полностью определиться, нужны ли им рейтинги. Так, Пат Харкер, декан The Wharton School, постоянного лидера мировых рейтингов, заявил: «…участники образовательного процесса пришли к общему мнению, что на сегодняшний день не существует ни одной оптимальной методологии рейтингов. Многие люди считают, что рейтинги призваны им помочь при выборе школы, но где гарантии, что это не ограниченный взгляд на ситуацию? У нас есть два пути. Либо подтвердить дефектность и неэффективность методологии, либо призвать СМИ для того, чтобы они предоставляли нашей общей аудитории более полезную и объективную информацию».

Джорн Миснер, профессор Lancaster University Management School соглашается: «Lancaster имеет хорошие позиции во многих рейтингах, но, почему-то не во всех. Все рейтинги имеют ограниченный взгляд на ситуацию, потому что место в рейтинге оценивается только одним человеком, тем, кто принимает решения – «ранкером» – и он вряд ли сможет оценить нужды большей части аудитории».

Ким Китинг директор по связям с общественностью Tuck School of Business имеет свою точку зрения. «Рейтинги бизнес-школ – хороший инструмент для будущих студентов, рекрутеров и других заинтересованных людей. Лучший способ оценить школу по шести ведущим рейтингам – это посмотреть на них как на единое целое и изучить различные аспекты и атрибуты, которые каждый из них предлагает». Она верит, что неоднородность рейтингов – допустимая погрешность при оценке школы.

Оценив сложившуюся ситуацию, исследователи из TopMBA создали свой, альтернативный рейтинг TopMBa.com/Scorecard. Необычность проекта заключается в том, что пользователи могут самостоятельно создавать свои рейтинге на основе информации, заложенной в программу.

Итак, перед кандидатом огромный выбор различных рейтингов с различными результатами… Что делать? Какую школу выбрать? Английские исследователи не советуют гнаться за самыми последними результатами. Лучше проследить динамику смены позиций и оценить критерии, по которым рейтинг оценивает школу. Если просматривать лучшие школы в каждом рейтинге, то можно придти к выводу, что большинство ведущих школ не покидает свои позиции. Они поднимаются на 1-2 позиции вверх, затем падают вниз из года в год, из рейтинга в рейтинг…

Таблица 1.1: Сопоставление рейтингов бизнес-школ (U.S.)

Financial Times (29 January ‘07)

Business Week (23 October ‘06)

Wall Street Journal (20 Sep. 2006)

TopMBA.com Scorecard (4 Sept.’06)

“Top 20” – US

“Top 20” – US

“Top 20” – US

“Top 20” – US

— Ranked

— Ranked

— Ranked

— Alphabetical

Wharton

Chicago

Michigan

Berkeley

Columbia

Wharton

Dartmouth — Tuck

Carnegie-Mellon

Harvard

Northwestern

Carnegie-Mellon

Chicago

Stanford

Harvard

Columbia

Columbia

Chicago

Michigan

Berkeley

Cornell

NYU

Stanford

Northwestern

Dartmouth — Tuck

Tuck

MIT Sloan

Wharton

Duke

Yale

Berkeley

North Carolina

Georgetown

MIT

Duke

Yale

Harvard

UCLA

Columbia

MIT Sloan

Michigan

Northwestern

Dartmouth — Tuck

Chicago

MIT Sloan

Michigan

UCLA

Duke

Northwestern

Duke

Cornell

Darden

NYU

Berkeley

NYU

Harvard

Penn. — Wharton

Virginia

Virginia

Southern California

Stanford

Cornell

Carnegie-Mellon

Cornell

Texas — Austin

Maryland

North Carolina

NYU

Thunderbird

North Carolina

Indiana

Stanford

Toronto

Emory

Yale

UCLA

Virginia -Darden

Georgetown

Texas — Austin

Thunderbird*

Yale

Таблица 1.2: Сопоставление рейтингов бизнес-школ (Non U.S.)

Financial Times (29 January ‘07)

Business Week (23 October ‘06)

Wall Street Journal (20 Sep. 2006)

TopMBA.com Scorecard (4 Sept.’06)

“Top 20” – Non-US

“Top Ten” -Non U.S.

