Программы МВА, бывшие всего два-три года назад доступными узкому кругу высокооплачиваемых менеджеров, стали плодиться как грибы после дождя
Главные вопросы, волнующие потенциальных слушателей — что есть российский МВА сейчас, не является ли во многих случаях МВА лишь красивым наименованием простого заурядного дополнительного бизнес-образования и действительно ли именно обучение на МВА существенно сказывается на потенциале управленца?
Для начала данные компании Begin Group
Объем и характеристика рынка бизнес-образования в Москве и Санкт-Петербурге
В исследовании приняли участие 42 российские бизнес-школы, из них 32 представляют Москву и 10 — Санкт-Петербург. В сумме на программах МВА в этих бизнес-школах в настоящий момент проходят обучение около 9000 человек (примерно 8000 в Москве и 1000 в Санкт-Петербурге).
Специализации
Почти в каждой школе помимо General Management (программы общего и стратегического менеджмента) присутствует одна или несколько специализированных программ.
Наиболее часто встречающаяся специализированная программа «Менеджмент в финансах/Банковский менеджмент» — 17 программ.
Далее идут:
«Маркетинг» — 9 программ;
«Глобальный менеджмент» — 8
«Менеджмент в производстве» — 7
«Менеджмент в IT-сфере» — 6
«HR-менеджмент» — 6
«Инновационный менеджмент» — 4
«Гостиничный менеджмент» — 3
«Менеджмент в отрасли нефть и газ» — 2
«Менеджмент в недвижимости» — 2
«Менеджмент в логистике» — 2
«Торговая политика и право» — 2
«Предпринимательство» — 2
«Менеджмент в медицине» — 1
В 9 бизнес-школах присутствует программа Executive MBA.
Объем рынка и стоимость программ
Общий объем рынка бизнес-образования в Москве и Санкт-Петербурге в денежном выражении составляет сегодня 1 млрд. 320 млн. рублей. Московский рынок бизнес-образования составляет 1 млрд. 80 млн. рублей, а Санкт-Петербургский — 210 млн. рублей.
В Москве и Санкт-Петербурге на сегодняшний день на программах с присвоением российского государственного диплома МВА обучаются 6040 человек. На российских программах без присвоения государственного диплома обучаются 270 человек, на программах с присвоением западного диплома МВА обучаются 790 человек и, наконец, на совместных программах МВА двойного диплома обучается 1940 человек.
Что на выходе?
«Отношение к выпускникам МВА претерпело изменение за последние несколько лет. Уже нет былого пиетета и автоматического внесения МВА-евцев в «золотые списки» любых агентств», — считает заместитель генерального директора агентства «Арбат Невский» Ольга Самарина. Для подобного отношения Ольга видит, по крайней мере, три причины. Во-первых, увеличилось количество программ, а значит и выпускников в Санкт-Петербурге. Их уже не десятки как раньше, а сотни, если не тысячи. Во-вторых, у некоторых работодателей появился негативный опыт взаимодействия с МВА-евцами, далее сработал эффект сарафанного радио. И, наконец, в-третьих: пусть и не так уж сильно, но качественно изменился массовый клиент агентств. В больших, чем раньше, количествах пришли представители среднего и малого бизнеса, став для многих агентств основными клиентами. А им, в большинстве своем, работники с МВА без надобности.
Есть и явное предубеждение. Рассказывает Анна Мурашова, независимый консультант по подбору персонала. «Один мой клиент, ярый противник кандидатов с МВА, сказал пусть и жестко, но честно: «Пусть меня считают плохим менеджером, не умеющим организовать свое время, раз я провожу на работе по 12 часов все пять, а то и шесть дней в неделю. Но я не могу себе представить, что может быть иначе». Все знакомые одного с ним круга так же, мягко говоря, не страдают от скуки на работе. «Когда же при таком графике учиться?» — вопрошает клиент. По его мнению, на МВА идут те, кто не загружен практической работой.
Даже те, кто сами получали МВА, отнюдь не всегда с распростертыми объятиями принимают своих «собратьев». Продолжает Ольга Самарина: «Один мой клиент, сам «законченный» МВА-евец, подбиравший менеджера достаточно высокого звена, предупредил: не хочу видеть в своей компании тех, кто учится на МВА или собирается поступать в ближайшее время. Объяснение: пусть сначала поработают на компанию года три, досконально изучат специфику именно моей компании, выстроят систему управления на вверенном лично им участке управления, а уж когда настроят регулярный менеджмент и могут спокойно «подруливать», идут учиться».
Впрочем, негативное отношение к выпускникам программ МВА со стороны работодателей все же исключение. «Такое отношение, повторюсь, чаще всего склонны демонстрировать собственники компаний, добившиеся успеха сами и очень ревниво относящиеся к попыткам «ревизовать» сделанное ими самими с позиций регулярного грамотного менеджмента», — утверждает Анна Мурашова. «Топ-менеджеры крупных компаний по-прежнему охотятся за выпускниками программ МВА, и ситуация вряд ли кардинально изменится в ближайшие несколько лет, — подтверждает Ольга Самарина — Разумеется, работодатели смотрят на то, что это была за программа, придирчиво расспрашивают, чему именно научился выпускник, то есть вариант «учебы для корочки» здесь вряд ли пройдет».
Российские программы MBA сегодня
Денис Александров