Современный футбол – это огромный бизнес, сопряженный со страстью и азартом миллионов поклонников.
Международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA) по количеству входящих в нее стран опережает ООН. Если в FIFA числится 240 государств, то в ООН – 191. FIFA объединяет более 300 тыс. клубов и примерно 240 млн игроков. Согласно отчетам федерации, она ежегодно получает прибыль в размере $700 млн. Причем 96% составляют доходы от проведения футбольных соревнований. Управлять такими финансовыми потоками способны лишь профессионалы, получившие специальные знания в области спортивного менеджмента.
Большой футбол – Большие деньги
Чемпионаты мира, эти огромные праздники футбольных фанатов, – самое настоящее золотое дно как для FIFA, так и для устроителей соревнований. Если в 1984 году компании заплатили за информационное спонсорство $2 млрд, то в 2006 году – уже $16 млрд. Согласно данным консалтинговой фирмы Deloitte & Touche, чемпионат мира 2002 года, прошедший в Южной Корее и Японии, принес организаторам прибыль в размере примерно $260 млн. К тому же, как считают некоторые аналитики, проведение соревнований по футболу подобного ранга позволяет странам-организаторам ускорить темпы развития национальной экономики.
Футбольные клубы также имеют определенные доходы, однако здесь есть свои особенности. По большому счету ни один из них не может заработать только на продаже билетов. Сказанное также касается и России, где ходить на стадион считается весьма дорогим удовольствием. На Западе же реализация билетов на матчи не покрывает даже стоимости аренды земли под стадионом. Поэтому основными источниками прибыли служат реклама, торговля сопутствующими товарами и продажа игроков. Хотя и здесь не все так однозначно.
В крупнейших чемпионатах большую часть бюджета ведущих клубов Италии, Англии, Испании и Германии составляют рекламные кампании. Договор с титульным спонсором, чей логотип нанесен на футболки спортсменов, приносит организациям такого рода десятки миллионов евро в год, а соглашения с телекомпаниями на трансляцию матчей – сотни миллионов… Такие всемирно известные клубы, как «Реал» или «Манчестер Юнайтед», активно продвигают свой бренд в Японии и Китае, зарабатывая на нем огромные деньги. И хотя покупка в последние пять лет «Реалом» Зидана, Бэкхема, Роналдо, Оуэна и Фигу принесла «галактикос» лишь один кубок Лиги чемпионов, общеизвестно, что только на реализации маек Бэкхема в первый месяц его пребывания в Испании клуб окупил 20% затрат на игрока. Голландские и французские клубы, которые уже более десяти лет не одерживали побед на европейском уровне, зарабатывают только на футболистах. Эти страны считаются крупнейшими «питомниками» по подготовке талантов. Так, 18-19-летнему парню делают имя, пару сезонов натаскивают в Европе, а затем продают за тройную (а то и больше) цену.
«Реал» и «Манчестер Юнайтед» являются самыми прибыльными клубами мира уже несколько лет подряд, хотя их спортивные результаты на текущий момент не блещут. По прогнозам многих аналитиков, футбольный рынок Европы и России просто не выдержит дальнейшего развращения огромными суммами договоров и обречен в ближайшие годы на дефолт. По такой причине года два назад в ведущих командах Старого Света уже началась кампания по урезанию действующих контрактов многих игроков. И если Европа не последует примеру американских спортивных лиг (НХЛ, НБА и других), где вводят потолки командных зарплат (а бизнес действительно выгоден), то все это может печально закончиться. Именно поэтому футбольный рынок давно и тщательно готовится к тому, чтобы перевести складывающуюся ситуацию в цивилизованное русло путем подготовки специалистов в области футбольного менеджмента мирового уровня.
Где учиться?
Еще в 1995 году FIFA совместно со швейцарским кантоном Нейшатель и местным университетом выступила соучредителем Международного центра по изучению спортивных дисциплин (International Center for Sports Studies – CIES). С сентября 2000 года CIES координирует последипломный курс, ведущий к получению степени международного магистра в области управления, юридических и гуманитарных составляющих спорта (MA in Management, Law and Humanities of Sport). Партнерами центра выступают университет Нейшателя (University Nechatel), английский университет Де Монфор (De Montfort University) и итальянская Школа менеджмента Боккони (Bocconi School of Management).
Каждую из трех составляющих программы студенты постигают в одном из названных вузов. С августа по декабрь в университете Де Монфор слушатели изучают гуманитарные аспекты отрасли, такие как история, социология и этика, современные течения, профессионализация и коммерциализация, а также перенимают британский опыт интернационализации спорта и управления спортивными дисциплинами. Помимо прочего в курс первого цикла подготовки входит методика проведения научных исследований.
