Пока компании ведут войну за таланты, дальновидные кандидаты стремятся повысить свою привлекательность в глазах лучших работодателей, получив МВА. Талантливый специалист, окончивший бизнес-школу, стоит дороже, и возможностей у него больше. И даже в IT-индустрии, где война за таланты ведется особенно ожесточенно, это правило остается верным.
Термин «война за таланты» впервые был использован в 1997 сотрудниками компании McKinsey & Company. Авторы одноименной книги Эд Майклз, Элен Хендфилд-Джонс и Бэт Экселрод описали это явление как отчаянное стремление компаний повысить собственную конкурентоспособность за счет привлечения и удержания как можно большего количества талантливых сотрудников.
Война за таланты была спровоцирована ростом экономики в конце 90-х годов, когда компаниям пришлось столкнуться с острым дефицитом высококвалифицированных сотрудников, способных более профессионально и эффективно решать новые задачи, возникающие в процессе изменения бизнес-ландшафта.
Многим работодателям пришлось оказаться в ситуации, когда работники просили повышения зарплаты уже через 3 месяца после своего прихода, а хедхантеры переманивали перспективных специалистов, не успевших даже освоиться на новом месте. Корпорации более не могли предложить своим сотрудникам стабильность и защищенность, и лояльность превратилась в миф. Многие организации не могли найти людей на сотни вакансий, а ценные работники из некоторых солидных фирм (например, инвестиционных банков и консалтинговых фирм) уходили в новые интернет-компании.
Затем мыльный пузырь интернет-бума лопнул, на NASDAQ произошел обвал, заставивший бизнес всерьез обеспокоиться. Но даже ухудшение экономической ситуации не изменило ситуацию на рынке труда. Талантливых специалистов по-прежнему не хватало, и война за таланты продолжается и поныне.
В войне за таланты есть три основные движущие силы:
·Необратимый переход от индустриального века к информационному;
·Активизация спроса на управленческие таланты высокого класса;
·Растущая склонность людей менять место работы.
Эти тенденции по-прежнему сильны, так что война за талантливых управленцев, скорее всего, будет определяющей чертой делового мира еще много лет.
Силы, движущие войной за таланты, имеют два глубоких проявления:
·Во-первых, власть перешла от компании к человеку. Теперь у талантливых людей есть возможность оказывать влияние на компании, что повышает их карьерные ожидания. Стоимость таланта растет. Это хорошая новость для работников, но она ставит еще одну сложную задачу перед компаниями: им придется постараться, чтобы выиграть битву за талантливых менеджеров.
·Во-вторых, умелое управление талантами стало ключевым источником конкурентного преимущества. Компании, которые эффективнее привлекают, развивают, вдохновляют и удерживают талантливых работников, получают большую и лучшую, долю этого критически важного и дефицитного ресурса, что позволяет им существенно обогнать конкурентов.
Современные тенденции
На сегодняшний день ситуация стабилизировалась и такие отрасли как телекоммуникации и IT вновь приобрели популярность среди выпускников МВА. В современной войне за таланты они снова успешно конкурируют с такими гигантами, как консалтинговые фирмы и инвестиционные банки.
Новый виток войны за таланты – это безграничные возможности для менеджера. Но для того чтобы стать объектом пристального внимания работодателей, кандидату необходим огромный опыт руководящей работы и признанный статус лидера, а это не так просто.
Почему именно телекоммуникации и IT столь популярны среди выпускников МВА? IT-специалисты сегодня играют ключевую роль в обеспечении работы любой компании, независимо от ее размеров и специализации. Выходя на новый рынок или расширяя производство, любая компания вынуждена расширять IT-направление, а, следовательно, талантливые специалисты в этой области всегда будут пользоваться спросом. Но тогда зачем таким специалистам диплом МВА? В наше время IT-специалистам приходится решать такие задачи, как проведение переговоров, определение стоимости продуктов, проведение семинаров – то есть те задачи, которые должен уметь решать любой управленец, что и является побуждающим фактором для получения бизнес-образования.
