HR-бизнес сегодня. Все на охоту за ценными кадрами

Рушана Хусаинова

Сегодня одной из важнейших составляющих успешного бизнеса является наличие ценных кадров. В поисках подходящих сотрудников HR-менеджеры обращаются во всевозможные кадровые агентства, электронные рекрутинговые порталы, ведут партизанские войны с конкурентами, переманивая наиболее высококвалифицированных работников.


Зона поиска

При подборе персонала используются все возможные источники поиска и привлечения кандидатов в компанию: 1) Подбор кандидатов внутри организации с помощью непосредственного поиска (HR отделом или по рекомендации руководства отделов);

2) Размещение объявлений на внутреннем сайте компании;

3) Личные рекомендации сотрудников;

4) Заявления, направленные по инициативе кандидатов;

4) Объявления в средствах массовой информации;

5) Агентства по трудоустройству, кадровые агентства;

6) Университеты и другие учебные заведения;

7) Прямой поиск (head hunting).

«Для компаний с узкой специализацией наиболее распространен Еxecutive search — подбор не под должность, а под бизнес-задачу и, конечно, head hunting», — комментирует аналитик ИК «Финам» Влад Кочетков.

Виртуальный персонал

«Рынок интернет-рекрутмента сегментирован, — рассказали еТатар.ру специализированном издании о карьере и корпоративном развитии The Well. — Такие сайты, как Rabota.ru, Job.ru, Superjob.ru, Zarplata.ru, в основном, содержат информацию о соискателях рабочих специальностей, обслуживающем и административном персонале. Ресурсы hh.ru, E-xecutive.ru работают с кандидатами на позиции среднего и высшего звена (в основном офисные). Staffwell.com предлагает эксклюзивные услуги по подбору элитного персонала и уникальных специалистов. E-recruitment развивают и некоторые профильные сайты: Bankir.ru подбирает сотрудников для банковского сектора; Minerjob.ru – работников горнодобывающей промышленности, Oilcapital.ru – специалистов нефтегазового комплекса, Klerk.ru – административный персонал, бухгалтеров, секретарей и офис-менеджеров».

Преимуществом специализированных сайтов является реальное сокращение времени на поиск нужного специалиста, высокий уровень кандидатов, ценовое преимущество перед услугами кадровых агентств. В среднем комиссионные кадрового агентства за одного кандидата составляют 20–30% годовой суммы заработных плат. К примеру, банковский сотрудник, получающий $ 10 тыс. в месяц, обойдется банку в $ 24–36 тыс. При этом публикация объявления на специализированном сайте стоит в среднем $ 240.

К недостаткам таких сайтов можно отнести сложный интерфейс. Однако это не только российская проблема: задача выстраивания упрощенной системы работы с порталом при сохранении интегрированных функций является общей для ресурсов такого рода во всем мире.

По мнению директора интернет-портала HeadHunter:Татарстан Надежды Борисовой, сегодня конкуренция на рынке кадровых услуг уже пережила бурный рост. «Ожидаемой специализации и видимой сегментации среди кадровых агентств так и не произошло, — считает она, — Однако началось пока еще слабо заметное расслоение кадровых агентств на очень дорогие и очень дешевые. Это, в первую очередь, связано не с сегментацией агентств на услуги exclusive search и обычный подбор, а с растущим разочарованием работодателей опытом сотрудничества с кадровыми агентствами. Кроме того, с развитием института управления персоналом на предприятиях, кадровые отделы за последние пять лет научились решать задачи по подбору персонала самостоятельно».

Представительство компании HeadHunter открылось в Татарстане в августе 2006 года. Инвестиции компании HeadHunter в развитие представительства составят порядка 60 тысяч долларов в течение 6 месяцев, через это же время предполагается выход проекта на окупаемость.

«Интернет-ресурсы становятся все более популярными и необходимыми, — полагает она. — В скором времени платные интернет-ресурсы станут такими же привычными, как сотовая связь. Успех будут иметь те базы данных, которые обеспечат клиенту интегрированные решения по хранению собственной информации по кадровым резервам наряду с информацией, предоставляемой самим ресурсом», — считает г-жа Борисова.

От виртуального к реальному…

Однако генеральный директор кадрового агентства CLC Елена Хапова считает, что ни один электронный рекрутмент не способен поставить качественный продукт. «Это лишь территория, где размещаются резюме специалистов. Подбор кадров — это человеческий бизнес. Поиск топ-менеджеров и ключевых сотрудников – очень важная задача, справиться с которой способны только кадровые агентства», — считает она.

Средний срок поиска сотрудника через кадровое агентство — около двух недель. Стоимость услуг кадровых агентств колеблется от 12 до 30 % от годовой зарплаты работника. Каждому клиенту кадровые агентства предоставляют, как правило, около 5 кандидатов.

