Тот, кто думает, что у студентов, обучающихся по программам МВА, нет никаких проблем, глубоко заблуждается. Учеба в бизнес-школе сопряжена с немалыми умственными нагрузками. Справиться с огромным объемом новой, подчас малопонятной информации может не каждый студент, пусть даже обладающий недюжинным умом. Сегодня мы рассказываем о том, какие проблемы академического плана возникают у студентов МВА и что по этому поводу предпринимают руководства бизнес-школ.
С учетом того, что вам, скорее всего, придется потратить на одно только право посещать занятия по годовой программе МВА от 20 до 50 тысяч долларов, сама идея вашего возможного провала становится чем-то из области научной фантастики. Может быть, вы правы, и шанс того, что вы не закончите учебу, сравнительно мал. Тем не менее, он существует, причем зависит он не от тех факторов, которые вы можете себе представить.
Серьезная мотивация студентов, глубокий опыт преподавательского и администраторского составов, а также строгие требования к кандидатам, — все это приводит к тому, что не закончить учебу становится даже трудно. Заместитель декана программы МВА в бизнес-школе Tuck при Dartmouth College Сэлли Джэгер (Sally Jaeger) говорит, что за последние три года лишь один студент не закончил программу по причине академической неуспеваемости. «В настоящее время в США очень трудно попасть на обучение в бизнес-школу, — говорит она. – Не удивительно, что попав туда, у студента есть только один выбор: добиться успеха».
Основные проблемы
Слова Сэлли вовсе не означают, что программа МВА проста. Немало студентов на собственном опыте испытали интенсивность занятий, и тем, для кого эта интенсивность оказалась чересчур высока, пришлось очень нелегко.
Если студент не смог получить нужный балл по каким-либо дисциплинам, в особенности входящим в базовый набор, он будет вынужден пройти повторный экзамен. Помимо этого, директор программы, как правило, устроит «двоечнику» долгое и весьма неприятное собеседование в попытке определить суть и причины неуспеваемости. Учтите, что вы попадете под понятие «постоянная неуспеваемость» даже в том случае, если у вас был всего один повторный экзамен. Чем грозит подобный ярлык, думаю, объяснять не надо – вас вежливо, но настойчиво попросят уйти…
«Самой серьезной проблемой являются так называемые количественные дисциплины, например, статистический анализ или финансы», — говорит Билл Лайтфут (Bill Lightfoot), заместитель декана аспирантских программ в International University of Monaco. – Как правило, каждый год три-четыре человека из одного класса численностью 30 студентов испытывают проблемы с количественными предметами». Практика показывает, что первые месяцы оказываются самыми тяжелыми; в это время идет основной упор на базовые предметы и, в особенности, на количественные дисциплины.
По словам Майкла Каплана (Michael Caplan), руководителя отдела студенческих услуг в бизнес-школе Cox при Southern Methodist University в США, это во многом объясняется тем, что студенты отвыкли от академической учебы. «Эти люди не учились, как правило, не менее двух лет, — говорит господин Каплан, — и не удивительно, что они начинают чувствовать некоторый дискомфорт. Эти люди не привыкли проигрывать – в школе они всегда получали «отлично». Для некоторых из них даже оценка «хорошо» является чем-то из ряда вон выходящим».
Зимняя тоска
В подавляющем большинстве случаев проблемы с успеваемостью носят сезонный характер, и их появление всегда можно предугадать. Бoльшая часть подобных проблем начинает возникать в конце ноября – начале декабря, независимо от того, записался ли студент на одно- или двухгодичную программу. К этому периоду первоначальный восторг от обучения в бизнес-школе улетучивается, и ему на смену приходит нешуточное давление, вызванное интенсивностью занятий и сомнениями насчет правильности выбора. Не стоит забывать и о погоде; дожди, снег и ветра приводят не только к общему спаду настроения, но и к простудным заболеваниям.
