Бизнес-тренинги в Самаре. Краткосрочное обучение персонала предлагают пока только небольшие компании

Спрос на бизнес-тренинги в Самаре растет. Удовлетворяют этот спрос небольшие компании – кадровые агентства, учебные центры и т.п. Сравнительно недавно на этот рынок стали выходить государственные вузы. Тем не менее в этом секторе пока нет ни одной крупной компании, которая занималась бы продвижением и обучением персонала от начала до конца. Эксперты предполагают, что в обозримом будущем ситуация изменится, но пока предпосылок для выхода крупных игроков в регионе недостаточно.

Формат бизнес-тренингов показал себя очень действенным и потому востребованным способом получения профессиональных знаний и навыков. Благодаря важному свойству – интенсивности обучения – тренинги предлагают возможность в короткий срок заложить и отработать отдельные профессиональные умения. Спрос на тренинги увеличивается, и вместе с ним стремительно растет предложение.

Согласно данным Самарского института делового образования, на протяжении десяти лет уверенно повышается спрос на краткосрочные обучающие программы. За это время произошел подъем продаж тренингов в 11 раз. «На период 2005-2006 годов число тренинговых услуг, предоставленных СИДО, закрепилось на высоком уровне», – говорит специалист по связям с общественностью СИДО Роман Гурамишвили. В прошлом году резко увеличили количество краткосрочных обучающих программ и в КА «Профит-М». «По результатам трех последних месяцев 2006 года количество проводимых нами тренингов и семинаров возросло на 60%», – отмечает генеральный директор КА «Профит-М» Ирина Макарова.

По мнению экспертов, повышение спроса на услуги бизнес-тренеров происходит прежде всего благодаря тому, что руководители осознают: для успешного развития бизнеса необходимо повышать квалификацию своих сотрудников. «Если раньше руководители предприятий считали, что обучать необходимо лишь топ-менеджеров, то есть «управленцев» и специалистов по прямым продажам, то сейчас клиентура тренингов существенно расширилась – это персонал как высшего, так и среднего звена», – говорит тренер компании «ИнфоКом» Гульнара Садыкова.

Многие работники сами испытывают потребность в дополнительном обучении. Потребители тренинговых услуг – это люди, у которых не хватает времени для получения дополнительного образования, а, например, новая должность требует практических навыков, которые вуз не всегда может обеспечить, сообщила «Времени» Ирина Макарова. Такие люди приходят за умениями и навыками, а не за теорией. Среди тех, кто желает пройти тренинг, она называет HR-менеджеров, логистов, рекламщиков, маркетологов, кадровиков и секретарей. Основные потребители услуг бизнес-тренингов – персонал компаний, которые хотят вкладывать деньги в свое развитие и движение к поставленной цели, добавляет руководитель направления корпоративного образования Первой ассоциации производителей рекламы «Геликон» Никита Непряхин.

Одни из основных участников тренингов – менеджеры по продажам. Они могут проходить разные тренинги – в зависимости от возложенных на них задач и выполняемых обязанностей. Так, мотивационные тренинги, программы по сплочению коллектива или «построению команды» (тимбилдинг) рекомендованы сотрудникам всех звеньев компаний, а тренинги по развитию лидерских качеств – менеджерам среднего и высшего звена, управленцам, поясняет Никита Неприхян. «Тренинги, повышающие общую эрудицию или помогающие работать, например, тайм-менеджмент (управление временем), думаю, будут полезны абсолютно всем, – добавляет Непряхин. – Особенно востребованы тренинги по формированию команды, по ведению переговоров, управлению персоналом и, конечно же, тренинги по продажам».

Нынешний высокий спрос на бизнес-тренинги удовлетворяют прежде всего частные образовательные компании. В их числе МИР, СИДО, некоторые филиалы столичных частных вузов. В область бизнес-тренингов подтянулись и кадровые агентства, учебные центры, в том числе «Геликон», «Профит-М», Meredith-Brooks.

