Компании вновь открывают для себя важность инвестирования в своих сотрудников времени и денег для того, чтобы развить их лидерские качества и раскрыть потенциал. Главное – это люди.
В то время как бизнес-школы оперативно реагируют на спрос на executive-образование, анализ программ открытого зачисления показывает, что сейчас главное – быстрая отдача от обучения. Компании стали более экономно распоряжаться своими бюджетами, и возврат инвестиций является для них приоритетом. Таким образом, школы вынуждены постоянно обновлять свои курсы и обеспечивать быстрые результаты: заказчикам нужно, чтобы полученные знания и навыки можно было как можно скорее использовать на рабочем месте.
Итан Ханабери (Ethan Hanabury), заместитель декана по executive-образованию в бизнес-школе Columbia, подтверждает существование этой тенденции: «В течение 9 -12 месяцев интерес компаний к этому направлению нашей деятельности существенно повысился. За последние два года качество и количество наших специализированных программ возросло. Если экономический рост продолжится, спрос на программы с открытым зачислением тоже изменится. Мы видим, что с улучшением экономической ситуации начинает увеличиваться приток и на такие программы».
Однако сейчас Columbia, как и другие бизнес-школы, должна постоянно доказывать ценность своих программ. «Мы все время работаем над тем, чтобы сделать наши курсы как можно более современными и эффективными, — продолжает Ханабери. – Мы разрабатываем открытые и специализированные программы, которые помогают развивать стратегическое мышление в глобальном контексте, а также позволяют организациям и частным лицам решать ключевые для их бизнеса вопросы».
В области корпоративного образования наметилась очевидная тенденция в сторону специализированных программ, нацеленных на решение конкретных задач, стоящих перед компанией. В таких программах участвуют несколько сотрудников одной и той же организации, которые могут тут же применить полученные знания на практике. Многие считают, что индивидуальный подход позволяет более рационально использовать время, которое у управленцев всегда в дефиците; они получают набор умений, необходимых для того, чтобы успешно работать в условиях стремительно меняющегося рынка.
Тим Моррис (Tim Morris), главный операционный директор по executive-образованию в Оксфорде, подтверждает смещение интереса с открытых программ на специализированные. «Это не означает, что программы открытого зачисления потеряли актуальность – просто изменился спрос. Подобная ситуация — показатель того, что рынок бизнес-образования окончательно созрел. Многие компании уже испытали на себе открытые программы, и теперь хотят попробовать что-то иное. Здесь, в Оксфорде, мы видим, что аудитория открытых программ молодеет – теперь это преимущественно менеджеры среднего звена, стремящиеся повысить свой профессиональный уровень».
По мнению Морриса, корпоративные клиенты начинают играть все большую роль в бизнес-образовании. «Уровень образования заказчиков растет, и теперь они лучше представляют себе, что им нужно. К примеру, в компании O2 точно знают, зачем они тратят деньги на executive-образование и в каком именно направлении они хотят двигаться. Бизнес-образование им нужно для конкретных целей, а не просто для того, чтобы повысить уровень компетенции, скажем, брэнд-менеджеров».
Учитывая значительную сложность подобных программ, для которых требуется детальное изучение работы компании, корпорации обращаются к ограниченному числу бизнес-школ, которые удовлетворяют их требованиям. Корпорации работают бок о бок с персоналом избранной бизнес-школы, стремясь принести в учебные классы реальный опыт, чтобы обучение проходило в контексте стратегии компании.
Потребность в лидерах
Несмотря на то, что компании стали записывать меньше сотрудников на программы с открытым зачислением, тем не менее, по-прежнему существует большой спрос на курсы по воспитанию лидерских качеств и других навыков межличностного общения (так называемых “’soft skills’) — к примеру, тренинги личностного роста. Дипак Джейн (Dipak Jain), декан бизнес-школы Kellogg, подтверждает рост спроса на дисциплины, связанные с лидерством: «Корпоративные клиенты постоянно нуждаются в хороших лидерах на всех уровнях организации. Мы считаем, что бизнес-школы должны найти адекватное решение этой проблемы. В частности, Kellogg теперь предлагает различные дополнительные программы, посвященные лидерству».
Однако можно ли научить человека быть лидером, сидя в учебной аудитории? Декан Дипак Джейн полагает, что это вполне реально: «Если раньше мы ориентировались, прежде всего, на командную работу, теперь мы должны перейти на новый уровень, то есть перейти от командной работы к лидерству». Он считает, что «лидер заставляет людей в команде поверить в том, что каждый день они неуклонно движутся вперед, к достижению цели».
Начальник отдела BBC по связям с общественностью Майкл Хастингс (Michael Hastings) разделяет эту точку зрения. Изучение курса ‘Leading Strategic Growth and Change’ в бизнес-школе Columbia заставило его поверить в то, что лидерским навыкам можно и научить, и научиться. «Благодаря этой программе я смог проанализировать и оценить свою работу, оттачивая свое мастерство, наращивая новые навыки и развивая в себе лидерские качества».