Для того чтобы без отрыва от работы получить дополнительную профессию, есть доступный способ – e-learning. С помощью мультимедийных технологий можно в любое время из любого места перенестись в другую сферу… Вернее, в информационно-образовательную среду, которую создают учебные заведения, специализирующиеся на дистанционном обучении. Какие перемены происходят в ней в настоящее время?
Виртуальная аудитория, библиотека и лаборатория
Главным условием, отличающим e-learning от других форм обучения, является современное учебно-методическое обеспечение. Авторы и разработчики курсов и программ озабочены вопросом: как сделать их содержание более насыщенным и актуальным?
- Необходимость самостоятельного изучения материалов, которая кажется недостатком данной формы обучения, можно превратить исключительно в преимущество.
Элла Минасян, заместитель директора Института магистерской подготовки МЭСИ, отмечает, что при подготовке программ дистанционного обучения, в первую очередь, учитывается ключевое значение самостоятельной работы студента. Поэтому материалы не просто содержат информацию по предмету, они представляют собой обучающий комплекс, включающий следующие элементы: программу курса, study guide (руководство по изучению), учебное пособие, презентации, сборник практических заданий, тесты, тематику форумов и семинаров, дополнительные материалы, мультимедиа, интерактивные компоненты.
Электронный курс создается в специально разработанных шаблонах с соблюдением международных стандартов. При этом учитывается принцип модульности, то есть каждая его часть является тематически завершенной, содержит элементы учебно-методического комплекса и за счет этого может легко обновляться. «Электронный курс включает только те материалы, которые непосредственно реализуют его задачи и являются максимально содержательными. Остальная информация выносится в отдельный модуль — «дополнительные материалы», — рассказывает Элла Минасян. — Это позволяет избежать излишней загруженности и тем самым повысить эффективность усвоения новых знаний».
Помимо традиционных лекций, семинаров, контрольных заданий учебно-методические материалы для дистанционного обучения включают некоторые специфические форматы, о которых рассказывает Леонид Кечиев, заведующий кафедрой «Радиоэлектронные и телекоммуникационные устройства и системы» МИЭМ:
· по курсу физики и по специальным дисциплинам проводятся виртуальные лабораторные работы, позволяющие заниматься в интерактивном режиме.
· проходят виртуальные экскурсии, на которых последовательно демонстрируются технологические процессы в цехах предприятия;
· учебный процесс сопровождается электронными энциклопедиями по физике, математике, материалам, стандартам и т.п.;
· предоставляется удаленный доступ к вычислительному серверу, — это позволяет выполнять расчеты с использованием пакета Mathematica и моделировать электронные схемы в среде Spice.
Тьютор всегда на связи
Новейшие технологии делают e-learning максимально удобным способом самообучения. Какая роль отводится в этой системе преподавателю? Сергей Шапиро, заведующий отделением дистанционного обучения Российской академии предпринимательства, убежден, что преподаватель был и остается полноправным ведущим процесса обучения. Во-первых, он является автором электронного курса, предоставляемого студенту в качестве учебного пособия. Именно он разрабатывает тестовые и контрольные вопросы, практические задания, ситуационные игры по каждой теме. Во-вторых, каждый автор учебного курса обычно становится тьютором: отвечает на вопросы студентов, проверяет выполнение практических заданий, курсовых и контрольных работ, итоговых рефератов. В-третьих, по желанию студентов преподаватель проводит очные консультации. Кроме того, он постоянно анализирует задаваемые вопросы и работает над улучшением материалов.
«Очень важно, чтобы курсы дисциплин по специализации создавали те преподаватели, которые имеют практические навыки работы в современных компаниях или являются бизнес-консультантами, могут привести результаты диагностических исследований на предприятиях и живые примеры из хозяйственной практики», — подчеркивает Сергей Шапиро.
Леонид Кечиев считает, что роль преподавателя в дистанционном обучении заметно видоизменяется, — не только увеличивается нагрузка, но и возрастают требования к уровню его квалификации. Например, когда преподаватель создает лабораторные работы совместно с программистами и дизайнерами, от него требуется более глубокое знание возможностей интернет-технологий.
Вам будет интересно
Человек, вовлеченный в открытую информационную среду, как правило, предъявляет высокие требования к содержанию и техническому уровню учебных программ. Но существует еще одно условие: учебный материал должен быть увлекательным. Какими средствами можно этого добиться?
«Интересный курс не может быть случайной удачей — это результат кропотливой работы команды профессионалов», — считает Ирина Хорошева, ведущий специалист отдела электронного обучения «Открытые компьютерные системы» (ОКС). По ее мнению, материал должен быть изложен логично и понятно, каким бы сложным он ни был. Четкая структура учебного курса — это скелет, на котором держится «мускулатура» — конкретные тексты, графика, мультимедиа.
Чтобы повысить интерес учащегося к электронному курсу, надо вызвать у него положительные эмоции. Это введение анимационных персонажей, игровых элементов, выполнение различных упражнений. По мнению Ирины Хорошевой, «придумать интересные упражнения не всегда просто, но стремиться разнообразить практическую часть курса необходимо», — считает она.
- Для того чтобы обучение было эффективным, создателям программ нельзя забывать о том, что существуют разные типы восприятия информации. Вот что советует в связи с этим Ирина Хорошева: «Проще всего «зрителям», особенно если в электронном курсе разумно использованы рисунки, схемы, диаграммы, интеллект-карты. В то же время изобилие графики может отвлекать и даже утомлять. «Слушателям» необходимо, чтобы текст курса был озвучен, но не монотонно. Разумеется, в курсе может быть и музыка, вместе с тем должна быть возможность отключить звук, поскольку всегда найдутся визуалы, которым он мешает воспринимать текст.
Контроль успеваемости — дело техники
Опыт показывает, что студенты редко выполняют задания в положенные сроки, несмотря на рекомендации преподавателя. «В таких случаях используется специальная функция программы «Персональный учитель», которая рассылает автоматические сообщения студентам о запаздывании в изучении того или иного материала», — говорит Сергей Шапиро.
Какие изменения происходят в системе контроля уровня знаний, получаемых студентами? О тестировании как наиболее эффективном способе рассказывает Элла Минасян: «Тестовые вопросы могут быть разного типа: с необходимостью выбрать один или несколько правильных вариантов ответов, сопоставить какие-либо понятия, установить логическую последовательность, ввести ответ самостоятельно. Естественно, проверка осуществляется автоматически и немедленно, при этом особенно важно, что студент имеет возможность посмотреть отчет о тестировании: количество правильных ответов, набранный балл из максимально возможных, отведенное и фактически затраченное время». Преподаватель получает детальную информацию о каждом выполненном тесте, при этом он видит не только общий результат, но и ответ на каждый вопрос. Это позволяет понять, в каких областях курса студенту нужна дополнительная консультация».
Существует и другое мнение относительно системы контроля качества знаний. Его высказывает Ирина Хорошева: «Итоговый контроль с оценкой, на наш взгляд, нужен только в том случае, если его результаты на что-то влияют. Например, если сумма набранных баллов позволяет пройти конкурсный отбор. Если можно обойтись без оценок, лучше обходиться без них».
Таким образом, для того чтобы обучение по дистанционным программам было эффективным, разработчики курсов стремятся использовать безграничные возможности информационных технологий, а также учитывать психологические особенности, а главное — индивидуальные потребности каждого учащегося.