Экспресс-тренинги – самый востребованный продукт на рынке дополнительного бизнес-образования

Рустам Губин Источник: 4 канал

По оценкам экспертов, объем рынка дополнительного бизнес-образования в России составляет сегодня порядка 700 млн. рублей. Причем организация тематических деловых экспресс-тренингов – один из самых востребованных продуктов на этом рынке. Например, в Свердловской области участие в таких образовательных мероприятиях принимали менеджеры почти половины уральских компаний.

Деловые тренинги как продукт появились на уральском рынке порядка десяти лет назад. Первыми интерес к ним проявили филиалы иностранных крупных сетевых и промышленных структур. Затем, следуя их примеру, такие обучающие мероприятия стали проводить для своих сотрудников и региональные компании. Сегодня игроки консалтингового рынка констатируют постоянное увеличение спроса на услугу по организации таких тренингов до 35% ежегодно. По их мнению, во многом это связано с растущим интересом российских руководителей к западным стилям менеджмента и технологиям ведения бизнеса.

Лариса Богданова, директор IBC HUMAN RESOURCES:
«Каждый руководитель старается получить больше информации, расширить свой кругозор и понять, чем отличаются, допустим, западные технологии бизнеса от российских технологий».

Анна Выгодская, координатор проекта «Защита прав женщин, пострадавших от домашнего насилия»:
«По оценкам экспертов, порядка 46% менеджеров екатеринбургских компаний хотя бы однажды принимали участие в деловых тренингах. При этом если раньше руководители обращались к услугам тренеров не чаще одного раза в год, то сегодня фирмы заказывают от четырех тренингов ежегодно и больше. Так топ-менеджеры строительной компании «Адрем» принимают участие в подобных обучающих программах не менее двух раз в год. Большую роль здесь играет актуальность выбранной темы и опыт тренера».

Валерия Гуреева, генеральный директор компании «Адрем»:
«Ориентировочно раз в полгода, раз в квартал. Все зависит от того, насколько популярный и проверенный тренер-консультант приезжает к нам в Екатеринбург».

Услуги по организации бизнес-тренингов в Екатеринбурге сегодня предлагают около 50 консалтинговых компаний, в том числе 6 – 7 лидеров рынка, работающих в этой области более десяти лет. Эти фирмы условно можно поделить на две основные группы: работающие с российскими преподавателями и приглашающие международных бизнес-тренеров. Причем семинары зарубежных лекторов становятся все более востребованными. Данную тенденцию эксперты в целом оценивают положительно, по их мнению, это говорит о качественном изменении менталитета российских менеджеров. Однако, как считают специалисты, к выбору таких семинаров нужно подходить внимательно, так как не всегда известно, может ли конкретный международный опыт быть адаптирован к российской действительности.

Лариса Богданова, директор IBC HUMAN RESOURCES:
«Наши тренеры, наши преподаватели знают специфику российского бизнеса, дают подсказки, которые уже с завтрашнего дня можно использовать со своими клиентами».

Известны случаи, когда при попытке внедрить западную технологию в российскую компанию руководители получали противоположные ожидаемым результаты. Кроме того, негативным фактором является языковой барьер, который даже при наличии синхронного перевода лишает тренинг определенной динамики, интерактивности. В этом отношении отечественные мэтры делового экспресс-образования выигрывают, хотя здесь все зависит от личности тренера и его профессионализма.

Валерия Гуреева, генеральный директор компании «Адрем»:
«Считается целесообразным идти на тех тренеров, которые не просто консультанты-теоретики, а практики с конкретными достижениями. Прежде чем участвовать в том или ином тренинге, внимательно смотрим на резюме консультанта и общаемся с теми людьми, которые либо проходили этот тренинг, либо так же как и мы собираются на этот тренинг».

Самые популярные темы: бизнес-общение, тренинги по ораторскому мастерству и умению вести деловые переговоры. По мнению одного из ведущих российских тренеров Александра Резника, это обусловлено тем, что именно сфера деловых коммуникаций пока является слабой стороной отечественных бизнесменов.

Александр Резник, бизнес-тренер:
«Очень часто участвуют в переговорах — надеются на русское «авось», экспромт. Но, как известно, хороший экспромт – это хорошо подготовленный экспромт».

В Екатеринбурге сегодня наиболее востребованы два типа организации тренингов. Первый — когда тренинг проводится под определенный заказ конкретной фирмой. В этом случае тренер и тема занятия подбираются исходя из бизнес-задач и компании-заказчика. Второй вариант – это так называемые открытые тренинги, которые делают акцент на модную в текущем сезоне тему. Принять же участие может любая заинтересованная компания.

Лариса Богданова, директор IBC HUMAN RESOURCES:
«Есть такие модные темы на рынке. И компания-лидер на рынке в своей области, например, лидеры в области сотовой связи или лидеры в области металлургического производства, — они считают, что их руководители должны быть обучены еще и модным темам, чтобы они были более харизматичными, более эффективными руководителями».

Средняя стоимость участия в тренинге зависит от его вида и продолжительности. Открытые тренинги, длящиеся два дня, стоят от 15 до 25 тыс. рублей с одного участника, долгосрочные тренинги продолжительностью от 3 до 6 месяцев стоят от 90 до 150 тыс. рублей с участника, корпоративные тренинги продолжительностью от двух дней стоят от 50 тыс. рублей в зависимости от уровня тренера и количества участников. Несмотря на достаточно высокие цены на услуги и то, что экономический эффект от тренинга довольно трудно подсчитать, руководители многих уральских компаний считают деловое обучение весьма выгодным вложением средств. Некоторые менеджеры рассматривают его как возможность взглянуть на свой бизнес со стороны, другие идут на тренинг за инструментами для решения конкретных проблем.

Дмитрий Селетков, заместитель директора УК ООО «Селур»:
«Участие в тренинге – это возможность общения с новыми людьми, и после этого и КПД возрастает, естественно, и некоторый интерес к работе появляется, получаешь действительно инструмент, как себя вести в подобных ситуациях. Некоторые тренеры дают просто шаблоны, которые прямо берешь и тут же применяешь. Это действительно дает результат, это заметно».

Экспресс-семинары сегодня — обязательная статья расхода в бюджете большинства преуспевающих компаний, фирм и предприятий. При этом отправляя свой персонал на тренинги, компания преследует не только цель повышения квалификации сотрудников, но и, например, многие бизнес-структуры рассматривают дополнительное бизнес-образование как одно из эффективных средств мотивации персонала. Учитывая рост интереса российских компаний к данной услуге, специалисты прогнозируют, что ее стоимость пропорционально динамике спроса в дальнейшем будет только расти, и Уральский регион здесь не исключение