Как правило, студенты не стесняются говорить о своих проблемах. В свою очередь, руководители программ поощряют участников не затягивать с какими-либо трудностями и обращаться за помощью. О краеугольных камнях обучения студентам говорят еще до начала программы, чтобы они знали, что и когда ожидать, и где можно получить поддержку.
Доктор Лайтфут также обращает внимание на то, что «многообразность» дисциплин (которая обычно рассматривается как одно из преимуществ МВА) может стать источником дополнительных проблем. Даже для очень талантливых иностранных студентов сложность языка, в частности, различных терминов и специфических лингвистических явлений, может оказаться непреодолимым барьером.
Все описанные выше проблемы встречаются во всех бизнес-школах, как на территории европейского континента, так и в США. Руководства школ искренне хотят, чтобы их студенты достигли максимальных успехов, и вкладывают немало собственных усилий для достижения отличных результатов.
Считается, что этому в большой мере способствует предварительный отбор и анализ личностных и профессиональных качеств кандидатов. Сможет ли студент завершить учебу, подчас зависит от того, смогли ли специалисты по отбору вовремя выявить его способности к работе в напряженной обстановке, когда умственное напряжение намного превышает свой обычный уровень. Сэлли Джагер несколько лет проработала в приемной комиссии, и, уже на своей нынешней должности заместителя декана, по-прежнему поддерживает с ней тесные отношения. Помимо этого, Джагер регулярно встречается с преподавателями на предмет того, обращался ли кто-нибудь из участников программы за помощью, и незамедлительно принимает надлежащие меры…
В рамках этой фазы проводятся еженедельные встречи под руководством члена кафедры или студентом второго года обучения. Параллельно с этим студенты могут подать запрос на предоставление репетитора. В этом случае для них будут организованы дополнительные занятия в форме индивидуальных встреч, либо в небольших группах. Репетитор назначается по рекомендации кафедры из числа студентов второго года обучения. Его работа полностью оплачивается за счет средств школы, причем репетитор сам определяет необходимое количество занятий.
Подобные схемы существуют во многих других школах. Их объединяет то, что они были созданы по инициативе самих школ и не требуют от студентов дополнительных финансовых затрат.
К примеру, французская школа EM-Lyon во многом рассчитывает на дополнительные тренинги для студентов и привлечение корпоративных спонсоров для оплаты обучения студентов, записавшихся на неполную программу. Здесь также уделяют должное внимание помощи студентов друг другу. «Если у нас есть студент, обладающий дипломом бухгалтера, — говорит руководитель программ МВА Дэн Эванс (Dan Evans), — то мы не дадим ему отказаться от использования этих знаний. Мы предлагаем им получить значительную порцию нового опыта в этой же сфере путем оказания помощи другим студентам, испытывающим трудности с бухучетом».
Конечно, существуют и другие, более неформальные и творческие подходы к данной проблеме. В той же EM-Lyon, к примеру, использовали сезонный характер академических проблем. Дело в том, что в ноябре начинается ежегодный винный фестиваль Beaujolais nouveau, и все социальные мероприятия так или иначе связаны с темой виноделия. Для студентов могут быть организованы краткосрочные поездки-семинары, выезды на концерты и т.д. «Иногда просто необходимо заставить студентов оторваться от учебников, — говорит Эванс. – Дать им вовремя отдохнуть – значит предотвратить немало случаев возникновения проблем».
Хочется все-таки закончить на более позитивной ноте. Возникающие в ноябре-декабре проблемы редко длятся более одного семестра. Майкл Кэплен, который имеет 11 лет опыта в общении со студентами МВА, говорит, что уже после новогодних каникул студенты возвращаются с более зрелым подходом, и терзавшие их вопросы проходят сами собой. Ему вторит и Сэлли Джагер: «Студенты второго года обучения практически не обращаются ко мне за помощью. Слава Богу, что они смогли преодолеть этот критический рубеж и полностью адаптироваться к интенсивному обучению».