Почему спортсменам не пишут должностные инструкции? Или спортивные парагоны в работе бизнес-тренеров и консультантов

Владимир Смирнов

Парагон — англ. paragon  —  образец, модель совершенства или
идеальный бриллиант весом в 100 карат и более.


Использование спортивных аналогий в бизнесе помогает ответить на многие вопросы, стоящие перед персоналом и менеджментом компаний.
Так, например, в крупнейшей американской корпорации, мировом лидере аэрокосмической промышленности «Локхид Мартин» — широко используют приемы спортивных аналогий для раскрытия потенциальных возможностей улучшения деятельности своих подразделений, исходя из следующих предпосылок:

«Во-первых, большинство организаций может сравнить свою работу с конкретными спортивными событиями.

Во-вторых, многие работники являются поклонниками спорта, поэтому будут использовать спортивные термины и аналогии для описания своей работы.

В-третьих, применение спортивных терминов развивает творческое мышление, когда работники приме­няют их для изменения своего отношения к работе.

В-четвертых, это эффективный способ с юмором взглянуть на деятельность организации. Используя открытый диалог такого рода, некоторые проблемные вопросы выходят на поверх­ность и становятся очевидными» [1].

Специалисты по внедрению командной работы корпорации «Локхид Мартин» используют в своей работе аналогии футбола, баскетбола и гольфа для выявления слабых и сильных сторон деятельности структурных подразделений, повышения эффективности их работы и сплочения как команд, поиска новых идей, и достигли в этой области «превосходных результатов».

Простым и понятным инструментом решений проблем в бизнесе на основе аналогии с ситуациями в спорте выступает технология спортинга PARAGON.

Технология PARAGON — это формализация спортивного подхода к бизнесу – спортинга — с применением мнемонического правила. Начальные буквы названий этапов алгоритма технологии образуют слово PARAGON.

Алгоритм технологии PARAGON приведен на рисунке ниже.



Рисунок. Алгоритм технологии спортинга PARAGON

Как видно алгоритм в плане напоминает рыбку, поэтому мы называем эту технологию «Золотой рыбкой» спортинга. «Золотая рыбка» PARAGON не дает бизнесу готовых решений — рыбу, а дает удочку для решения стоящих перед менеджментом компании проблем.

На первом этапе Problem осуществляется описание проблемной ситуации в бизнесе. Второй этап Analogia является наиболее важным и сложным, так как на нем необходимо подобрать аналогичную ситуацию в спорте. На третьем этапе Recast — придать новую форму – решение проблемной ситуации в спорте применяется по аналогии к проблемной ситуации в бизнесе. После этого выполняется Analis — анализ и оценка возможных последствий данного решения. По результатам анализа выбирается один из трех вариантов:

Go! — «Поехали!» Принятие и реализация решения;

No! — отказ от решения;

— либо возращение на этап 1. Problem и процедура повторяется.

Например, Вам надо написать должностную инструкцию работнику предприятия. Рассмотрим, этот вопрос с применением технологии спортинга PARAGON:

1. Problem — описание проблемы, ситуации;

— Написание должностной инструкции работнику.

2. Analogia — подбор, поиск аналогии в спорте;

— Должностная инструкция спортсменам не пишется.

3. Recast — применить решение в спорте к проблемной ситуации;

— Не писать должностную инструкцию работнику.

4. Analis — анализ и оценка решения;

— Почему спортсменам не пишут должностные инструкции?

— Анализ условий работы конкретного работника.

5. Go! — Принятие и реализация решения;

— Написать должностную инструкцию работнику.

— Не писать должностную инструкцию работнику, а создать условия аналогичные работе спортсмена.

Первые три этапа в данном примере предельно просты, поэтому остановимся подробнее лишь на 4 и 5 этапах.

4 этап. Прежде чем ответить на вопрос «Почему спортсменам не пишут должностные инструкции?» давайте немного пофантазируем и попробуем составить должностную инструкцию, например для футбольного форварда. Получиться что-нибудь типа: «…обязан знать правила игры в футбол, …иметь навыки работы с футбольным мячом и забивания его в ворота соперника, …работать головой, … обеспечить забивание голов» и прочие очевидные и в данном случае абсурдные положения. Вот примерно тоже самое, по существу, пишется и в должностных инструкциях.

Надо сказать, что на предприятиях и в организациях должностная инструкция — это, как правило, достаточно формальная вещь, которая нужна руководителю, чтобы прижучить подчиненного за невыполнение должностных обязанностей, а подчиненному, чтобы объяснить коллеге или клиенту, что «эта работа» не входит в его должностные обязанности. Оперировать к начальнику по этому поводу бесполезно: «Не входит? Сейчас впишем»!

