Тренинговая лихорадка

Валех Рзаев Источник: E-xecutive

Россию охватывает тренинговый бум. «Народ ринулся обучаться тому, как вести переговоры по телефону и без оного, продавать услуги и товары, общаться с подчиненными, партнерами и т.д. Жмурясь от удовольствия, топ менеджеры предвкушают резкое увеличение объема продаж, воцарения благостной атмосферы в коллективе, беспримерных побед над конкурентами»…

Тренинговый бум охватывает Россию

Руководители крупных компаний с легкостью соглашаются с программами обучения персонала по самым различным направлениям.

Если раньше консультанты-тренеры были наиболее востребованы в торговых сетях, то сегодня их можно встретить в конференц-залах нефтяных, энергетических, строительных и финансовых корпораций. Народ ринулся обучаться тому, как вести переговоры по телефону и без оного, продавать услуги и товары, общаться с подчиненными, партнерами и т.д. Жмурясь от удовольствия, топ менеджеры предвкушают резкое увеличение объема продаж, воцарения благостной атмосферы в коллективе, беспримерных побед над конкурентами.

Со всеми ожиданиями можно было бы незамедлительно согласиться, если б представления об эффективности тренингов порой не напоминали о краткосрочных курсах «как удачно выйти замуж» для женщин, чье седьмое или восьмое бракосочетание не завершает список их амурных свершений. Как признавалась однажды ведущая таких экспресс курсов, многие из ее подопечных прошли обучение в различных центрах и сильно удивлялись, если по окончании курсов им не удавалось нырнуть под венец с арабским шейхом славянской наружности, жертвующим последний бронированный «Мерседес» ради любви с таинственной незнакомкой.

Чудес не бывает, если их не подготавливать

Одноразовый тренинг вряд ли в одночасье решит все проблемы, как и симпатичная таблетка за один прием не избавит страждущего от ревматизма. В этом смысле тренинги – это скорее комплекс мер по «лечению заболевания» в результате которого вы получаете «удочку для самостоятельной ловли рыб», а не саму рыбку. Самое ценное – человек приобретает необходимые навыки и понимание перемен в собственном сознании, формирующем отношение к окружающей действительности. Продавец, априори презирающий своих клиентов имеет минимальный шанс стать успешным даже на третий год тренингов, если не поймет, что клиента надо любить как самого себя. Начальник отдела с помощью несложных манипуляций присваивающий большую часть премии своих подчиненных никогда не дождется здорового климата в трудовом коллективе, какие бы коллективные тренинги не проводились. Его будут дружно ненавидеть и исподволь саботировать все успешные начинания. К примеру, в одной крупной московской компании сотрудники неизменно проваливали план продаж, чтобы насолить нечистоплотному на руку руководителю, выбранному генеральным директором в качестве опоры в отделе не за профессиональные и моральные качества, а в силу ложно понятой личной преданности. И хотя в этой компании долгие месяцы упорно трудились бизнес-консультанты и тренеры, были затрачены немалые средства, результаты оставались прежними.

В другой фирме, довольно крупной, некомпетентность топ-менеджера побеждала титанические усилия управляющего службой персонала, пытавшегося привлечь на работу квалифицированных специалистов. Итоги были печальными: профессионалы покидали работодателя каждые три – четыре месяца, а служба персонала получала от президента внушительные нагоняи за неэффективность проводимых тренингов, пока в полном составе не уволилась.

Тренинги не могут заполнить лакуны корпоративного управления, некомпетентности высшего или среднего звена менеджеров. И данная проблема сегодня стала одной из самых актуальных, воздвигая порой непреодолимые барьеры на пути развития сотен компаний, на первый взгляд вполне успешных. В качестве кризис-менеджера в медиа индустрии я не раз сталкивался с ситуациями, когда непрофессионализм топ-менеджера, вкусившего плоды бесконтрольности и безнаказанности, топила вполне динамичную структуру в болоте неудач. И если ведущие специалисты меняются как перчатки, то это уже не вина службы персонала, ведущего поиск работников на обширном рынке труда. А скорее проблема топ менеджмента, не умеющего или не желающего выстраивать весь бизнес-процесс, как то следует делать.

Тренинговый бум в России привнес массу позитивных моментов в систему корпоративного управления. Но и наводнил рынок консалтинговыми структурами или индивидуальными консультантами весьма сомнительной репутации. В такой толчее и сумятице многие руководители не всегда имеют возможность правильно ориентироваться среди компаний, предлагающих тренинговые услуги. И даже найдя профессиональную команду тренеров зачастую жалуются, что не могут в одной консалтинговой компании заказать тренинги по самым разным направлениям.

Плохо это или хорошо – сказать трудно. Единого мнения по данной проблеме нет даже у самих консультантов. И не за горами, вероятно, время, когда несколько известных консалтинговых компаний объединятся в одну структуру, напоминающую своеобразный супермаркет услуг.

Но не будем гадать. Прогнозы – дело весьма неблагодарное. А в нашу неспокойную эпоху и вовсе опасное.