Специалист со средним профобразованием на рынке труда

Мария Филь Источник: Обучение & карьера

По утверждению руководителей отечественной системы образования, современный рынок труда испытывает серьезную потребность  в квалифицированных выпускниках средних специальных учебных заведений.

Как свидетельствует опыт большинства развитых стран, именно люди со средним профессиональным образованием (а вовсе не «белые воротнички») составляют основу любой экономики и обеспечивают технологическое и промышленное развитие своих государств. И у нас по мере роста экономики спрос на таких специалистов будет только повышаться.

Достаточно сказать, что, по данным Министерства образования и науки, 22 % от общей численности занятого населения составляют выпускники вузов, 31 % — средних специальных и 18 % — начальных профессиональных учебных заведений. В 2003 году, к примеру, лишь 10 % выпускников ссузов остались нетрудоустроенными.

В этой связи в России вновь начала расти популярность ссузов (средних специальных учебных заведений). Сейчас можно с уверенностью говорить о неуклонной и долговременной тенденции повышения привлекательности подобных учреждений в глазах потенциальных абитуриентов.

Об особенностях приема в ссузы и обучения в них, а также о востребованности выпускаемых ими специалистов различного профиля и пойдет сегодня речь.

Для этого по заказу редакции журнала «Обучение & карьера» специалисты АНО «Институт современного политического управления» (ИСПУ) провели экспертный опрос. Его цели:

  • оценить степень востребованности людей со средним профессиональным образованием на рынке труда и тенденции спроса на сотрудников с подобным образованием;
  • выявить специальности, наиболее перспективные с точки зрения по-следующего трудоустройства;
  • определить уровень доверия потенциального работодателя к диплому, полученному в результате такого обучения.

Предлагаем вашему вниманию результаты исследования. Надеемся, это поможет нашим читателям — абитуриентам и выпускникам данной категории учебных заведений — сделать правильный профессиональный выбор.

Методика. Опрос проводили методом анкетирования. В анкете использованы открытые, закрытые и ранговые вопросы. На основе полученных данных сформирован перечень ссузов, чьи дипломы пользуются наибольшим доверием у работодателей, и построено четыре диаграммы, отражающие: 1) характер восприятия ссузов как учреждений профессионального образования; 2) шансы выпускника с дипломом ссуза найти работу по специальности сразу после учебы; 3) прогноз востребованности специалистов с рассматриваемым образованием в ближайшие пять–десять лет; 4) рейтинг наиболее перспективных направлений, по которым ведут обучение в ссузах.

Объект исследования. Это техникумы и колледжи как учреждения среднего специального образования. Перечень специальностей ссузов, на базе которого составлен их рейтинг, создан на основании оценки степени популярности и массовости распространения профессий путем анализа открытых источников.

Предмет исследования. ИСПУ рассматривал ссузы в первую очередь с позиций оценки перспектив трудоустройства. Поэтому многие аспекты темы, в частности оценка качества подготовки граждан со средним специальным образованием к профессиональной деятельности, остались за рамками нашего внимания. Основной задачей исследования было определить место человека со средним специальным образованием на рынке труда и выявить наиболее востребованные работодателями специальности ссузов.

Эксперты. В качестве респондентов выступили руководители известных кадровых и рекрутинговых агентств (скажем, управляющий партнер executive search компании), менеджеры крупных бизнес‑структур, профессионально связанные с HR-проблематикой, представители вузов, курирующие вопросы трудоустройства выпускников и профессионально исследующие взаимовлияние рынка труда и системы образования.

Эксперты были отобраны путем предварительного опроса специалистов в сфере образования и анализа материалов печатных и электронных СМИ. Общее количество респондентов — 11 человек.

Виды ссузов и их специфика

Нынешнее российское законодательство устанавливает следующие виды ссузов:

  • техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;
  • колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.

Техникумы и колледжи предлагают несколько форм обучения: очную, очно-заочную (вечернюю), заочную, экстернат на базе основного общего образования (девять классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы).

