Мнение. Бизнес-образование для менеджера может быть настолько же полезным, насколько и лишним

Борис Щербаков Источник: SmartMoney

Мой менеджерский стаж близок к 20 годам, но у меня до сих пор нет МВА. Потому что я не являюсь поклонником МВА. На мой взгляд, пропагандировать какую-либо систему образования — это то же самое, что рекламировать, скажем, йогурты. Да, полезно, да, способствует восстановлению баланса веществ, но решает ли все ваши проблемы? Нет, не решает, ибо любой продукт есть лишь дополнение к огромному количеству внешних и внутренних факторов, определяющих вашу жизнь, карьеру и личное счастье.

Мне кажется, что активная пропаганда МВА инициируется самими операторами рынка МВА — организациями, которые продают и/или проводят эти курсы. Самый вопиющий обман — это уверения, что, дескать, выпускники бизнес-школ в среднем получают годовые зарплаты в $120 000 и выше. Во-первых, это утверждение ни оспорить, ни подтвердить нельзя. Кто и как считал выпускников, работающих в разных странах мира и индустриях, неизвестно. Во-вторых, люди могут получать и в разы меньше, и намного больше, занимая высокие позиции по прошествии лет, но прямой связи с полученным МВА это не имеет. Скорее демонстрирует карьерные способности того или иного индивидуума. Другой миф: охотнее берут на работу тех, у кого есть “корочка” МВА. По моему опыту и по мнению многих коллег — руководителей компаний, наличие или отсутствие МВА либо ЕМВА у кандидата не имеет ровным счетом никакого значения при приеме на работу, а иногда даже дает обратный эффект (когда кандидат, уверовав в магическую силу МВА, переоценивает себя во всех смыслах). Значение имеют опыт и репутация. Но репутацию обеспечивают вовсе не курсы, а практика и только практика. Если же через пять лет работы репутация у выпускника школы Wharton низка, то в дальнейшей карьере МВА ему не поможет.

На курсах многому можно научиться? Ровно тому же, что и на практике. Пять лет интенсивной работы можно приравнять по объему кейсов к двухлетнему курсу МВА. И при этом менеджер не отрывается от бизнес-среды, которая, естественно, за два года сильно эволюционирует, особенно у нас в России. Бизнес-школа дает возможность завязать связи? Ровно такие же и ровно настолько полезные, как связи с вашими бывшими однокашниками по школе, институту, предыдущим местам работы. Дальнейшая польза от знакомства в ходе обучения зависит исключительно от карьерных способностей ваших вновь приобретенных знакомых, а они, разумеется, весьма разные. Бизнес-школа структурирует бизнес-знания? Еще одна иллюзия. Школа продает свой продукт и не более того, она заинтересована в выработке у слушателей устойчивых рефлексов на бизнес-кейсы, ибо, создавая стандарты образованности, много проще продавать сам продукт.

Не оспаривая полезность структурирования знаний и запоминания шаблонов как таковых, хочу отметить то, что вредно и опасно. В большинстве случаев у выпускников бизнес-школ (по крайней мере тех, с кем приходилось сталкиваться мне) вырабатывается уверенность в том, что с помощью штампов можно решить все — от прохождения интервью до реального конфликта в реальной бизнес-ситуации. Настоящая экономическая жизнь да и просто реалии отношений между людьми в бизнесе под схемы совсем не подпадают. Инструменты и знания, получаемые в западных бизнес-школах, если и могут быть полезны и применимы, то на Западе же. А если в России, то в определенных нишах бизнеса и компаниях, наиболее соответствующих именно западным стандартам ведения дел и использующих практически те же методики и инструменты. Многие работодатели просто опасаются обладателей дипломов МВА как носителей потенциально враждебной им бизнес-культуры, где уважение к личности (о ужас!) дополняется чувством социальной ответственности. В крупных компаниях, правда, декларируется тенденция к улучшению уровня корпоративного управления, что, по идее, должно бы повысить востребованность профессионалов с международным опытом. Так ли это на самом деле — ну, дайте слово тем, кто там работает!

Полезной частью обучения на МВА я могу признать только тяжелейшую физическую и психологическую нагрузку, которую дают школы, — как в армии или профессиональном спорте. Молодых людей это может дисциплинировать и направить в правильное русло. Но может и не направить.

Автор: Борис Щербаков, гендиректор компании Oracle в СНГ