Чем сотрудники могут помочь работодателям

Михаил Малыхин, Оксана Гончарова

Все больше российских компаний понимают, что сотрудники могут быть ценным и практически неиcчерпаемым источником инноваций для компаний. Самое главное — создать условия, при которых рацпредложения работников не только выслушивали, но и внедряли.

Поработав в различных международных корпорациях, Александр Смолин, президент компаний “Эниро Рус-М” и “Эниро Рус-С”, усвоил одну истину: чем больше советов дают подчиненные, тем легче работать. В своей практике он вспоминает случай, когда к нему на прием пришел специалист по дистрибуции и неожиданно предложил полностью сменить автопарк компании: микроавтобусы Ford Transit на более юркие Ford Focus и Ford Transit Connect.

“Это был весьма дорогостоящий проект, но в трехлетней перспективе он показал абсолютную экономию: машины в результате обслуживают большее количество точек и более мобильны на дороге”, — рассказывает Смолин. За проявленную инициативу сотрудника повысили в должности: сейчас он работает начальником транспортно-дистрибуторской службы. В компании же после этого случая повесили желтый ящик “Для умных идей”. Как минимум раз в неделю начальник кадровой службы производит выемку писем, и авторов лучших разработок награждают ценным призом — домашним кинотеатром или выдают им премию.

“Сегодня в российских компаниях действительно все больше обращают внимание на мнение, советы и предложения сотрудников”, — утверждает Елена Егорова, директор департамента продаж и развития консалтингового кадрового агентства Penny Lane Personnel. По ее мнению, у начальника есть несколько причин прислушиваться к подчиненным. Во-первых, идущие снизу рацпредложения могут быть действительно эффективны и при этом гораздо дешевле услуг внешних консультантов. Во-вторых, прислушиваясь к своим работникам и поощряя их инициативу, работодатель создает хороший климат в коллективе и помогает формированию команды. В “МТУ-Интел” недавно появились закрытые “Ящики идей” с прорезью для писем с предложениями, рассказывает Андрей Сенякин, директор по работе с персоналом компании. Впрочем, “сам по себе такой мониторинг состояния трудового коллектива нельзя назвать инструментом развития бизнеса, — считает Сенякин. — Скорее это средство, помогающее анализировать ситуацию и на основе анализа принимать верные управленческие решения”.

Генерирующие мощности

Чтобы подобные механизмы обратной связи заработали, нужно соблюсти ряд условий. Для того чтобы сотрудники активно выступали с осмысленными предложениями и компания получала от этих предложений реальный эффект, нужен системный подход, говорит Сергей Братухин, руководитель проектов консалтинговой компании McKinsey.

“Во-первых, руководство должно ставить четкую цель — предложения в какой области необходимы, для чего это нужно компании: идет ли речь об увеличении доходов от продаж, или росте производительности, или нужно добиться сокращения расходов, — отмечает он. — Во-вторых, нужно создать систему, покрывающую весь цикл работы с предложениями, — от сбора до их анализа и внедрения. В самых успешных случаях из моей практики эту систему налаживают люди из бизнеса, а не кадровики или помощники руководителей. Наконец, в-третьих, у людей должна быть уверенность, что лучшие предложения действительно будут внедрены. Самые успешные случаи внедрения должны постоянно пропагандироваться внутри компании”. Братухин приводит случай из своей практики, когда в ходе мозгового штурма рабочие ночной смены одного металлургического гиганта выдвинули десятки идей. “Наиболее эффективным оказалось предложение рабочего применить вместо обычных гаечных ключей пневматические”, — говорит он. Это позволило сократить простои дорогого оборудования в пять раз.

Нескромность предложения

Для самих рационализаторов генерация идей служит неплохим двигателем для продвижения по карьерной лестнице. Пять лет назад 28-летний старший продавец Андрей Сидорин предложил ввести в магазине “Телики-видики” систему коллективного соревнования.

Он разделил подотчетных ему продавцов на две команды и заставил соревноваться за бонус. Благодаря нововведениям в 2001 г. эффективность продаж повысилась на 30%. В следующем году руководство компании “Эльдорадо”, которой принадлежал магазин, назначило Сидорина директором магазина в Марьине. Но на этом молодой менеджер не остановился — его инициативность росла прямо пропорционально опыту. Сегодня он занимает пост директора московского филиала сети “Эльдорадо”, которая включает порядка 60 магазинов. По мнению Тимофея Суровцева, начальника департамента по связям с общественностью “Эльдорадо”, этот пример для его компании не исключение, поскольку в “Эльдорадо” создана система поощрения подобных инициатив по развитию бизнеса. Вот уже несколько лет существует телефон доверия, по которому каждый сотрудник может обратиться со своими предложениями или замечаниями. HR-менеджерам вменяется в обязанности донести каждое предложение до руководства.

Как понять, что сотрудник недоволен работой и готов уволиться?

Об основных признаках, которые указывают на то, что сотрудник недоволен работой и в скором времени может уволиться...

Что сделать для повышения производительности труда офисных сотрудников?

Управление персоналом в реалиях современной жизни складывается из огромного количества составляющих, каждая из которых важна и требует внимательного рассмотрения. Одним из значительных моментов является...

Государство вплотную занялось подготовкой кадров для управляющих компаний в сфере ЖКХ

На сегодняшний день услуги управляющих компаний повсеместно применяются на территории России, в связи с чем востребованы специалисты соответствующих специальностей, обладающие необходимыми знаниями для грамотного...

Как повысить эффективность работы сотрудников?

На современном этапе организация деятельности любой компании предусматривает учет огромного количества моментов, особенно тех, что связаны с управлением персоналом. В этой сфере не существует...

Чем сотрудники могут помочь работодателям

Топ-10 Рейтинга технических вузов России 2023 по уровню зарплат выпускников IT-направления

SuperJob опубликовал рейтинг российских вузов по уровню зарплат молодых IT-специалистов , окончившие вузы в 2017-2022 гг.