Кино — не шутка!

Елена Малькова, Екатерина Киктева Источник: Элитный персонал

Рынок бизнес-обучения развивается. Руководители, hr-менеджеры, бизнес-тренеры ищут более точных, эффективных и красивых методов для бизнес-обучения. Все больше распространяется и доказывает свою эффективность в профессиональном развитии использование средств художественного кино.

Кино – не шутка для людей, уставших от жизни, любимого дела,конкурентных войн, от себя самих…

Тема инструментальной оснащенности тренера неисчерпаема. Еще недавно обязательными атрибутами тренерского ремесла были собачий мячик и стопка тестов. Еще вчера Заказчик заказывал «много игр» и тренинг признавался неудачным, если участники не вставали со стула 45 минут. Информационные блоки клеймились как скучные и далекие от реальности бизнеса рассуждения. Тренинг с его игровыми формами и психологической терминологией прокатился чесом по стране и дал желанные всходы в умах менеджеров. Не обошлось, правда, и без побочных явлений – неприятия ролевых игр, концентрации на гуру тренинга, разудалого употребления психологической терминологии, предпочтения экспертной позиции в диалоге. Тренерская братия еще толком не разобралась с тем, «что такое хорошо», «а что такое плохо» в тренинге, как уже наступила новая эра. Телеконференции, видеотренинги, ebook – тренеры, стремитесь осваивать новые инструменты обучения и самопродвижения!

Здесь и мы скромно примостились с темой кино – главного из всех искусств. Используя кино в тренинге, мы вдруг обнаружили, что оно способно преодолеть «трудности перевода» в коммуникации участников тренинга друг с другом и с тренером, легко открывает самим участникам доступ к их внутреннему миру, будит эмоции, мотивирует высказываться.

Вот так и появилось на свет наше программное заявление: кино – не шутка для людей, уставших от жизни, от любимого дела, от конкурентных войн… Для людей, ожидающих готовых ответов на экзистенциальные вопросы, зажатых сроками сдачи проектов и обстоятельствами командной работы.

Кино – это коммуникативное пространство, это психологическая реальность, это мир эмоций. При помощи кино каждый тренер может открывать участникам доступ к собственному опыту и организовывать его для решения задач бизнеса.

Вот несколько примеров из тренингов по деловой коммуникации с использованием кино.

  1. «Научите нас тому, как должны вести себя с нами другие».

В тренинге по переговорам нужно продемонстрировать жесткое взаимодействие. Согласитесь, что в ролевой игре участники не всегда могут достоверно разыграть предложенный сюжет. У них есть жизненный опыт, некое представление о жестком взаимодействии. Но у каждого этот опыт свой, он может в предложенной ситуации не сработать. Кроме того, в игре они могут играть самих себя и прийти к неприятным для себя выводам. В пространстве корпоративного тренинга, как бы мы ни старались, участники не свободны от уже сложившихся отношений и от задачи «держать лицо», «показать себя с лучшей стороны». Мы имеем дело с живыми людьми, которые могут не доверять друг другу и тренеру, которые хотят любой ценой сохранить старые привычки. С людьми, которые завтра вернутся на рабочее место, а сегодня хотят, чтобы с ними работали аккуратно. Если ситуация такова, то для работы с жестким взаимодействием подходят фрагменты.

Пример. «Посмотрите подряд три фрагмента из разных фильмов и сформулируйте в группах пять отличий «жестких» переговоров от обычных». В результате участники не только видят «жесткач» в действии и получают «линейку» особенностей, но и с азартом переходят к активным действиям, чтобы в своей игре попытаться «слизать» кураж Джоржа Клуни из «Невыносимой жестокости», невозмутимость Джеффа Бриджеса из «Большого Лебовски»и «запрещенку» Бена Кингсли из «Сексуального зверя».

  2. «Научите нас правильно делать то, чего вообще делать нельзя».

Многим коллегам, наверняка, знакомо, что от участников «жестких переговоров» и «противостояния манипуляциям» чаще поступают запросы совсем не на «как от этого защищаться». Просят, «научите уже, наконец, манипулировать, подавлять и продавливать». Анализ фрагментов позволяет участникам самим увидеть психологические и фактические последствия «недопустимых» взаимодействий и без воспитательных сентенций и насильственного «промыва» мозга прийти к желанию отказаться от внеэтичных фантазий. Запустить обсуждение негативных эффектов (отсроченных и ближайших),от использования манипуляций и давления помогают, например, «Адвокат дьявола», «Рекрут», «Бочка пороха».Герои-манипуляторырано или поздно попадают в собственные ловушки,и совместное обсуждение позволяет проследить эту неизбежную динамику, увязать причины и следствия.

  3. «Кому свиной хрящик, а кому Гарвардскую концепцию».

Другой пример будет актуален для тренеров, сталкивающихся на открытых тренингах с известной западней про «свести запрос» и «раздать синхронный перевод».Каждый участник пришел решать свои задачи, и каждый уже что-то читал по теме, а может быть, проходил тренинги. Проблема в том, что единого языка нет, запросы абсолютно разные, привязанные к специфике бизнеса и деятельности участника. Как быть? Рассматривать тему переговоров вне контекста деятельности опрометчиво. Переговорщик, работающий в стратегии «выиграл-выиграл» будет странно смотреться в контексте «нагнуть» и «сделать». А кто из тренеров не ужасался списку участников, в котором присутствуют и закупщики, и финансовые директора, и менеджеры проектов?Кино как нельзя лучше решает задачу универсализации контекста, переводит сложную тему переговоров в область личных навыков и позволяет осмысленно выбирать между представленными моделями поведения и инструментами коммуникации.

