Китайская грамота

Сергей Чириков Источник: E-xecutive

Китай отчаянно стремится стать кузницей высококвалифицированных менеджерских кадров, развивая собственные программы МВА и выпуская по 20 тыс. дипломированных специалистов ежегодно. Однако, по мнению экспертов, китайская система производит на свет аналитиков, неспособных принимать решения. Так насколько в действительности велика «китайская угроза»?

Количество китайских менеджеров, обладающих степенью МВА, ежегодно увеличивается на 20 тыс. человек. Спрос рождает предложение, и на сегодняшний день в Китае существует уже 230 различных программ МВА. Беда в том, что количество, увы, пока не переходит в качество. Культурные традиции и тоталитарный режим губительно сказываются на системе китайского бизнес-образования. Так смогут ли многочисленные дипломированные китайские менеджеры составить конкуренцию своим коллегам из других стран?

Пятнадцать лет назад, Ден Сяопин (на тот момент правитель страны) создал благоприятные условия для создания первых девяти китайских программ МВА.

К сожалению, качество китайских программ МВА пока не соответствует общемировым стандартам. Журнал BusinessWeek, опросив более 170 корпоративных рекрутеров, работающих в крупных китайских компаниях и транснациональных корпорациях, пришел к выводу, что, несмотря на молниеносный рост количества программ МВА, большинство дипломированных специалистов имеют либо средний, либо низкий уровень подготовки.

Согласно исследованиям, проведенным HR-отделом консалтинговой компании Universum Communications Inc, менее 20% вербовщиков дали хорошую оценку китайским дипломированным специалистам МВА и только 34% из числа опрошенных заявили, что качество подготовки улучшилось за последние 3 года. По словам Ноны Канг, представителя компании AIG Business Consulting, студенты китайских программ настолько неуверенны в себе, что не могут точно выразить свою позицию. Тереза Ли, директор отдела HR и администрации компании Tristate Holdings Ltd. заявила, что китайские дипломированные специалисты не могут даже принимать решения, связанные с разумным риском, для реализации своих проектов.

Основная проблема заключается в стремлении быстро заработать на бизнес-образовании. Стоимость китайского МВА составляет в среднем $27,5 тыс. за 20-ти месячный курс обучения. По словам Уонга Фангхуа, декана самой популярной среди рекрутеров бизнес-школы Antai College of Economics & Management при Shanghai Jiao Tong University, огромное количество китайских предпринимателей и компаний построили собственные бизнес-школы с низким качеством программ и преподавания. Их главная цель – не предоставить качественное образование, а всего лишь заработать.

Теперь рекрутерам приходится дважды подумать, прежде чем принять на работу китайского дипломированного специалиста МВА. Некоторые работодатели отмечают, что китайская образовательная система основана только на механическом запоминании и уважении к власти, а, следовательно, и менеджеры, прошедшие подобную подготовку, ни к чему не способны. По словам Лидии Дж. Прайс, декана программы МВА в бизнес-школе China Europe International Business School (совместный проект Шанхайского правительства и ЕС), в классных аудиториях студенты успешно анализируют возникающие вопросы, но их невозможно заставить принимать решения.

Неудивительно, что большинство китайских работодателей предпочитают брать на работу специалистов, получивших МВА в одной из некитайских бизнес-школ, таких как Harvard, Stanford или Wharton. По словам Эмре Демокана, старшего менеджера по подбору персонала компании Microsoft China, дипломированные специалисты с хорошей подготовкой и опытом работы, полученным за границей, пользуются особой популярностью среди работодателей.

Для того чтобы гарантировать качественный отбор кандидатов для своих компаний, рекрутерам приходится самим принимать участие в жизни университетских студенческих городков. Например, бизнес-школа Beijing University’s Guanghua School of Management приглашает все компании, взявшие на работу более 5 выпускников, провести интервью с участниками последующих программ МВА. Guanghua подобным образом сотрудничает с такими компаниями как Lenovo, Samsung, IBM, Lucent, China Mobile и Bank of China.

На низкий уровень профессиональной подготовки китайских студентов жалуются и руководители компании Philips Electronics (один из основных иностранных инвесторов в Китае). По словам Элизабет Мартин, топ-менеджера компании Philips Electronics China Group, в большинстве случаев китайским специалистам МВА в трудоустройстве приходится отказывать, а к тем, кого все же приняли на работу, приходится приставлять тренера или наставника для их дальнейшего развития.

При подготовке статьи использованы материалы журнала BusinessWeek