Вообще любую должностную инструкцию полезно заканчивать ставшим хрестоматийным положением из циркуляра Морского технического комитета №15 от 29.11.1910 г.:

«Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного лица, предусмотреть все отдельные случаи и дать вперёд соответствующие указания, а поэтому господа инженеры должны проявить инициативу и, руководствуясь знаниями своей специальности и пользой дела, принять все усилия для оправдания своего назначения».

Так что же делать, чтобы господа инженеры и менеджеры проявляли инициативу и принимали «все усилия для оправдания своего назначения»? И почему все-таки спортсменам не пишут инструкции?

Должностные инструкции спортсменам, как нам представляется, не пишут как минимум по следующим причинам:

1) Каждый игрок хорошо знает правила игры, ее цели и задачи.

2) Ясно представляет свое место, роль и задачи в команде.

3) Тренер дает четкие устные инструкции и установки в ходе всего спортивно-тренировочного и соревновательного процесса.

4) И, наконец, самое главное — спортсмен хорошо мотивирован (морально и материально).

Теперь взгляните с этой точки зрения, на должностные инструкции, составляемые на предприятиях. Если все эти условияу Вас для конкретного работника соблюдаются, то должностная инструкция ему в принципе не нужна.

Должностные инструкции, на наш взгляд, нужны и полезны в следующих случаях:

— при проектировании новой организационной структуры управления хозяйственных субъектов;

— при поиске и подборе нового работника;

— при приеме нового работника, для его более быстрой адаптации в должности;

— при возникновении конфликтной ситуации между начальником и подчиненным или взаимодействии между коллегами.

Этап 5. Должностную инструкцию надо писать, если у Вас:

— Не сформулированы и не декларированы миссия, цели и задачи работы предприятия.

— Не разработаны Правила внутреннего трудового распорядка (Положение о персонале).

— Не разработано Положение о материальном стимулировании персонала.

— Не разработано Положение об аттестации персонала.

— Не разработано Положение об отделе (службе).

— Не заключен контракт с работником.

— Не вполне компетентные руководители (наверно, что-то пропустил – дополните).

Если у Вас все это есть и сделано не для «галочки», то необходимость в должностной инструкции работнику практически отпадает. То есть отдельные инструкции не могут заменить системные изменения во всей работе предприятия по созданию высокоэффективной команды, а при создании такой системы, становятся практически не нужны.

Таким образом, на базе технологии спортинга PARAGON, используя данный пример или другой спортивный парагон, бизнес-тренеры и консультанты могут организовать на предприятии дискуссию или деловую игру, в ходе которых наглядно показать руководству и работникам предприятия пути решения проблемных ситуаций на предприятии. Как пишут специалисты корпорации «Локхид Мартин»: «Применение спортивных терминологии и метафор — это … метод, который уводит людей от повседневных мыслей о работе и показывает возможность использования новой модели для диагноза сильных и слабых сторон эффективности команды. Команды рабо­тают лучше, когда все члены согласны с тем, в какую игру они играют» [1].

Источники:
1. Джон Дью, Джейн Джонсон. В какую игру играет ваша команда? — Всеобщий менеджмент качества. Работа в командах — путь к достижению успеха. Сборник статей. Пер.с англ. — Н.Новгород: СМЦ «Приоритет», 1999, — 72 с.
2. Материалы сайта: «Коучинг – наука побеждать! Основы коучинга и спортинга»: www.coach-s.narod.ru

Автор: Владимир Смирнов, канд. экон. наук, бизнес-консультант, автор сайта «Основы коучинга и спортинга» www.coach-s.narod.ru (Санкт-Петербург)

Читайте также: Спортинг или спортивные аналогии в работе бизнес-тренеров и консультантов

Технология виртуальной реальности: новые возможности для обучения персонала

Какие подходы к обучению являются наиболее действенными в сегодняшних условиях?

Кто должен вести бизнес-тренинг? Обучение от профессионалов

Многие современные руководители прекрасно понимают, что проведение бизнес-тренингов представляет собой неотъемлемый элемент успешной работы любой компании. Ведь, если компания хочет непрерывно развиваться и увеличивать...

Бизнес-обучение: пустая трата времени или шаг к успеху?

Многие говорят, что бизнесом надо заниматься, а учиться совсем необязательно. Такое заблуждение возникает по разным причинам, и мы считаем, что в них совершенно...

Как организовать обучение персонала без отрыва от работы?

Корпоративное обучение сотрудников имеет большое значение для любой развивающейся компании. Оно включает комплекс программ, которые базируются не просто на теории, но и направлены на...

Почему спортсменам не пишут должностные инструкции? Или спортивные парагоны в работе бизнес-тренеров и консультантов

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.