Вот примерно, каким образом в такой ситуации могут сработать точно подобранные фрагменты, передающие узнаваемые всеми переговорные факты. «Посмотрите эпизоды из фильмов братьев Коэнов и сравните с теми переговорами, которые обычно ведете. Какие элементы из вашей переговорной реальности вы здесь узнаете? Что вы видите из проблемных моментов переговоров (одна сторона давит, сбивает, издевается) и, наоборот, что вы видите из приемов, помогающих справиться со сложными ситуациями (переключение внимания, усиление завышенного предложения). Что из этого вы используете в своей практике, а что не удается?

Если же кто-то из участников настойчиво запрашивает научить его «не вообще, а конкретно,третий пункт гарвардской концепции», — то подбирать фрагменты точно под какой-нибудь запрос также возможно, если это пожелание сформулировано заказчиком заранее.

4. «Объясните мне, наконец, что я хочу»

Если Вам встречались участники, которые испытывают недовольство системой работы в целом, но плохо формулируют свои запросы (боятся, не понимают истинных причин, саботируют процесс), то Вы знаете, что такое сопротивление. Можно пытаться с ним бороться, противостоять, утилизировать. А можно показать кино, которое позволит участникам переключиться на те ощущения, которые они испытывают в данный момент, помочь им осознать происходящее и начать говорить.

Нам даже видится такая отдельная форма работы корпоративного тренера, как киноклуб.

Демонстрируется фрагмент, в котором герой проигрывает поединок, не находя эффективного поведения. Например, сцена из упомянутого уже «Сексуального зверя». В салоне самолета стюардесса просит пассажира прекратить курить, он отказывает в грубой жесткой форме. Участникам предлагается разыграть этот сюжет, предложивразные варианты более эффективного поведения, а затем – перейти к обсуждению, что в сходных ситуациях мешает достигать результата. Таким образом, обучаемые все большеприближаются к своему опыту. Законный вопрос здесь возникает, а почему бы, подобную ситуацию не задать участникам просто- без всякого фильма? А дело в том, что эффектный фрагмент непременно «цепляет», вызывает всплеск энергии, повышаетмотивацию и активностьв группе.

  5. «В эти игры мы уже играли. Какие еще кролики у вас еще есть?»

Заказчик заказывает тренеру не только содержание тренинга, но и хочет новую оригинальную форму работы: игрыу нас уже были, и танцы, и лес, и полигон… И тогда на помощь приходит все то же кино. Яркие эпизоды помогают запускать оригинальныесоревновательные формы, в которых участники группы состязаются в остроумии и находчивости не только друг с другом, но и с кино-героями, становясь частью кино-реальности. К примеру, в одном известном фильме герой-политконсультант отстаивает свои права в споре с задержавшим его цээрушником. Наглость и импровизационные способности героя закручиваютдиалогв штопор экстремистских парламентских баталий в стилеЖириновского с манипулированием тезисами и аргументами, с остроумнейшими находками и недопустимыми уловками, с ускорениями ритма и смысловыми загадками… Участники тренинга заводятся в желании на себе испытать эту «жесть», попробовать свои коммуникативные мышцы в подобных дебатах и посоревноваться с героями в остроумии,скорости реакций, оригинальности и точности реплик… Чередование реплик из фильма и блиц-ответов участников создают высокий накал и дают почти адреналиновое ощущение теле-игры.

  6. «Легко говорить, но в жизни то все не так просто!»

Еще одной вечной формой недоверия участников является знаменитое «это на словах легко, а в реальной жизни все это не сработает». Некоторые фильмы, обыгрывающие известные коммуникативные алгоритмы, позволяют проанализировать и сформулировать детали, без которых изучаемые технологии работать не будут. Прекрасным примеромявляется фильм «Повар-вор». Психолог приходит в бандитскую келью и начинает диалог с шаблонных фраз установления контакта и снятия эмоционального напряжения. И дальше, как вы догадались, он имеет на свою голову очень невеселые последствия. Эпизодидеально подходит под «что нам нужно учитывать, чтобы стандартная техника сработала в реальных ситуациях в соответствии с нашими ожиданиями». Похожие эпизоды встречаются и в известных фильмах «Анализируй это» и «Анализируй то», в которых авторы иронизируют над консультантами и их тиражируемыми технологиями.

Кино в тренинге – это вовсе не панацея, как могло показаться. И актерское мастерство кино-звезд вовсе не заменяет и не отменяетмастерства тренерского. Этот «золотой ключик» усиливает, обогащает, украшает(вне конкуренции с мячиками, тестами и прочими палочками-выручалочками) уже достигших известных высот и успехов профессионалов. Глядя на которых и другие начинают осваивать этот изысканный инструмент.Как в переделанном афоризме: «стыдно – это не когда видно, а когда никто не смотрит». Кино, короче,не шутка для тех, кто больше любимого дела,больше конкурентных войн, большесебя самого.

Авторы: Елена Малькова, тренер, консультант,директор по развитию консалтинговой компании «Контакт-Эксперт» www.malkova.com, 1@malkova.com (495)5009492; Екатерина Киктева, тренер, консультант, директор по развитию компании «Action Space Training Group” www.actionspace.ru, ghenri@yandex.ru 8(916)0678879