Единых стандартов бизнес-образования в настоящее время не существует. Остается руководствоваться только здравым смыслом.
На протяжении последних десятилетий наше общество стремится активно перенимать западный опыт и использовать все имеющиеся ресурсы для получения финансовой прибыли. В России уже существует много компаний, предлагающих специализированные программы по повышению эффективности бизнеса и развитию личностных качеств. Несколько лет назад за подобными программами приходилось ездить за границу, но постепенно они становились все более востребованными, и сейчас сфера бизнес-образования хорошо развита.
Что такое бизнес-тренинг?
Основное отличие тренинга от лекций и семинаров – это время практических занятий. Если на лекции теоретические занятия составляют до 90%, на семинарах – до 70%, то теоретическая часть тренинга занимает только 20–25%. Остальное время занимает практическая отработка навыков в форме ролевых игр, WORKSHOP или работы с кейсами.
Тренинг часто путают с семинаром, однако это два совершенно разных вида обучения. Первый используют для развития личностных качеств (например, тайм-менеджмент) и отработки навыков, второй – для получения новой структурированной информации (например, тренинг на тему «Основы создания конкурентоспособной компании» невозможен, так как времени на обработку будет уделено меньше, чем на информационную часть).
Мнение эксперта
Елена Александрова, редактор-эксперт журнала «Коммерческий директор», Москва:
«Тренинги по командообразованию в компании (большинство тренинговых компаний предлагают открытые тренинги) эффективны только в корпоративном формате, так как на открытом тренинге любой участник получит некоторые навыки, но применить их в другой команде вне тренинга не сможет».
Путь бизнес-тренера в нашей стране нельзя назвать легким. Стандартов профессии «бизнес-тренер» в России нет, однако уже сейчас можно выделить два типа тренеров:
Мнение эксперта
Елена Александрова:
«Часто это бывшие директора по персоналу, имеющие не только большой практический опыт управления, но и опыт создания и проведения тренингов».
2. Практики. Люди с опытом работы в бизнесе на различных позициях или сделавшие карьеру. Эти тренеры знают технологию бизнеса, его подводные камни и обходные пути. Как внедряются бизнес-процессы, зачем нужно планирование, как складываются будни в коллективе – все это испытано ими на себе и является их сильнейшим конкурентным преимуществом в борьбе за заказчика. Нередко начинающему тренеру сложно контролировать механизмы взаимоотношений между людьми в группе и доносить до аудитории свой профессиональный опыт из-за отсутствия «навыка обучать». Помощь начинающим тренерам может оказать «тренинг для тренеров», в котором тренеры-профессионалы делятся секретами, как стать квалифицированным бизнес-тренером. На этих тренингах любой желающий может освоить азы по написанию программы тренингов и отработать проведение тренинга на группе участников семинара. Такие программы часто бывают выездными.
Бизнес-образование или услуги для развития бизнеса?
Сегодня на рынке довольно много компаний, предоставляющих свои услуги для развития бизнеса. Существуют консалтинговые компании, которые предлагают многомесячные и дорогостоящие проекты, направленные на создание эффективного отдела или всей компании в целом. Польза консалтинга давно доказана, но к нему, как правило, прибегают крупные компании, способные заплатить большие суммы. Такие проекты сложно назвать образованием, однако существуют и другие возможности развивать компанию, например, повышая квалификацию сотрудников.
Должны ли программы лицензироваться?
Все организации, предлагающие повышение квалификации, должны обладать специальной образовательной лицензией. Часто на вопрос «Есть ли у вас лицензия?» сотрудники компании отвечают: «да». И они вас не обманывают. Однако необходимо знать, что лицензия выдается на определенные продукты, и вполне возможно, что именно на интересующую вас программу лицензии нет. Чтобы это проверить, достаточно попросить копию документа, подтверждающего наличие лицензии и копию ЗАЯВКИ, в которой указаны лицензированные программы. Это необходимо делать, если программа повышения квалификации продолжается 72 часа и более. Если программа длится меньше, проверки ни к чему не приведут – подобные программы не лицензируются и не могут являться повышением квалификации. По окончании программы с лицензией вам должны выдать официальный диплом с гербовой печатью, вкладышем, в котором будет указана специальность и количество часов обучения. Такие программы прописываются в договоре как «образовательные». В договоре должно быть четко обозначено полное название программы, учреждение, в котором проходит обучение, образец диплома, количество часов. Если программа длится менее 72 часов или она не включена в заявку, в договоре она прописывается как «информационные» или «информационно-консультационные» услуги. В этом случае должно быть указано название программы, количество часов, в приложении к договору должна быть полная программа семинара-тренинга и информация о тренере. Лучшей информацией о компании и качестве ее услуг может являться положительная рекомендация клиентов этой компании. Не стоит обращать внимание на огромное количество известных брендов, перечисленных на сайте компании. Совсем не обязательно, что все эти компании обучались в этой организации. Лучше получить список компаний с отзывами по программе, интересующей вас в данный момент, или номера телефонов контактных лиц, которые могу дать рекомендации.
