Образование для взрослых: личный апгрейд

Юлия Беловицкая

Купив сегодня суперсовременный компьютер, надо иметь в виду, что завтра это будет всего лишь хорошая машина, не хуже чем у других. Похожая ситуация в сфере обучения: дипломированные специалисты идут получать второе высшее и дополнительное образование, чтобы не отстать от современных знаний и быть up-to-date специалистом.

Интерактивные методики

На первый взгляд, зачем взрослому человеку записываться на специализированную программу обучения, если можно освоить новый материал по книгам, а потом отшлифовать собственные навыки в кругу коллег? Оказывается, то, что вы читаете сегодня, — уже наполовину вчерашний день! Информация обновляется настолько быстро, что лишь определенным образом построенная программа может гарантировать качественное усвоение знаний, актуальных именно сейчас.

Взрослые студенты отличаются от молодых тем, что не склонны слушать лекции. В аудитории сидят люди с богатым профессиональным опытом, и для них гораздо важнее интерактивные методики, тренинги, разбор кейсов и работа с преподавателями-практиками. «В профессиональном образовании практические занятия существовали всегда, — говорит Екатерина Реш, преподаватель Московского открытого юридического института, — но именно сейчас вузы активно избавляются от излишней теоретизированности курсов и внедряют в программы как можно больше кейсов. Разбирая эти конкретные ситуации, студенты учатся применять теоретические знания в решении практических задач, советуются друг с другом, обмениваются опытом. Анализ кейсов способствует развитию у слушателей самостоятельного мышления».

Проведение занятия в форме тренинга требует от преподавателя соответствующей подготовки. «Тренинг является очень эффективным инструментом работы со взрослой группой», — утверждает Наталья Лебедева, ведущий преподаватель программы «МВА — управление человеческими ресурсами» Школы бизнеса МИРБИС, старший партнер KPG Training Center. В начале любого занятия дается теоретическая часть, затем добавляются упражнения, позволяющие моделировать конкретные ситуации и отрабатывать умения на практике. «Важно, чтобы преподаватель был профессионалом в своей области, — подчеркивает г-жа Лебедева, — Слушатели не потерпят выступления дилетанта. Реакция студентов может быть очень жесткой, вплоть до требования заменить преподавателя, если они почувствуют, что не получают того опыта и навыков, на которые рассчитывали».

E-learning — оперативная доставка знаний

Вузы стремятся помочь своим студентам организовать удобный график обучения, который бы позволял сочетать напряженный ритм основной деятельности с освоением новых знаний. И здесь на помощь приходит дистанционное обучение.

Преимущества дистанционного обучения известны давно, но активно внедряться российскими вузами эта методика начала лишь в последнее время. «Слушатели получают возможность составить индивидуальный график занятий и сократить сроки обучения. Как правило, вузы предлагают сочетание очных занятий и e-learning, — именно такая комбинация является наиболее эффективной, — рассказывает Екатерина Реш. — В сфере дистанционного обучения нашим учебным заведениям важно брать все лучшее из зарубежного опыта и актуализировать весь процесс с учетом требований российского законодательства и потребителей». Тогда появляется возможность оперативно предоставлять современные знания слушателям в любой части страны.

Знания принадлежат сотруднику

Специалисты бывают настолько заинтересованы в дальнейшем образовании, что готовы посвящать ему свои законные выходные. По мнению Сергея Пятенко, генерального директора Экономико-правовой школы ФБК, в России отношение к повышению квалификации несколько иное, чем на Западе, где давно принято организовывать корпоративное обучение по выходным. Логика здесь довольно простая — знания принадлежат сотруднику, а не компании. Поэтому работодатель платит за учебу, а для сохранения баланса интересов работник тратит на нее свое свободное время.

В России организация корпоративного обучения по схеме «пятница — суббота — воскресенье» только начинается, но процесс уже пошел, причем довольно быстро. «Если речь идет о подготовке к квалификационному экзамену на знание международных стандартов финансовой отчетности, то особой популярностью пользуются программы, проводимые в такие всенародно любимые праздники, как 8 Марта, 1 Мая, 23 Февраля, — говорит Сергей Пятенко. — Более того, многие слушатели добровольно берут отпуск, чтобы успеть подготовиться. Значит, бизнес-труженики уже осознали, что знания — это их капитал. То есть они адекватно оценивают ситуацию на рынке труда».

Зарубежный опыт: что нового?

Предлагая новые программы и методы их проведения, учебные заведения хотят успеть за потребностями рынка. Преподавателям приходится все чаще отвечать на вопрос подготовленного слушателя: «Что нового есть в этой области?». «Например, в обучении новым кадровым методикам сейчас наиболее востребованной является модель компетенций в управлении персоналом и в оценке деятельности сотрудников, — говорит Наталья Лебедева. — Руководители учатся выявлять эти компетенции, а также оценивать их в беседе со своими сотрудниками». Учебные заведения предлагают программы обучения именно этой новой методике, кстати, пришедшей к нам из-за рубежа, поскольку все больше крупных российских компаний разрабатывают и внедряют смешанную модель оценки персонала — по целям и по компетенциям.

Сергей Пятенко считает, что зарубежный опыт в таких сферах, как экономика, финансы, право, безусловно, очень важен. «Но применять его нужно разумно. Обязательно следует учитывать, на какой стадии развития бизнеса и менеджмента находится компания, заказывающая дополнительное обучение для своих сотрудников. Отрабатывая, скажем, навыки ведения управленческого учета, переговоров или проведения презентаций, надо исходить из потребностей слушателей, чтобы они могли применить эти знания непосредственно в своей практике», — подчеркивает он.

Таким образом, любая образовательная программа имеет свой «срок годности». Поэтому чем более «свежие» методики преподавания используются в том или ином вузе, тем выше уровень специалистов, получающих его диплом. И тем выше будет интерес работодателя, приглашающего к себе этого сотрудника.

Технология виртуальной реальности: новые возможности для обучения персонала

Какие подходы к обучению являются наиболее действенными в сегодняшних условиях?

Кто должен вести бизнес-тренинг? Обучение от профессионалов

Многие современные руководители прекрасно понимают, что проведение бизнес-тренингов представляет собой неотъемлемый элемент успешной работы любой компании. Ведь, если компания хочет непрерывно развиваться и увеличивать...

Образование для взрослых: личный апгрейд

Образовательные программы

Управление удаленной командой: от организации до эффективности

Почему у одних компаний удаленная работа выстроена как часы, а у других – идет сложно и не всегда эффективно? Все дело в 4 факторах:...

Управление персоналом. Практика регулярного менеджмента

Курс направлен на формирование у слушателей эффективных навыков в области управления персоналом. Применение полученных знаний и навыков позволит: Выявить и улучшить личные...

Персонал инструкция по применению

Этот видеокурс для руководителей, которые хотят повысить точность своего управления и получить мощные инструменты влияния.

Две трети россиян не имеют достаточных накоплений, а у каждого пятого сбережений нет вообще

Лишь 26% россиян имеют достаточные финансовые сбережения, которых хватит более чем на 3 месяца в случае потери дохода...

В России 40% курьеров имеют высшее или незаконченное высшее образование

Среди специалистов, имеющих дипломы и работающих в сфере доставки, 10% являются специалистами в области IT.