Обучение без отрыва от производства

О. Волкова Федеральное агентство финансовой информации

Не каждый руководитель решается направить своих сотрудников для повышения квалификации на различные тренинги и курсы. Ведь если служащий будет проводить там значительное время, кто станет делать его работу? Неудивительно, что в последнее время все более популярным становится электронный способ получения знаний.

Новый взгляд на образование

Электронное, или дистанционное образование, или e-learning – обучение, осуществляемое с помощью электронных носителей – CD-ROM, видеоконференции, доступ к материалам через сети разного уровня и т. д. Такой метод получения знаний предполагает обязательный элемент интерактивности. Например: построение курса в зависимости от уровня подготовки слушателя, оценка приобретенных знаний после прохождения тренинга, возможность задавать вопросы при онлайн-сессии и т. д.

Определяющими критериями при выборе оптимального варианта дистанционного образования являются задачи и возможности компании. Предположим, фирма имеет разветвленную сеть удаленных офисов, желает одновременно или планово проводить обучение сотрудников, централизованно собирать статистические данные в ходе образовательного процесса и иметь возможность гибко управлять процессом обучения. В сложившейся ситуации без специализированной системы фирме не обойтись. Данный способ повышения уровня знаний сотрудников предусматривает затраты на приобретение и установку соответствующего IT-решения и требует подготовки администраторов в компании для работы с этой системой.

Фирма с меньшим числом сотрудников, осуществляющая эпизодическое, «точечное» обучение, может выбрать более простое решение. Например, купить диски с необходимым курсом и установить программу на персональный компьютер каждому сотруднику. Или другой вариант – предоставить возможность служащим получать образование через Интернет с серверов компаний, предлагающих электронное обучение. В этом случае руководство предприятия зачастую не может непосредственно контролировать ход обучения и управлять процессом, но сам контент будет донесен до слушателя.

Что касается содержания курсов, то они могут содержать аудио- и видеофрагменты, предварительные и финальные тестирования, элементы симуляции (например, фрагменты бизнес-игр). Подтверждением высокого качества курса обучения является официальное одобрение его известными компаниями (например, для IT это Microsoft, Oracle, IBM).

Аргументы «за»

Самое главное преимущество дистанционного обучения – слушатель может получать знания тогда, когда ему нужно, в том темпе, который ему больше подходит, и в том месте, где ему удобно. Это позволяет компании сэкономить на транспортировке учащихся и сократить временные издержки на их образование. При этом работник может получать знания маленькими порциями, когда у него есть для этого время и настроение. Таким образом, сотрудник обучается практически без отрыва от производства.

Другое преимущество дистанционного образования – его цена. Стоимость очных курсов чрезвычайно высокая. Не каждое предприятие имеет возможность направлять своих сотрудников для повышения квалификации на различные тренинги. Электронное обучение помогает решить данную проблему, поскольку оно всегда дешевле, чем услуги инструктора. Подсчитано, что компании, численность обучаемых в которых превышает 2 000 сотрудников, экономят на e-learning до 75 процентов стоимости курсов по сравнению с традиционным обучением.

Можно выделить еще один положительный момент дистанционного образования. Хороший электронный курс поможет «разжевать» материал через повторы и ссылки. А системы тестирования, встроенные в электронные курсы, интегрированные системы проверки усвоенного материала позволяют обрабатывать ответы учащихся в десятки, сотни раз быстрее, чем в случае с «классическими» контрольными работами, выполняемыми «на бумаге». Следовательно, обучающиеся получают «обратную связь» практически мгновенно после выполнения проверочного задания, а это лишь повышает эффективность усвоения новых знаний. 

Кстати, на Западе отношение к дистанционному образованию самое положительное – считается, что именно таковым станет вся система образования в будущем. И «дистанционный» диплом котируется наравне с полученным очно или заочно.

Аргументы «против»

Самая весомая проблема заключается в том, что большинство россиян не имеют доступа к Интернету… У тех же, кто не испытывает подобных затруднений, есть другая сложность – повальное незавершение слушателями начатых ими дистанционных курсов. Как выяснили эксперты журнала «Консультант», больше половины сотрудников не заканчивают начатую программу. И подобные провалы происходят в различных условиях: с хорошей и плохой инфраструктурой, с высококачественным и низкосортным контентом, с большим и малым количеством слушателей, с большим и малым привлечением финансовых ресурсов. Возможно, причина в том, что работники изначально негативно относятся к дистанционному обучению. Они не привыкли воспринимать информацию с экрана монитора.

Известно, что определенные группы людей без проблем используют электронную форму получения знаний, например программисты. Есть также люди, которые предпочитают получать подробное изложение материала в устной форме и иметь возможность личного контакта с преподавателем. Именно они, как правило, выступают против образования посредством решений e-learning. Чтобы изменить подобное отношение к e-learning, «бунтовщикам» бывает достаточно пройти один-два высококачественных электронных курса, чтобы самим убедиться в том, что у дистанционного образования  больше возможностей для «экстренного» восполнения дефицита знаний.

Факторы успеха

Можно выделить основные условия, определяющие успех e-learning проекта в целом.

Цель проекта должна быть очень хорошо определена и ориентироваться на бизнес-результаты. Например, вы хотите повысить продажи или увеличить экспорт, или для ведения международных контактов вам необходимо улучшить английский и т. д.

Далее, необходима постоянная оценка эффективности полученных знаний. Нужно отследить разницу результатов «до обучения» и «после обучения». Оцениваться должны результаты, непосредственно связанные с поставленными целями.

Несмотря на технологическую возможность самостоятельного обучения, необходимо широкое вовлечение людей, которые будут помогать в обучении механизмам интерактивного взаимодействия.

Если организация собирается внедрять у себя e-learning, то такое важнейшее направление должно быть поручено прежде всего профессионалам в области образования, обучения, дидактики, которые владеют информационными технологиями на уровне, позволяющем им в корне по-новому осуществлять процесс подготовки сотрудников.

Помимо правильной организации процесса обучения, нужно позаботиться и о мотивации. Обучающийся должен сам захотеть добиться результата. В этом случае «фальшстартеров» – людей, начинающих, но не заканчивающих электронный курс, будет значительно меньше. Остается добавить, что каждая фирма выбирает свой способ стимулирования к усвоению новых знаний.

Как показывает практика, основная причина разочарования в электронном методе обучения – ошибочное восприятие его как инструмента, способного решить все проблемы, тогда как это всего лишь дополнение к оффлайн-обучению. «Дистанционку» следует воспринимать как одну из «шестеренок» в сложном механизме корпоративного обучения, которое должно быть смешанным. Например, если обратиться к финансовому сектору, то знакомиться с банковскими продуктами эффективней посредством электронного образования, а отрабатывать навыки продаж, наоборот, лучше с тренером.