Мнение эксперта
Елена Александрова:
«В связи с тем что за последние десять лет появилось много коммерческих программ, они не лицензируются, так как нет единых ГОСТов. Лицензию получают на ведение образовательной деятельности с утверждением плана и содержания программ. По сути, каждая тренинговая компания продает тот продукт, который покупается. За исключением академических ВУЗов, диплом или сертификат государственного образца в оригинале вы не получите нигде. Поэтому лучше выбирать тренера или тренинговую компанию по рекомендациям людей, уже прошедших программы. Для этого существует много форумов в интернете и не только, где можно найти, обсудить, выбрать то, что нужно именно вам, а затем устроить тендер из нескольких компаний или тренеров».
Семинары: плюсы и минусы
Основными поставщиками услуг бизнес-образования являются тренинговые компании – либо узконаправленные на определенную среду бизнеса (например, только маркетинг, финансы или IT-технологии), либо многопрофильные, которые стараются охватить наиболее востребованные направления. Такие компании чаще всего используют форму передачи знаний через открытые семинары и корпоративные тренинги. При проведении открытых семинаров компания ежемесячно предлагает к обсуждению 10–15 актуальных тем и приглашает всех желающих пройти обучение.
Минусами таких семинаров является невозможность выбрать удобную дату и скорректировать тему. Необходимые знания вы получите, но вам могут рассказать и то, что вы уже давно знали.
Во избежание подобной ситуации можно рекомендовать перед покупкой семинара интересоваться должностями и компаниями уже зарегистрированных участников. Эта информация не должна быть от вас скрыта! Не стоит забывать, что у тренинговых компаний количество человек на один семинар имеет свой минимальный порог, что обусловлено рентабельностью. В связи с этим, если нужное количество участников не будет набрано, можно не попасть на семинар в запланированные сроки. Желательно интересоваться количеством набранных участников и тем, как часто проходит такой семинар. Не страшно, если за месяц до начала семинара зарегистрировано всего два-три участника, но если за неделю до начала набирается всего три-четыре участника, стоит задуматься. Скорее всего, проведение такого семинара перенесут на две-три недели или вообще отменят.
Очевидными плюсами таких семинаров является возможность обмена опытом с участниками из других компаний и приобретение большого количества полезных контактов. Цена семинара на первый взгляд небольшая, но если вы планируете обучить от семи до десяти человек, выгоднее заказать корпоративный тренинг.
Что такое корпоративный семинар?
Это семинар-практикум (далее – тренинг), который разрабатывается для компании «под ключ», часто по индивидуальной программе, ориентированной на конкретную сферу бизнеса. Не каждая компания может позволить себе такие тренинги, но если знать все детали, из которых складывается цена, можно попытаться сэкономить.
Изначально компания-заказчик должна сформировать запрос и точно знать, кого будут обучать и какой результат будет считаться положительным. Благодаря этому компании будет легче контролировать подготовку программы и можно будет избежать добавления общих образовательных блоков, которые повлекут увеличение длительности программы и стоимости тренинга. В свою очередь, тренинговой компании это поможет быстрее выполнить запрос. Большинство компаний предлагают провести тренинг на своей территории. Однако почти все организации снимают помещение для семинаров в аренду, и в этом случае стоимость тренинга для заказчика возрастает. Если у вас есть большая переговорная или конференц-зал, лучше провести тренинг в «домашних» условиях. Это позволит сэкономить порядка 200–300 долл. США 1).
Приведем пример цен за услуги, которые выставляются компаниям:
* 100–150 долл. США в день за помещение;
* 15 долл. США на человека в день за обеды (многие компании имеют свою столовую, в которой обед стоит значительно дешевле);
* 7–10 долл. США за кофе-паузы в день;
* около 15 долл. США на человека за раздаточный материал;
* оплата непосредственно услуг тренера.
Большинство тренинговых компаний пользуются услугами независимых консультантов, или «фрилансеров». Эти тренеры работают сразу с несколькими компаниями и предлагают похожие программные продукты. В среднем, гонорар тренера за проведение корпоративного тренинга составляет в Москве от 600 до 1,5 тыс. долл. США в сутки. В регионах чаще всего услуги выездного тренера стоят дороже, поскольку московская компания берет проценты за посреднические услуги между заказчиком и тренером. Чем известней и опытней тренер, тем выше его стоимость. Если вас не устраивает окончательная цена тренинга, есть возможность ее снизить, заменив именитого тренера менее известным. Для этого многие тренинговые компании держат внутренний штат тренеров, в который входят специалисты узкого профиля, или выпускники психологических университетов, или начинающие тренеры. Пусть вас не пугает их неизвестность. Главное, чтобы уровень их компетенции соответствовал заявленной теме и качеству предлагаемого продукта, а это можно выяснить при личной встрече. Задавайте вопросы, попробуйте дать техническое задание на написание «под вас» программы семинара. Это займет больше времени, однако позволит сэкономить до тысячи долларов за день тренинга.
