Бизнес-образование в Украине. МВА по соседству

Алеся Чемерис Источник: Кадровый менеджмент

Украинский рынок бизнес-образования набирает темпы роста. Причем, по мнению экспертов, не по годам и месяцам, а буквально по часам. И если раньше ставка делалась на европейские бизнес-школы, то сегодня считается хорошим тоном иметь деловое образование, полученное в ведущих учебных заведениях самой Украины.

Требуются…

«На сегодняшний день спрос на бизнес-образование продолжает стремительно расти. Востребованы на украинском рынке и программы МВА, и краткосрочные курсы развития управленческого персонала, и семинары. Высокий интерес к бизнес-образованию объясняется тем, что главным стратегическим ресурсом компании в современной деловой среде является уровень квалификации персонала, а также умение разрабатывать и внедрять в жизнь эффективные и конкурентоспособные стратегии», – объясняет Марьяна Лозинская, директор департамента маркетинга Международного института менеджмента (МИМ-Киев). Это подтверждает Алла Воронова, вице-президент по маркетингу Международного института бизнеса (МИБ). По ее словам, основные тенденции весьма приятны для страны. «Увеличилось количество школ, предлагающих услуги на рынке, как молодых украинских, так и представляющих Россию, Цен тральную и Западную Европу. Цены на программы возросли в среднем на 30%. Явно наметился интерес к украинскому рынку со стороны грандов бизнес-образования – к презентациям ведущих бизнес-школ, которые проводятся в Киеве примерно с 2003 года, добавились масштабные специализированные выставки», – отмечает она.

Для того чтобы убедиться в популярности бизнес-образования, достаточно посетить несколько известных сайтов по трудоустройству. Как отмечают рекрутеры и специалисты по персоналу, сегодня в требованиях к кандидатам на привлекательные вакансии значится наличие профильного бизнес образования, причем дипломы украинских школ также имеют немалую ценность. Кроме того, в последнее время среди выпускников таких школ наметилась тенденция по получению дополнительного образования в своей или новойшколе. Так выпускники не только закрепляют уже полученные знания, но и приобретают возможность для работы в новых профессиональных областях. Как правило, предложения о работе сами находят преуспевающих и стремящихся активно осваивать рынок будущего трудоустройства студен тов. Как отмечают в Киево-Могилянской бизнес-школе (kmbs), украинский рынок созрел для того, чтобы адекватно оценивать не просто наличие какого-либо диплома о высшем образовании, но и качество каждого из них. «Сомнений нет, – говорят в kmbs, – бизнес-образование очень уверенно и активно занимает свою нишу на рынке».

Чему учат в школе?

На украинском рынке бизнес-образования можно условно выделить несколько крупных сегментов: программы МВА, программы профессиональных международных и национальных квалификаций, программы управленческого и организационного развития и специализированные программы. «Если говорить о наиболее популярных направлениях, я бы выделила МВА, международные профессиональные квалификации (это лидер не только украинского, но и международного рынка) и корпоративные программы», – рассказывает Алла Воронова. – Ценность МВА понимают уже не только между народные работодатели. А возможность приобрести необходимые связи называют в числе трех основных причин поступления в бизнес-школу». Алла Воронова убеждена – популярность международных профессиональных квалификаций объясняется их универсальностью. Обладатель любой из них имеет одинаковую ценность на рынке труда в разных регионах – Азии, Америке, Европе. Международные связи украинского бизнеса расширяются, но для внутреннего рынка также необходимы современные технологии, применяемые вовсем мире, поэтому требования компаний к профессионализму персонала будут продолжать расти. Всплеск же спроса на корпоративные программы, по мнению специалистов по персоналу, объясняется тем, что украинский бизнес ощутил нехватку квалифицированных руководителей разного уровня. Многим компаниям дешевле обучить собственных сотрудников, чем искать и/или переманивать готовых.

Отдельная тема – требования бизнес-школ к слушателям. К примеру, в МИБе они стандартные – высшее образование, опыт работы, знание английского языка, обязательная сдача теста TOEFL до конца программы. На программе EMBA предпочтение отдается собственникам и руководителям высшего звена, имеющим опыт работы не менее 3 лет на руководящих должностях. А при наборе на программу International MBA отбираются только те кандидаты, которые либо уже работают, либо планируют работать в международной среде, могут сочетать график учебы и выполнение профессиональных обязанностей, имеют трехлетний управленческий опыт и владеют английским языком.