В настоящее время на этот рынок выходят и государственные вузы. Первым в Самаре свою систему бизнес-тренингов предложил государственный экономический университет. Руководство СГЭУ (тогда еще экономической академии) создало дирекцию по программам бизнес-образования. В результате ее работы у университета появилось 10 структурных подразделений по реализации программ в области дополнительного и бизнес-образования, в том числе, например, Приволжский центр переподготовки военнослужащих, Центр корпоративного развития, Центр языковой подготовки, Учебно-методический центр по аудиту, Авторизованный центр образования и сертификации «1С» и др.

К выходу на рынок бизнес-тренингов готовятся и другие государственные вузы. Если они предложат большой спектр образовательных мини-программ, то их профессиональный преподавательский состав и методические разработки, по всей видимости, обеспечат более высокое качество и статус образования. Возможно, они составят серьезную конкуренцию многочисленным кадровым агентствам, что в итоге приведет к переделу рынка.

Пока же в этом секторе нет ни одной крупной компании, которая занималась бы продвижением и обучением персонала от начала до конца. Как говорит Никита Непряхин, «на сегодняшний день ситуация в Москве и регионах в плане состава игроков рынка бизнес-тренингов существенно разнится. Если в столице основные лидеры рынка – это крупные консалтинговые, коучинговые или специализированные тренинговые компании, то в регионах – кадровые агентства, рекламные агентства полного цикла, в лучшем случае – представительства московских компаний».

По мнению эксперта, эту ситуацию нельзя оценивать однозначно. Например, в Самаре для специализированной компании просто не хватит клиентов. А во многих случаях легче и престижнее пригласить московского или западного тренера для конкретного заказчика. «Это обычная практика, – поясняет он. – И так, скорее всего, будет до тех пор, пока руководство крупных фирм не поймет, что вложение капитала в свой персонал – это лучшее интеллектуальное инвестирование, которое, безусловно, со временем окупается».

Какие тренинги востребованы в Самаре.

Коммуникационные тренинги. Руководителям предприятий становится понятно, что для эффективной продажи товаров или услуг необходимы не только отточенные техники продаж, но и коммуникативные компетенции. Поэтому есть новые блоки по конфликтологии, искусству публичного выступления, невербальной коммуникации. В последнее время развивается тенденция к заказам тренингов, «заточенных» под определенную компанию, под ее запросы и перспективы развития.

Программы «личностного роста». Если ранее на рынке бизнес-тренингов наиболее востребованы были корпоративные заказы, то сейчас увеличивается количество желающих приобрести тренинг для себя. Как правило, это программы «личностного роста», рассчитанные на частных лиц. «Для некоторых клиентов это шанс получить более высокооплачиваемую должность», – говорит Гульнара Садыкова.

Ирина Макарова рассказывает, что тенденция увеличения спроса на тренинги «личностного роста» пришла из столицы. «В Москве все большей популярностью пользуются именно такие тренинги, причем довольно своеобразные, например, «Женщина в бизнесе», «Как стать стервой», «Как выйти замуж»…

Тренинги делового общения. По словам Романа Гурамишвили, стабильно высоким интересом пользуются тренинги делового общения. Они востребованы среди менеджеров. Такие умения, как проведение совещаний, встреч, презентаций, построение эффективной коммуникации внутри подразделения и компании в целом, предоставление понятной информации, обязательные для каждого менеджера.

Как признают участники рынка, самой востребованной по-прежнему остается тема продаж. Это и «техники продаж», и переговоры с клиентами, и отдельные тренинги по работе с возражениями клиентов, и корпоративная этика… Последнее время множество компаний стали хорошо продавать тренинги по мотивации персонала и командообразованию (так называемый teambuilding).

Если говорить не про корпоративные, а открытые тренинги, то это лидерство и коммуникации, например, ораторское искусство или полемика, а также психологические тренинги, например, нейролингвистическое программирование.

А в бизнес-тренингах все больше увеличивается специализация. По словам Ирины Макаровой, востребованы тренинги по логистике, узконаправленные семинары, связанные с изменением в законодательстве, а также семинары для менеджеров ВЭД, сообщает газета «Время» (Самара).