В отличие от абитуриентов училищ и лицеев желающие попасть в ссуз сдают вступительные экзамены. По закону начальное профобразование в нашей стране является бесплатным и общедоступным. То есть училища и лицеи не вправе принимать абитуриентов на конкурсной основе — нельзя даже устраивать конкурс аттестатов (исключение составляют заведения культуры и искусства).

Средний конкурс в ссузах на сегодняшний день составляет в зависимости от престижности учреждения и предлагаемых специальностей от полутора до двух с половиной человек на место.

Срок обучения по экономическим специальностям — два–три года (в зависимости от базового образования), по техническим — три–четыре года, по гуманитарным — четыре–пять лет.

Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентирует Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Он состоит из двух частей — федеральной (определяет общегосударственные требования к уровню подготовки выпускников) и национально-региональной. Поэтому слушателей ссузов на территории России могут обучать по образовательным программам, несколько отличающимся друг от друга.

Кроме того, что программы могут различаться от региона к региону, также существует значительная разница между учебой в техникуме и колледже в целом.

Колледжи в отличие от техникумов — многофункциональные и многопрофильные образовательные учреждения (или структуры подразделений университетов, академий, институтов, то есть вузов). Там ведут многоуровневую подготовку специалистов со средним профессиональным образованием. Колледжи дают повышенный уровень образования. Сегодня число колледжей от общего количества ссузов составляет чуть более трети.

То есть различаются техникумы и колледжи примерно так же, как училища и лицеи (если, например, выпускник техникума получает квалификацию специалиста-техника, то после колледжа он может работать старшим техником (или младшим инженером).

Колледж готовит так называемых специалистов без высшего образования. В некоторых колледжах существует бакалавриат — неоконченное высшее образование продолжительностью четыре года. Оно дает диплом бакалавра, с которым можно устроиться на работу либо продолжить обучение в вузе на магистра или доктора.

Таким образом, колледж выпускает, например, младших инженеров, «техников с дополнительной подготовкой в области…» (с указанием конкретной области — менеджмент, экономика, информатика и т. д.), фельдшеров, зубных врачей и т. п. А после техникума, скажем, вместо квалификации «младший инженер» или «старший техник» молодой человек получит лишь квалификацию «техник».

При этом в дипломе выпускников колледжа есть строчка «повышенный уровень образования». Обладатели такого документа должны, по идее, иметь более глубокие теоретические и практические знания и умения, чем выпускники техникумов. Но на практике, говорят эксперты, большинству нанимателей важна не запись в дипломе, а практические навыки кандидата. Так что значительной разницы между корочками техникума и колледжа для работодателя сегодня по большому счету не существует.

Важно уделить внимание еще одному принципиальному моменту. По окончании среднего специального учебного заведения можно поступить в вуз для продолжения образования по выбранному профилю, причем по сокращенной программе (в частности, в рамках популярной модели непрерывного образования «школа — колледж — вуз»).

Если молодой человек получил среднее профессиональное образование базового уровня, то срок обучения в вузе сокращается на год, если повышенного — на год или два, в зависимости от специфики учреждения. Кроме того, диплом с отличием дает право поступать в ряд вузов без экзаменов или по упрощенной схеме.

Документ под названием «Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации» содержит следующие правила поступления в вуз: «…лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, принимаются в высшие учебные заведения по результатам собеседования, за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности (профильные испытания), которые могут быть установлены высшим учебным заведением».

В связи с этим ссуз можно рассматривать как трамплин для дальнейшего поступления в высшее учебное заведение, что создает дополнительное конкурентное преимущество образовательных учреждений данного типа.

Рейтинг наиболее перспективных специальностей

Как и вузы, средние учебные заведения предоставляют возможность получить множество профессий из различных областей человеческой деятельности. Грамотный выбор специальности служит залогом будущего успеха абитуриентов.

При помощи экспертов мы попытались выяснить, какие направления сегодня перспективнее с точки зрения их востребованности на российском рынке труда.

По мнению большинства респондентов, в настоящий момент наиболее ценятся специалисты, связанные с современными информационными технологиями, Интернетом, прикладной информатикой. Данное направление отметили как самое перспективное 43 % экспертов. В век интенсивного развития Сети и иных информационных технологий подобный результат неудивителен и вполне ожидаем.