По словам г-жи Хаповой, одной из основных сложностей является нехватка высококвалифицированных профессионалов, поскольку российский рынок человеческих ресурсов только формируется. «По статистике только 30 % социума оказались востребованными на этом рынке», — отмечает Елена Хапова.

«В основном к услугам агентства обращаются крупные компании. Очень часто – московские фирмы, совершающие экспансию в Татарстан, — комментирует еТатар.ру директор кадрового агентства «Бизнес-партнер» Юлия Касимова. — Если говорить о казанских компаниях, то, в первую очередь, это крупные компании производства и торговли, которые серьезно относятся к вопросу подбора персонала».

Начальник отдела производных инвестинструментов банка «Альба Альянс» Альмира Исхакова считает, что самостоятельно устроиться на хорошую работу, к примеру, в Москве сейчас довольно сложно. Практически все обращаются в специализированные рекрутинговые фирмы. Вместе с тем, в столице ценится прежде всего квалификация, тогда как в Татарстане все строится в основном на связях», — комментирует она.

По мнению директора представительства «Брокерского дома Открытие» в Казани Вильдана Гарифуллина, сотрудников лучше находить по рекомендациям друзей, знакомых и через личные контакты. «На мой взгляд, это более надежный способ поиска хороших кадров, нежели обращение, например, в кадровые агентства», — считает он.

Посулили золотые горы …

Существует практика переманивания ценных сотрудников у своих конкурентов — так называемая практика хед-хантинга. Обычно этим занимаются специальные рекрутинговые агенства, но иногда и сами руководители. «Все делается очень просто, — комментирует еТатар.ру г-н Гарифуллин. — Как правило, руководитель предприятия приглашает на встречу нужного ему человека, расспрашивает его о планах на будущее, об уровне заработной платы и ближайших перспективах, а после беседы предлагает более выгодные условия. И зачастую работники соглашаются».

Практику переманивания сотрудников у конкурентов комментирует ведущий аналитик iKS-Consulting Маргарита Зобнина: «Переманивают кадры двумя способами — либо «по знакомству», либо через агентство. По знакомству — потенциального сотрудника «держат на примете», с ним дружат и общаются, что позволяет узнать его не только с внешней стороны, но и составить его психологический портрет и как только с какой-либо стороны назревает необходимость (точнее, когда человек начинает задумываться о смене работы), к нему обращаются с предложением присоединиться к своей компании».

«Второй вариант – агентства, — добавляет г-жа Зобнина, — В случае с топовыми должностями headhunters, как правило, звонят с вопросом, не рассматривает ли человек новые предложения. Затем уже описывают вакансию (здесь есть профессиональное кокетство — напрямую название компании не называется, но дается настолько исчерпывающее ее описание, что все понимают, о ком идет речь), суммами тоже, как правило, не оперируют, сначала выясняя текущие доходы потенциального кандидата. В том случае, если человек не подходит к именно этой вакансии, выясняются его предпочтения, чтобы в будущем была возможность обратиться к нему с подходящим предложением».

По мнению Надежды Борисовой, в перспективе переманивание специалистов только на условиях повышения заработной платы станет менее популярным, так как это бесконечно повышает стоимость найма одних и тех же кандидатов. «Это — путь к разорению, и современный менеджмент уже начинает это понимать. Переманивая сотрудников, компании уже предлагают и будут предлагать более интересные условия труда, чем есть у специалиста сейчас. Поэтому можно сделать вывод, что одним из оптимальных способов решения задач при найме ряда менеджеров и специалистов является поиск кандидатов на свободном рынке труда», — заключила она.

Современная разновидность рабства…

«Однако самый интересный путь — обучать сотрудника на будущее, — считает PR директор компании Art House PR, Искандер Сабаев, — Компания отбирает сотрудников среди студентов и обучает их по спецпрограмме. Обязательное условие при этом — контракт как минимум на 3-4 года».

Другой путь — найти талантливого выпускника и заключить с ним контракт на повышение квалификации на 3-4 месяца, обучая его в Москве или за рубежом. Этот «доведенный до ума» сотрудник обязуется в дальнейшем работать без права увольнения (или с правом увольнения, но возвратом всех затраченных на него средств) в течении 4-5 лет».

Кадры для титана: как набирают персонал на ведущее титановое производство

Набрать 250 сотрудников 20 специализаций — такая задача стоит перед HR-командой крупного завода в небольшом городе. Как её решить, если требуются сотрудники редких специальностей и приходится конкурировать за работников с другими предприятиями?

Какими качествами должен обладать хороший специалист по анализу данных?

Четыре критерия, на которые стоит обратить внимание при построении аналитической команды.

Ставка на работников без опыта

Иногда на предприятии складывается ситуация, когда руководитель понимает, что руководство вышло у него из под контроля...

Многим компаниям не по зубам привлечь тот персонал, который они хотят

Почему же не всем «по зубам» перспективный персонал?

HR-бизнес сегодня. Все на охоту за ценными кадрами

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.