Обзор рекрутинговых компаний, ежегодно проводимый в рамках QS World MBA Tour, показал, что активность IT-компаний в подборе выпускников МВА, за последние шесть лет увеличилась как минимум в 2 раза, и есть все основания полагать, что в будущем этот показатель станет еще выше.
Компании, работающие в высокотехнологичных отраслях, предоставляют выпускникам МВА целый комплекс дополнительных возможностей, а новый технологический и телекоммуникационный бум положительно влияет на рекрутинг подобных специалистов. Лидеры среди международных вербовщиков, по результатам обзора, — BT, Dell, Hewlett-Packard, Intel, Microsoft, Philips и Vodafone.
Активность и постоянное взаимодействие с бизнес-школами для этих компаний стали нормой, а одним из основных источников ценных кадров для рекрутеров являются кампусы и студенческие городки.
Рекрутеры компании Dell, например, вербуют таланты практически во всех ведущих бизнес-школах Европы, включая IMD, INSEAD, Judge, LBS, IESE и Instituto de Empresa, в то время как Microsoft ищет таланты в EMEA.
Популярность той или иной компании среди выпускников МВА напрямую зависит от места этой компании в рейтинге Fortune 100 Top MBA Employers listing. Так, например, Google, поднявшийся в этом рейтинге с 129-ого места в 2005 году на 2-е в 2006, является основной угрозой для постоянного лидера McKinsey & Company, в то время как компания Apple поднялась до 7-го места, а Yahoo! только до 26-го.
Вполне очевидно, что выпускники МВА имеют определенное преимущество перед специалистами без диплома. Так, например, недавно сформированное IT-подразделение компании BT, претендента на мировое лидерство в области телекоммункиций, создало идеальные условия именно для выпускников МВА, а количество нанятых специалистов с дипломом МВА возросло с 20 человек в 2004 году до 100 в 2006.
Компания IBM также нацелена на вербовку выпускников МВА. Международные возможности внутри компании практически безграничны, а рекрутинговая политика поощряет постоянное взаимодействие кадровых подразделений с бизнес-школами и непрерывный набор выпускников МВА.
Повышенное внимание работодателей к выпускникам МВА можно объяснить тем, что обладатели диплома способны взять на себя больше обязанностей, чем кто-либо из их недипломированных коллег. Выпускники МВА обладают большими возможностями, как в бизнесе в целом, так и высокотехнологичных отраслях.
Глобализация в войне за таланты
Бизнес-школы активно привлекают студентов из разных стран, вследствие чего глобализация коснулась и выпускников МВА, стремящихся развить свою карьеру в одной из высокотехнологичных компаний. Наличие международных клиентов также способствует разжиганию войны за таланты, так как компаниям приходится значительно расширять географию поиска сотрудников.
Данные опроса, проведенного в рамках QS MBA Applicants Survey 2006, свидетельствуют, что:
·27,45% выпускников МВА, работающих в технологических отраслях, находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
·Менее 10% кандидатов готовы к работе в любом регионе;
·86 % претендентов заявили, что международные возможности – один из основных критериев для работодателя при отборе кандидатов;
·31,88% студентов МВА проявляют интерес к компаниям, работающим в сфере телекоммуникаций и IT.
Война за таланты из года в год становится все более глобальной, заставляя как крупные, так и не очень крупные компании инвестировать максимум средств в привлечение и удержание талантливых сотрудников. Только те из них, кто сможет выигрывать в этой войне сражение за сражением, будут, в конечном счете, претендовать на победу над конкурентами и рыночное лидерство. Ежегодное увеличение количества выпускников МВА говорит о том, что даже в условиях войны за таланты кандидатам придется побороться за место под солнцем.
Диплом МВА постепенно превращается из своего рода привилегии в предмет необходимости, и, судя по всему, он вскоре может стать одним из обязательных условий при приеме на работу. Но, несмотря на развитие бизнес-образования во всем мире, не все таланты обладают дипломом МВА, поэтому работодателям необходимо понимать, что основной критерий выбора кандидата – это наличие знаний и желание постоянно учиться, ведь только знания могут привести компанию на вершину успеха.
При подготовке были использованы материалы исследований QS World MBA Tour.