Ренессанс МВА

Сергей Чириков Источник: E-xecutive

Кризис программ МВА окончен, конкурс на место в бизнес-школах растет, а рекрутеры вновь приступили к полномасштабной войне за таланты. В последний раз столь успешное сочетание этих тенденций отмечалось в самом начале 90-х. О том, кто стал новым мировым лидером рейтинга FT: Global MBA rankings 2007, читайте в этой статье.

География рейтинга

Специалисты из FT оценили 100 программ МВА из 15 стран. В общем счете в исследовании приняло участие 60 школ из США, 16 школ из Великобритании, пять из Канады, четыре из Испании, по две из Австралии, Франции, Ирландии, Сингапура и Нидерландов и по одной из Бразилии, Китая, Италии, ЮАР и Швейцарии.

Рынок возрождается

Руководство бизнес-школ связывает ренессанс МВА с ростом авторитета дипломов на международных рынках. Кризис МВА (в первую очередь связанный с событиями 11 сентября 2001 г.) окончен, и теперь финансовые и консалтинговые компании вновь распахнули объятия для выпускников программ МВА.

Новые тенденции

Согласно исследованию FT, разрыв между топовыми бизнес-школами и их остальными конкурентами медленно, но верно увеличивается, а разница между программами и школами теперь более заметна в зависимости от региона и страны.

По оценке Совета по приему на программы последипломных программ в области управления США (Graduate Management Admission Council — GMAC), за прошедший год две трети бизнес-школ зафиксировали рост числа заявлений на программы МВА. Но это еще не повод для радости, так как эта статистика отражает только число заявлений, но не количество самих абитуриентов.

Так, например, согласно информации из базы данных GMAC по глобальному рынку, за период с 1999-го по 2006 г. число бизнес-школ в США выросло на 10% — с 846 до 927, а число программ МВА в странах Старого Света увеличилось с 181 до 658. В одной только Германии появилось около 150 новых МВА-программ, по большей части небольших размеров. Также бурный рост рынка прослеживается в Китае и Индии.

Лучше меньше да лучше

Война стандартов длительности программ продолжается. В то время как ведущие школы все еще могут позволить себе выбирать наиболее перспективных студентов, бизнес-школы поменьше предлагают своим избранникам менее длительные программы. Меньшая длительность программ обусловлена легкой их окупаемостью и минимальным отрывом от работы. Поэтому в пяти школах из числа первых 15 уже появились программы МВА длительностью менее 20-24 месяцев. Так, например, INSEAD уже предлагает программу длительностью 10 месяцев, шанхайская школа CEIBS – 1,5 года, а канадская бизнес-школа Ivey возобновила годичную программу МВА.

Профиль участников программ

Изменения в бизнес-школах в полной мере повлияли на изменения профиля участников программ. Теперь среди студентов значительно больше иностранцев, в том числе и из развивающихся стран. Так, например, в Instituto de Empresa в этом году на программу МВА поступили студенты из таких стран, как Иран, Ирак, Казахстан, Непал и Сьерра-Леоне.

По данным GMAC, сегодня все больше студентов из США стремятся в иностранные бизнес-школы. Однако, при том что абитуриенты не видят проблемы в том, чтобы поехать учиться в другую страну, сами бизнес-школы начинают осознавать все последствия, связанные с расширением международного компонента: преподавателям, пользующимся международным признанием, приходится платить все более высокие зарплаты и гонорары, дополнительное финансирование необходимо и на содержание кампусов за границей. Все это подводит к выводу, что фонды финансирования школы начинают играть все более ощутимую роль.

Топ–20 лучших бизнесшкол мира Financial Times Global MBA rankings 2007