Зомби уходят

Татьяна Смелкова Источник: Афанасий-биржа

По мнению многих экспертов, искренняя любовь сотрудников друг к другу должна иметь в бизнесе минимальное значение. Потому что это убивает готовность команды конфликтовать, а значит — двигаться вперед. Тем не менее, многие компании продолжают усиленно делать из своего коллектива единое целое, где шаг в сторону считается дезертирством.

Тимбилдингом по голове

К примеру, начальник одной из тверских компаний постоянно привозит из Москвы каких-то странных психологов, которые проводят (по выходным, заметьте!) бесконечные психотренинги — якобы для оптимизации рабочего процесса, а в результате все в коллективе и дома переругались, план не выполняется. А начальник ходит по кабинетам — следит, чтоб все улыбались, и продолжает назначать даты бизнес-тренингов. Наиболее популярная форма корпоративного тренинга — тимбилдинг (teambuilding), что в переводе с английского означает «построение команды». Речь идет о формировании корпоративного духа, с которым можно свернуть горы и разогнать конкурентов. Говорят, что тимбилдинг зародился в американской армии. Специальные методики психологического тренинга использовали для звеньев летчиков-истребителей, чтобы превратить их в единый боевой организм. Но американцы не были бы американцами, если бы не довели здравую идею до абсурда. В результате многие компании США, занявшиеся корпоративным строительством, превратились не в непобедимые самурайские отряды, а в стада корпоративных зомби.

Впрочем, тимбилдинг — это только одна из форм воспитания корпоративного духа. Вспомнив, что все новое — хорошо забытое старое, отечественные компании в массовом порядке увлеклись разработкой корпоративных мероприятий, на которых сотрудники должны играть, как пионеры, в «Зарницу» или придумывать речевки и слоганы, восхваляющие корпоративный дух организации. Присутствие обязательно, иначе лишают премии. Сопровождаются эти мини-революции различной корпоративной атрибутикой. Например, в компании «Агроторг», управляющей сетью продовольственных магазинов «Пятерочка», 70% руководства — бывшие военные. Там есть флаг, герб, а еще каждое утро сотрудники хором читают утреннюю молитву, которая официально называется текстом утреннего настроя. Некоторые разработчики новых форм корпоративного единства предлагают вводить в бой тактильные методы, включая поглаживания и пощипывания сотрудников. Без музыки, понятное дело, тоже не обошлось.

Песни о Главном

В некоторых компаниях это делают стоя. По утрам, до начала работы, чтобы под звуки корпоративного гимна заспанные лица сотрудников озарились чувством долга перед родной организацией. И, конечно же, желанием совершить трудовой подвиг. Скажут продать миллион воздушных шариков в день — продадим. Скажут взять водокачку — возьмем. Там, где к утреннему подъему флага у головного офиса личный состав оказался не готов, корпоративные песнопения пришлось перенести на середину дня. Да и это тоже неплохо — персонал встряхнется и пополнит запасы патриотизма и, как следствие, трудолюбия. И все бы хорошо, если бы эти гимны хоть немного напоминали гимн «Русского радио», под который в конце 90-х вставало пол-страны: «Рано просыпаюсь, на часах шесть утра, быстро одеваюсь, на работу пора. И слушаю радио… ага, я слушаю радио…» Но нынешние гимны больше похожи на песенки для детских утренников. Или куплеты массовиков-затейников в домах отдыха: «Мы работаем в буфете, лучшем офисе на свете, потому что бутерброд очень любит наш народ…»

А вот гимн нефтяной компании: «Верны твои дороги, душа твоя чиста, Отечеству — налоги, рабочие места». Зато на этих «шедеврах» прекрасно зарабатывают те, кто их создает. К примеру, обратившись с такой просьбой по адресу mail@mimus.ru, вы получите корпоративный гимн всего за 9 тысяч рублей. Стоимость гимна в музыкальных студиях, пиар-агентствах и продюсерских центрах доходит до 2,5 тысячи долларов. В ассортименте — стихи на заказ, рекламные и ситуативные песни, аудиологотипы (музыкальные фразы с пропеванием названия и слогана фирмы, вроде «М–м–м… Данон!», придуманного французским писателем Фредериком Бегбедером), и джинглы. Особое место в этой линейке занимают «песни о Главном», то есть о боссах, шефах, директорах. В итоге почти священные песни — гимны, которые нужно петь в особых случаях, например, после того как возьмешь сразу три водокачки, превращаются в банальные куплеты. День рождения начальства — поем, праздник или юбилей фирмы — поем, собрания акционеров, спортивные соревнования — опять поем. Больше всех страдают производители и продавцы алкогольной продукции. Представляете: каждое утро (а еще хуже — каждый обед) петь про кристально чистую водку и ничем не отравленное вино? Это же какую силу воли надо иметь.

Приучить работника можно ко всему. Из социальной биологии известно, что идентичное поведение в коллективе возникает, если сплотить вокруг себя 4—6% людей. Они автоматически запускают синдром биологической синхронизации. То есть начинают транслировать идентичное поведение.

И пусть бы себе сплачивались, если бы из-за этой самой корпоративной солидарности многие сотрудники, в том числе и ведущие, не увольнялись с работы. Именно такую причину смены компании назвали в ходе опроса 11% менеджеров и работников руководящего состава. Ну не хотят люди петь с утра про булочки в буфете. Очевидно, для них объединение — это нечто совершенно другое. Когда ты выпускаешь, к примеру, новый бизнес-журнал, настроение не очень — в сроки не уложились, что-то пришлось переделывать, где-то пришлось поставить не самые удачные фотографии и вообще все хотелось сделать намного ярче… Но вот приходит твой босс и говорит, что все отлично. И ты вдруг понимаешь, что этот журнал получился самым стильным и заметным во всей Тверской области и что с ним даже на московский рынок не стыдно, и что его с интересом читают люди… Таким сотрудникам достаточно гимна и флага своей страны. Единственное, что им нужно, чтобы иногда (например, перед началом очередного проекта) глава компании «влезал на броневик» и доносил до них новые наполеоновские планы руководства. Чтобы каждый из них знал, что его тоже взяли в Великий Поход.