“Top Ten” — Non U.S.

«Top 20» – Europe

— Ranked

-Ranked

-Ranked

— Alphabetical

London Bus. School

Queen’s

ESADE

Cambridge

INSEAD

Western Ontario

IMD

CASS

CEIBS

Toronto

IPADE

CEU

IE Inst. De Empresa

IMD

London Bus. School

Cranfield

IMD

London Bus. School

Tec de Monterrey

ESADE

Cambridge

INSEAD

W. Ontario

HEC Paris

IESE

ESADE

INCAE

IE Inst. De Empresa

HEC Paris

IESE

IE Inst. De Empresa

IESE

Oxford — Said

York

York

IMD

Manchester Bus. School

HEC Montreal

IESE

Imperial — Tanaka

ESADE

INSEAD

Toronto

London Bus. School

Lancaster

Manchester Bus. School

RSM

MIP Pol. Di Milano

Warwick

Oxford — Said

Cranfield

Rotterdam

Western Ontario

SDA Bocconi

SDA Bocconi

Solvay

Cranfield

Vlerick Leuven Gent

Tanaka — Imperial

Warwick

Позиции бизнес-школ различаются в зависимости от рейтинга. Все дело в том, что каждый рейтинг оценивает школы по каким-либо своим критериям. Поэтому прежде чем оценить бизнес-школу, необходимо правильно подобрать методологию оценки.

Рейтинг Business Week оценивает качество программ МВА по 3-м основным критериям: удовлетворение студентов, удовлетворение работодателей и проводимые исследования. Слабость этого рейтинга заключается в том, что он полностью направлен только на американских МВА рекрутеров и на американских студентов (пропорциональность европейских студентов не превышает 10%). Другой недостаток заключается в том, что при оценке школы он не учитывает явной заинтересованности студентов в положительных высказываниях о своей школе. Плюс ко всему вышеперечисленному, при формировании рейтинга учитываются только академические исследования, основанные на статьях публикуемых в американских академических журналах. Но почему же нельзя оценить труды других ученых?

Рейтинг FT оценивает школы по более объективным критериям и не включает в себя мнение рекрутеров. Сомнение вызывает методология оценки школ, в частности следующие критерии: «средняя зарплата через 3 года после выпуска», «рейтинг исследований» и «количество студентов докторских программ».

В отличие от Business Week и Wall Street Journal, FT все-таки удалось получить глобальное видение ситуации. Так, исследователи напрямую сравнивают американские и международные программы. Но и здесь есть вопрос к создателям: «как им удалось сравнить программы разной длительности?». Также стоит подчеркнуть, что при оценке школы по критерию «средняя зарплата через 3 года после выпуска», стоило бы учесть связи школы с инвестиционными банками и консалтинговыми фирмами и регион, где расположена школа.

Рейтинг Wall Street Journal — самый обсуждаемый среди участников образовательного процесса, т.к. при оценке школы его исследователи используют свои собственные критерии. В частности, они оценивают в большей степени мнение рекрутеров и профили кандидатов, нежели качество самой бизнес-школы.

И, наконец, рейтинг QS World MBA Tour / TopMBA.com Recruiter Research. При оценке школы, рейтинг принимает во внимание мнение международных МВА рекрутеров. Результаты исследований предоставляются в сети интернет, в форме Scorecard, которая дает возможность кандидатам создать свой собственный рейтинг школ. Пользователи системы могут задать поиск по 20 различным критериям, а затем расставить школы в соответствии со своими личными предпочтениями в режиме реального времени. Эта система основана на проверенной информации поступающей напрямую от рекрутеров и бизнес-школ по всему миру. Однако, большинство претендентов оценивает школы лишь исходя из силы профессорско-преподавательского состава и доступности стипендий.

В конечном счете, главная проблема с размещением школ состоит в том, что ни один рейтинг не сможет подстроиться под личные пожелания кандидатов и оценить бизнес-школы по всем существующим критериям.

При подготовке статьи использованы материалы исследований QS World MBA Tour