В Боккони с января по март студентов обучают управлению спортивной индустрией. Как и любая другая программа по менеджменту, она включает такие дисциплины, как стратегия развития бизнеса, финансы, маркетинг, информационные и коммуникационные технологии и управление человеческими ресурсами. Последние три месяца занятий (март–май) проходят в Нейшателе, где слушатели постигают юридические аспекты, связанные со спортом.
Школа ежегодно набирает на курс 20-30 студентов из разных стран мира. Стоимость обучения составляет 20 тыс. швейцарских франков.
Хотя программа CIES и учреждена FIFA, все же она не носит такого специализированного характера, как МВА-курс в области индустрии футбола Школы управления Ливерпульского университета (University of Liverpool Management School), созданный в 1997 году. Если CIES рассчитана на профессионалов спортивного рынка, то на свой курс МВА Ливерпульский университет старается привлечь тех, кто хотел бы сменить карьеру, а также молодых людей, проявляющих живой интерес к миру большого футбола.
Руководит программой Школы управления человек не случайный. Ее директором является Роган Тейлор, бывший председатель Ассоциации поддержки футбола, ранее возглавлявший футбольный исследовательский центр при университете Лейчестера. Ливерпульский футбольный МВА-курс учитывает как вопросы бизнеса, так и проблемы футбола. Cам Тейлор утверждает: «Клубы остро нуждаются в специалистах, разбирающихся в юридических вопросах продаж игроков или в маркетинге, что особенно полезно для спонсорства. Если вы разбираетесь в этом, у вас есть шанс».
У вуза выстроены тесные связи и с местными клубами, такими как Футбольный клуб Ливерпуля или «Эвертон», и с командами премьер-лиги, например «Арсеналом» или «Лидс Юнайтед». На курсе обучаются около 30 человек, из них треть – британцы. Остальные студенты приезжают сюда учиться из США, Китая, Европы, восточной Азии и Бразилии. Стоимость программы достигает 13,5 тыс. фунтов.
Недавно к организаторам футбольных МВА-программ подключилась британская Бизнес-школа Касс (официально – Sir John Cass Business School, City of London). Это рейтинговое учебное заведение. В списке ста лучших вузов мира за 2006 год газеты Financial Times школа заняла 47-е место.
Бизнес-школа Касс при Лондонском университете Сити открыла свой первый курс последипломного обучения в области бизнеса в 1967 году, а в 1979 году на его базе была создана программа МВА. Позднее Касс стала независимым учебным заведением и в 2003 году переехала в собственное, оборудованное по последнему слову техники здание, расположенное в лондонском Сити. Основной упор в обучении школа делает на преобладание практики над теорией. Выпускников Касс рекрутируют такие сектора экономики, как финансы, консалтинг, продажи и телекоммуникации. Имея 24 специализации, школа также является одним из крупнейших провайдеров последипломного образования Великобритании.
С сентября 2007 года Касс запускает новую эксклюзивную программу МВА (ЕМВА) в области футбола. Инициатором ее создания выступил учебный отдел английской Футбольной ассоциации (FA Learning). Она станет первой программой подобного рода в мире.
К основным предметам, включенным в курс обучения, относятся управление рисками, корпоративное управление и стратегия развития бизнеса. Также в программу вошли стандартные дисциплины, свойственные любой МВА-программе. Например, принципы бухучета, экономика бизнеса, корпоративные финансы, правовое обеспечение. К специальным предметам будут относиться следующие: футбол как глобальный бизнес; инвестиции в недвижимость клубов; футбол и местные сообщества.
Как отмечено в пресс-релизе школы Касс, объявляя о начале нового МВА-курса, сэр Тревор Брукинг, директор отдела развития Футбольной ассоциации Англии, выразил уверенность в том, что именно эта программа отвечает нуждам профессионалов высокого уровня, занятых в индустрии футбола.
Как планирует Касс, в сентябре 2007 года к занятиям на эксклюзивном футбольном МВА-курсе приступят 15-20 руководителей высшего звена, а также ряд специалистов, занятых в названной индустрии, например юристы, бухгалтеры и менеджеры. По предварительной оценке стоимость программы составит 25 тыс. фунтов стерлингов.
Похоже, что школа Касс достигнет успеха в новом начинании, потому что у нее более выигрышные позиции именно в эксклюзивных МВА-программах. Так, согласно рейтингу той же Financial Times, в 2005 году среди ЕМВА-программ всех бизнес-школ мира ее курс занимал десятое место, третье место в Европе и второе в Великобритании.
MBA в мире футбола
Андрей Шуйский