Достаточно высок уровень востребованности специальностей, связанных с машиностроением (38 %), работой с инженерным и технологическим оборудованием (34 %). После провала 1990‑х, когда спрос на инженеров и технологов упал до минимума, нынче, в условиях развития российской экономики, сложилась ситуация острого дефицита профессионалов в данных областях.

К группе со средней востребованностью отнесены специальности, связанные со сферой автомобильного сервиса (25 %), экономикой и банковским делом (24 %), менеджментом (22 %) и маркетингом (20 %). В этих секторах знающие люди будут необходимы всегда, и спрос останется неизменно устойчивым.

Наконец, респонденты выделили еще два направления обучения, надежные с точки зрения последующего трудоустройства. Это сфера потребительских услуг (15 %), а также право и юриспруденция (13 %). Говоря о данных областях, можно констатировать: рынок в достаточной степени насыщен представителями данных профессий, и преимущественно с этим, по‑видимому, связаны невысокие рейтинговые оценки.

Из остальных специальностей ни одна не набрала больше 10 % голосов экспертов, поэтому в нашем исследовании они не упоминаются.

Структура  востребованности основных  специальностей (%)

Информационные технологии

43

Машиностроение

38

Техническое и инженерное оборудование

34

Технологическое обслуживание

31

Сфера автомобильного сервиса

25

Сфера потребительских услуг

15

Экономика и банковское дело

24

Право и юриспруденция

13

Маркетинг

20

Менеджмент

22

Востребованность специалистов со средним профобразованием

Разобрав рейтинг направлений, по которым ведут обучение в ссузах, остановимся на таком вопросе, как прогноз востребованности граждан со средним профобразованием в целом. Нам важно выяснить на основании экспертных оценок прогнозируемую динамику спроса на людей со средним профессиональным образованием как таковых.

Прогноз относительно изменения степени востребованности выпускников ссузов оказался весьма оптимистичным.

Большинство респондентов (34 %) высказали уверенность в том, что спрос существенно вырастет в ближайшие пять–десять лет. В первую очередь это связано с развитием тех секторов российской экономики, где необходимость в подобного рода специалистах традиционно высока, что порой приводит даже к нехватке работников соответствующего профиля.

Еще 33 % экспертов считают потенциал роста востребованности незначительным, хотя имеющим позитивную динамику, так как соответствующие сегменты рынка пока не насыщены людьми со средним профессиональным образованием в полной мере.

21 % придерживаются мнения, что спрос сохранится на нынешнем уровне и не будет сильно меняться в ту или иную сторону. Данную оценку респонденты обосновывают прежде всего наличием сильной конкуренции со стороны выпускников вузов в высокотехнологичных отраслях (например, в сфере информационных технологий), что является следствием процессов массовизации высшего образования.

Лишь 14 % допускают возможность незначительного снижения нынешнего спроса на граждан со средним профобразованием ввиду таких факторов, как:

  • предпочтение нанимателями работников с высшим образованием даже там, где оно не требуется;
  • постоянное повышение сложности экономических и технологических процессов и связанные с этим структурные изменения российской экономики, что приводит к необходимости получения высшего образования;
  • неуклонное повышение требований к уровню подготовки сотрудников со стороны работодателей в условиях обострения конкурентной борьбы на рынке труда и в экономике в целом.

Важно отметить, что эксперты единодушно уверены в одном: существенного падения спроса на рассматриваемых специалистов в ближайшие пять–десять лет не будет.

Из структуры ответов можно сделать вывод: динамика востребованности выпускников ссузов останется преимущественно положительной (67 % респондентов прогнозируют увеличение спроса), так что после окончания среднего учебного заведения ребята, скорее всего, найдут работу по профилю.

Доверие работодателя к диплому ссуза

Одно из обстоятельств, формирующих спрос на выпускников ссузов, — уровень доверия работодателей к диплому среднего специального учебного заведения. Выше мы уже говорили, что сегодня для нанимателя нет очевидной разницы между дипломом техникума и колледжа, однако оценка уровня доверия к диплому ссузов в целом как фактора, влияющего на востребованность людей со средним образованием, представляется крайне важной.

