Котируются ли сейчас негосударственные вузы (НОУ)? Этот вопрос волнует сегодня многих. Руководителей НОУ, которые должны конкурируют за абитуриентов между собой и с государственными вузами. Студентов НОУ, в особенности старшекурсников, пытающихся найти хорошую работу после получения диплома.
Абитуриентов и их родителей, которые должны делать выбор, где учиться, особенно для тех, кто планирует учиться на коммерческой основе, так как стоимость обучения в НОУ в среднем ниже, чем в государственных вузах. Работодателей, которые берут молодых специалистов в свои кампании.
Специалисты агентства «РейтОР» решили изучить этот вопрос комплексно. Для этого мы постарались выяснить мнение всех заинтересованных сторон: абитуриентов и их родителей, работодателей, а также попытались проанализировать составленные нами рейтинги вузов.
Абитуриенты: большинство за государственный!
Как показали опросы абитуриентов, в этой среде очень распространено мнение, что в государственных вузах подготовка лучше, чем в негосударственных. Это отражается в желании абитуриентов учиться только в государственном вузе (см. рис. 1).
Рис. 1. Предпочтения абитуриентов относительно выбора вузов
Две трети опрошенных абитуриентов хотят учиться только в государственном вузе. Эта категория респондентов обладает минимальной информацией о негосударственных образовательных учреждениях, многие из опрошенных респондентов даже не знают, что значительная часть негосударственных вузов выдает дипломы государственного образца. Это свидетельствует о недостатке информации относительно различий между государственными и негосударственными вузами.
Около трети абитуриентов заявили, что правовой статус вуза не имеет значения. Им все равно, в каком вузе учиться – в государственном или негосударственном. Самое главное – получить престижную и востребованную специальность, которая позволит хорошо устроиться.
Ответ «хочу учиться только в негосударственном вузе» не выбрал ни один респондент, т.е у абитуриенты не понимают какие же преимущества получает студент и выпускник негосударственного вуза перед студентом негосударственного.
Мнения абитуриентов опираются на множество факторов. В основном, это сложившиеся в обществе стереотипы. Для опоры на более надежную информацию при выборе вуза и специальности абитуриентами и их родителями мы изучили также мнение работодателей.
Работодатели: что такое НОУ?
Схожие данные были получены и в результате опроса работодателей. Около 60% работодателей таких отраслей, как энергетика, информационные технологии и телекоммуникации, машиностроение, газовая и нефтехимическая промышленность, менеджмент и экономика предпочитают нанимать на работу молодых специалистов, в основном окончивших государственный вуз.
В то же время более трети работодателей заявили, что правовой статус вуза, который закончил молодой специалист, не имеет значения. Они работают не с вузами, а с конкретными людьми. Бывают случаи, когда выпускники престижных вузов не проходят собеседование. А некоторые выпускники НОУ делают в их компаниях успешную карьеру.
Но стереотипы все равно достаточно сильны. Это показатели результаты глубинных интервью с директорами предприятий. Даже те, для кого правовой статус вуза, который окончил выпускник, не имеет значения, стараются принимать на работу выпускников известных вузов. В некоторых подобных компаниях выпускники НОУ просто не рассматриваются как кандидаты на ту или иную должность.
Рейтинги «РейтОРа»: кто же прав?
Для того чтобы понять, насколько обоснованы эти мнения абитуриентов и работодателей, специалисты агентства «РейтОР» подробно изучили составленные ими рейтинги вузов, в которых есть и некоторые НОУ. Рейтинги были составлены по уровню конкурентоспособности выпускников вузов, а также по условиям обучения и преподавательского труда.
В результате анализа стало очевидно, что существующие в обществе стереотипы во многом обоснованы. Конкурентоспособность выпускников большей части негосударственных вузов действительно ниже. При этом следует учитывать, что в исследованиях принимали участие только лучшие из негосударственных вузов.
Однако есть и такие НОУ, которые вполне в состоянии конкурировать с государственными вузами в части профессиональной подготовки выпускников и формирования у них необходимых для профессиональной деятельности личностных качеств. При этом по уровню своей общественной значимости НОУ уступают государственным вузам.
Государственные вузы также не следует рассматривать как однородную совокупность. Практически у каждого государственного вуза, за исключением классических университетов, существует своя специализация: энергетика, газ и нефтехимия, экономические специальности, юриспруденция и т.д. Вместе с тем в этих же вузах готовят и по целому ряду других направлений. В частности, в большинстве технических вузов готовят по экономическим и юридическим специальностям. Поэтому сравнивать вузы следует не в целом, а рамках определенных направлений подготовки.
Другими словами, надо рассматривать каждый вуз, будь то он государственный или НОУ, в отдельности. Это позволит разрушить стереотипы.
Как бороться со стереотипами?
Один из путей преодоления скепсиса целевых аудиторий по отношении к негосударственным вузам можно описать в терминах активизации участия НОУ в различных рейтингах по множеству общественно-значимых критериев.
Одно из несомненных преимуществ НОУ – отсутствие инерции в процессах подготовки и принятия решений, в управлении образовательными процессами. НОУ наиболее активно перестраивают свою политику под требования потребителей, повышают прозрачность деятельности. Именно это позволяет организовать работу по формированию рейтинга максимально эффективно. Можно надеяться, что в скором времени НОУ организуют работу по формированию рейтинга негосударственных вузов, а его результаты дадут новый импульс развитию негосударственной системы образования, выходу некоторых НОУ на позиции, сравнимые с лучшими государственными вузами.
Сочетание информационного обеспечения образовательного процесса в НОУ и формирование рейтингов с участием негосударственных вузов позволит уже в скором времени разрушить существующие стереотипы.