В современных бизнес-школах «зеленое» мышление означает больше чем озабоченность состоянием окружающей среды.
Социальная ответственность (никаких потогонных систем, никаких «Энронов») и экономическая целесообразность (ведь речь о бизнесе) также покрываются этим определением. Многие учебные заведения, готовящие МВА, осознали, что итоги надо подводить по трем показателям: люди, планета и прибыль.
Новый калифорнийский колледж даже зарегистрировал торговую марку «Зеленый МВА».
С 2003 года здесь присваивают степень МВА в области развития бизнеса без ущерба для окружающей среды. Бейнбриджская школа повышения квалификации в штате Вашингтон и Школа менеджмента при Всемирном колледже Президио в Сан-Франциско также сосредотачивают внимание на «рациональном бизнесе», который президент Бейнбриджской школы Гиффорд Пинчот определяет как «добросовестную практику, благодаря которой мир становится лучше в интересах будущих поколений».
В Президио программа рационального бизнеса началась в 2002 году. С тех пор 20 выпускников получили такие дипломы. Новый колледж с 2003 года успел подготовить 35 специалистов, а Бейнбриджская школа, открытая в 2002 году, — 15.
Один из них сейчас отвечает за экологически-дружественные струйные принтеры Hewlett-Packard. Большинство же создали собственные компании.
Выпускник Калифорнийского университета в Санта-Круз Джои Шепп весной получил диплом МВА в Новом колледже. Выбрал он его за то, что обучение здесь проходит в небольших группах, а «образование — более чем современное».
«В программах более крупных учебных заведений нет такого высокого уровня преподавания рационального бизнеса», — говорит г-н Шепп.
Он считает себя мечтательным художником, предпринимателем и конечно же защитником окружающей среды. Сейчас он — директор по интернет-маркетингу в компании Green Festival, которая организует торговые площадки для экологически-ответственных предпринимателей.
Он также участвовал в создании компании, разрабатывающей сайты, посвященные рациональному бизнесу.
Сведущие люди говорят, что подобные программы подготовки МВА направлены в будущее, но имеют некоторые ограничения.
«Они дают фундаментальные знания, но не настолько глубокие, как традиционные программы, — говорит директор по исследованиям вашингтонского Института всемирных запасов Марк Милштайн, который также читает лекции в аспирантуре Университета Корнелла. — Это — инновационные программы с интересной составляющей. Но они не стали частью более широкого подхода, поэтому слушатели получают очень ограниченные знания».
Может быть, традиционные программы МВА и не удовлетворят «настоящих зеленых», но и в них социальной ответственности бизнеса уделяется большое внимание. Например, Школа менеджмента при Йельском университете совместно со Школой лесного хозяйства и экологии уже 25 лет, вручая диплом МВА, присваивает выпускникам звание магистра экологического управления.
Исследование 91 бизнес-школы, проведенное недавно Институтом всемирных запасов и Аспенским институтом, показало, что в 54 процентах случаев в программы включаются курсы этики, социальной ответственности компаний, рационального бизнеса, взаимоотношений бизнеса и общества. В 2001 году таких примеров было 34 процента.
«Все больше слушателей интересуются социально ответственным бизнесом, — говорит Мэтт Чейни, генеральный директор фирмы Renewable Ventures, которая финансирует создание солнечных электростанций. — Они стремятся к переменам, и есть уверенность в том, что в таком бизнесе можно быстро добиться существенных результатов».
Г-н Чейни считает, что большой бизнес готов к новому подходу.
«Компании и люди начинают действовать, если есть решения, когда компании могут помочь окружающей среде и при этом увеличить прибыли, — поясняет он.
— Диплом МВА в совокупности со знаниями, которые помогают находить такие решения, всегда будет пользоваться спросом».
Публикуетсясразрешения The New York Times News Service and Syndicate Co.