На что следует обязательно обратить внимание при выборе тренера? На его опыт. Практик этот человек или теоретик? Практик хорош в тренингах, которые требуют отрабатывать умения и навыки, теоретик – в тренингах с большим набором терминов и содержательной информации. Например, TQM (total quality management) или BSC (balance score card). Чтобы выяснить круг профессиональной заинтересованности тренера, достаточно узнать, какие еще программы проводит данный преподаватель. Если один человек ведет маркетинг, финансы и продажи, тайм-менеджмент и управление персоналом, скорее всего его знания поверхностны, хотя бывают и исключения.
Лицензирование
Сегодня рынок бизнес-образования очень насыщен. Многие программы дублируются в разных компаниях, конкуренция огромная, поэтому выигрывает тот, кто предоставляет клиенту больший сервис. Стало появляться все больше бесплатных семинаров, которые предназначены для наработки клиентской базы и являются формой PR-акции. В последнее время многие компании стали делать акцент на длительных семинарах. Это связанно с тем, что 2–3-дневные семинары не всегда дают глубокое овладение материалом. Многодневные учебные мероприятия гораздо выгоднее и организатору, и участнику. Возможно, в будущем двухдневные семинары перестанут быть актуальными и их заменят полноценные 9–10-дневные мероприятия, что приведет к глобальному лицензированию услуг бизнес-образования и повышению его качества.
Мнение эксперта
Елена Бурякова, независимый консультант, тренер, Москва:
Говорить о хорошо развитой сфере бизнес-образования пока рано. Автор отмечает, что нет единых стандартов оценки эффективности полученных знаний, четко оформленных критериев уровня преподавателей и тренеров. Cфера бизнес-образования гораздо шире, чем описывает автор: она включает ВУЗы, где можно получить первое образование, и ВУЗы, предлагающие второе высшее образование, курсы повышения квалификации, ВУЗы, обучающие по программам МВА, консалтинговые и тренинговые компании и так называемых свободных консультантов и тренеров. При отсутствии четких критериев выбора учебного заведения и программы, человеку приходится опираться на здравый смысл и рекомендации тех, кто уже воспользовался услугами той или иной организации. Возрастающая конкуренция между институтами, предлагающими программы МВА, тренинговыми компаниями и свободными консультантами-тренерами приведет к разработке стандартов качества бизнес-обучения.
В статье говорится о том, что тренинг «используют для развития личностных качеств». Но это утверждение необходимо дополнить тем, что тренинги достаточно четко делятся по целям обучения на навыковые, тренинги командообразования и личностного роста. Наиболее распространены тренинги, рассчитанные на тренировку заранее заданных навыков. Тренинги командообразования, в свою очередь, делятся на веревочные курсы (формат выездных спортивных мероприятий) и содержательные, в которых идет обсуждение проблем в подразделении и целью которых является выработка новых правил совместной работы в команде. Цель тренингов личностного роста – научить участников процесса изыскивать новые ресурсы для личностного развития. Разные цели диктуют совершенно разные методики работы в процессе тренинга. Автор остановился только на двух формах бизнес-обучения, но на сегодняшний день этих форм гораздо больше. Эффективной формой обучения являются кейс-стади – обучение в процессе отработки конкретных ситуаций. Самостоятельными формами обучения могут быть деловая игра и мозговой штурм.
К вопросу о лицензировании. Лицензии выдаются на программу, их наличие предполагает стандартизацию программы. Это значит, что вы можете быть уверенными в том, что программа тренинга со временем не меняется. Однако заказчики корпоративных тренингов справедливо желают корректировки программы с учетом специфики бизнеса их компании. Выход – в сертификации тренеров. Самый насущный вопрос – какая организация сможет взять на себя эту миссию? Способ подтверждения качества своих услуг очень важен для многих тренеров.
Бизнес-образование становится не желаемым, а необходимым условием поддержания конкурентоспособности компании, поэтому руководителям придется обращаться к тренерам. Нет смысла долго выбирать тренера или тренинговую компанию. Лучше четко сформулировать запрос на обучение, понять, какие изменения необходимо внести в работу компании с помощью обучения, как можно яснее описать ожидаемые результаты и изложить свое видение тренеру. Именно это может стать гарантией эффективного вложения денег в развитие персонала, а тренера или компанию подбирать из учета имеющихся средств.
1) Все цены, приведенные в статье, даются с учетом московского региона.
Автор: Сергей Полозов, практикующий бизнес-тренер, Москва