Именно поэтому мы попросили наших экспертов оценить отношение вероятных работодателей к документу о среднем профобразовании.

По оценкам большинства респондентов (45 %), доверие нанимателя к диплому ссуза находится на среднем уровне, а 36 % определили уровень как высокий. Эти оценки позволяют говорить о серьезном отношении работодателя к такому документу, о позитивном восприятии выпускников как профессионалов в той или иной сфере деятельности.

Лишь 19 % экспертов назвали уровень доверия низким. С одной стороны, по мнению респондентов, это связано с неизвестностью многих ссузов (тогда как, к примеру, основные вузы России и Москвы — МГУ им. М. В. Ломоносова, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, МГИМО, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова и другие — хорошо известны большинству руководителей), а с другой — это результат недостаточно качественной подготовки слушателей в ряде средних специальных учебных заведений.

Однако в целом можно сделать вывод о том, что диплом ссуза наниматели признают, и его наличие существенным образом повышает шансы соискателя на получение работы.

Шансы выпускника ссуза найти работу

Несмотря на позитивный прогноз востребованности в среднесрочной перспективе и довольно высокую оценку уровня доверия к диплому ссуза со стороны работодателей, мы не могли обойти стороной такую проблему, как сложность трудоустройства выпускника ссуза (эта проблема актуальна и для ребят, окончивших вузы).

Мы попросили наших экспертов оценить шансы молодого специалиста со средним профобразованием найти работу по специальности сразу после обучения. Полученные результаты носят достаточно усредненный характер ввиду дифференциации различных направлений по уровню востребованности на рынке труда.

Тем не менее даже усредненные оценки в значительной мере помогают оценить вероятность трудоустройства в течение короткого (не более трех месяцев) срока после окончания ссуза.

Судя по всему, шансы найти работу сразу после обучения довольно неплохие. 38 % респондентов оценили их как высокие, 47 % — как средние и лишь 19 % — как низкие.

Таким образом можно утверждать: шансы выпускников ссузов на получение места непосредственно коррелируют с востребованностью профессий и динамикой спроса на специалистов с рассматриваемым образованием и весьма существенны. Однако вновь подчеркнем: оценка данных шансов является усредненной, и вероятность успешного поиска вакансии нередко связана с полученной профессией и личными качествами молодого человека.

Рейтинг ссузов

Из-за отсутствия единого мнения экспертов у нас нет возможности построить рейтинговую таблицу. Поэтому в приведенном ниже списке перечислены лишь основные ссузы, упомянутые респондентами. Среди них только четыре учреждения названы несколько раз (они выделены жирным шрифтом).

  • Колледж МИД РФ
  • Колледж Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
  • Московский государственный колледж информационных технологий Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Колледж телекоммуникаций Московского технического университета связи и информатики
  • Московский технологический колледж
  • Британский банковско-финансовый колледж
  • Столичный бизнес-колледж
  • Политехнический колледж № 2
  • Политехнический колледж № 19
  • Экономический бизнес-колледж
  • Московский коммерческий колледж
  • Московский политехнический колледж
  • Московский промышленно-экономический колледж
  • Московский государственный колледж станкостроения, экономики и управления
  • Московский экономико-энергетический колледж

На основании полученных данных можно сделать следующий вывод. Среди ссузов нет абсолютных лидеров. Это связано в первую очередь с достаточно большим количеством подобных учреждений, присутствующих на московском рынке образовательных услуг.

Кроме того, во многом выбор экспертов связан с наиболее востребованными на рынке труда специальностями. Из-за этого, например, в основную группу не попали ссузы медицинской и правовой направленности в отличие от колледжей, связанных с информационными технологиями, экономикой и промышленностью.

И все же абитуриенты имеют немало возможностей для выбора учебного заведения, чей профиль отвечает интересам и потребностям будущих специалистов со средним профессиональным образованием, а также их потенциальных работодателей.

Читайте также: Лучшие Средние специальные учебные заведения (ССУЗы) России 2006