Инвестиционная привлекательность

По данным ряда исследований, средняя продолжительность обучения МВА в украинских бизнес-школах составляет 18 месяцев, при этом за каждый месяц в среднем нужно заплатить $530. В МИМ-Киев, чтобы освоить МВА и Senior Executive МВА, придется отучиться 2 года, PMD в сфере маркетинга – 4 месяца, финансов и бухгалтерского учета – 8 месяцев, mini-MBA – 9 месяцев. В МИБе картина следующая: ЕМВА – 2 года, IMBA – 18 месяцев. Дипломная программа по менеджменту бизнес-школы Grant McEwan предусматривает 2 года обучения. На украинскую про грамму бизнес-администрирования, CIM, CIPR, CIMA отводится один год. ЕМВА стоит $14,6 тыс., IMBA – $11,9 тыс. Интересно, что в сравнении с 2005 годом стоимость обучения выросла в среднем на $100 за месяц, а за весь срок обучения – на $2 тыс. За свой счет получают знания более 60% студентов и лишь 33% удается оплачивать обучение за счет работодателей. Самую высокую стоимость сегодня имеют образовательный продукт Киево-Могилянской бизнес-школы PresidentsMBA – $20 тыс. Данный курс длится 24 месяца. Относительно недорогими являются образовательные программы, которые предлагает Киевская бизнес школа: MBA National Advantage – $4,5 тыс. за 18 месяцев и SBA – $2,6 тыс. за 12 месяцев обучения.

Вместе с тем, большинство украинских бизнес-школ готовы поддерживать талантливых абитуриентов скидками. Так, в МИБ существует гибкая система финансовой поддержки, которая действует для организаций и частных лиц, имеющих статус «привилегированного клиента», а также при обучении на программах управленческого и организационного развития. Размер скидки зависит от наличия статуса клиента и количества закупаемых программ. В МИМе сообщили, что в ближайшее время институт планирует внедрить систему стипендий для наиболее перспективных учащихся.

Рыночная диспозиция

Традиционным сегментом рынка, нанимающим выпускников бизнес-школ, является средний бизнес. По секторам, как отмечает вице-президент по маркетингу Международного института бизнеса Алла Воронова, распределение следующее: производство – 43%, розничная торговля и дистрибуция – 30%, финансовые услуги – 9%, IT и телекоммуникации – 6%, фармацевтика – 6%. Около половины слушателей (47%) – управляющие собственники, 50% – менеджмент высшего звена, 3% – средний менеджмент.

Корпоративный мир, как говорят эксперты по персоналу, уже не просто не сторонится обладателей степени МВА, но и готов предлагать им более привлекательные условия. «Бизнес диплом дает человеку широкие перспективы трудоустройства как внутри страны, так и вне ее», – констатируют специалисты. Программы МВА дают, с одной стороны, интегрированный набор знаний и навыков, практических инструментов и примеров лучшего мирового опыта для эффективного развития бизнеса, с другой – возможности личного развития. Это характерно не только для украинских школ. Но есть тут и свои особенности – как, например, отношения с государственными структурами. Как правило, они очень неохотно и весьма тяжело отпускают на обучение персонал и редко сами инициируют бизнес-обучение. Но, как ни странно, часто приветствуют наличие дипломов МВА у потенциальных сотрудников, хотя на материальном стимулировании это не

Корпоративный заказ

Говоря о бизнес-образовании, нельзя не вспомнить о корпоративных тренинговых программах. Как отметила Алла Воронова, в последнее время наблюдается резкий рост интереса к обучению такого рода – практически все крупные и даже средние украинские компании не просто заказывают отдельные краткосрочные программы или тренинги, но подходят к этому вопросу структурно и создают у себя корпоративные системы управления знаниями. Следовательно, резюмирует эксперт, можно говорить о существовании долгосрочных про грамм обучения для специалистов и руководителей разного уровня в соответствии с их сферой компетенции. Это подтверждает и Марьяна Лозинская. По ее словам, по итогам прошлого года, все программы МИМ-Киев были востребованы. Количество желающих обучаться на программах МВА впрошлом году увеличилось в полтора раза по сравнению с предыдущим. Усиливается и международная составляющая проектов, представленных на украинском рынке бизнес образования. В МИБе, например, эта тенденция проявилась в открытии кампусов двух канадских бизнес-школ: Grant McEwan Сollege (дипломная программа по менеджменту) и University of New Brunswick, который совместно с МИБ представляет программу International MBA, ведущую к получению двух дипломов – МИБ и UniversityofNewBrunswick.

Следующая тенденция – создание отраслевых программ бизнес-образования, например для нефтегазового сектора или фармацевтики. Как отметили в Киево-Могилянской бизнес-школе, отраслевые программы больше всего востребованы компаниями, которые позиционируют себя как активные и даже агрессивные в своем сегменте рынка. Причем успешные клиенты, как правило, заказывают «про грамму для всей компании» – с учетом того, чтобы каждый сотрудник мог не только прослушать теоретический курс лекций, но и в будущем самостоятельно формировать необходимые для конкретного бизнеса решения.

По теме:

::
Мировой рейтинг бизнес-школ – 2008. По версии Financial Times

::
Рейтинг украинских бизнес-школ — 2007

:: Рейтинг лучших ВУЗов мира 2007