Тренинговая индустрия в России в целом и в Санкт-Петербурге в частности развивается быстрыми темпами
Но количеству не всегда сопутствует качество. Не все компании, оказывающие услуги подобного рода, достигают в своей работе результата, соответствующего ожиданиям заказчика. Разобраться к какой компании стоит обращаться, а к какой нет сложно, а порой и невозможно. Для рынка тренинговых услуг в Петербурге, как для всего нового и только начинающего развиваться характерна слабая структурированность, лидеры здесь не столь очевидны и порой мало чем внешне отличаются от аутсайдеров. Причин, объясняющих отрицательные результаты обучения, можно найти множество: иногда тренинговыми компаниями не охватываются необходимые вопросы, иногда сами участники не очень желают вовлекаться в тренинг, а иногда сама услуга не отвечает изначальным целям организации, заказывающей обучение.
Цели обучения
Напрашивается вывод о том, что все тренинговые мероприятия должны быть тщательно спланированы и подготовлены профессионалами, а организация, заказывающая их, должна точно формулировать перед подрядчиком преследуемые цели, которые условно можно разделить на две группы: корпоративные и учебные. Иначе эффективность — нулевая, деньги и время потрачены зря. Это в лучшем случае, а в худшем — дезориентация сотрудников. Корпоративные тренинги ориентированы на конкретного клиента, они индивидуальны. Так как ни одна организация не похожа на другую и программа, составленная для какого-нибудь завода, не может подойти рекламному агентству.
При составлении плана тренинга правильнее проводить диагностику персонала заказчика и консультации с руководителем организации. Здесь чаще всего к целям профессионального характера добавляются цели командообразования. То есть в тренинг должны входить не только лекции и упражнения, но и совместное обсуждение со всеми сотрудникам проблем организации, планов и т. д. Корпоративные тренинги включают разные направления: командообразование, личностный рост, повышение мотивации сотрудников, повышение лояльности к компании, повышение продуктивности работы и другие. Учебные тренинги направлены на ознакомление с какими-то понятиями, структурой каких-то явлений. Они не индивидуальны, нацелены на разные группы людей. Но в процессе тренинга формирование команды из группы тоже очень важно. При обучении эффективнее интерактивная форма, нежели лекционная, так как «тренинг», что понятно из самого названия, предполагает именно тренировку навыков, а не теоретическую подготовку. Важно, чтобы все в группе понимали, что новые навыке им необходимы и знали, как и где их применить. Результатом учебного тренинга может стать переосмысление сотрудником своего профессионального опыта и осознание правильного использования его в работе. Эти тренинги также сопровождают дискуссии, деловые игры и моделирование различных ситуаций. Если произошла систематизация опыта, усовершенствование навыков и появился свежий взгляд на привычные процессы, то можно считать, что цели достигнуты. Для руководителей существует особое направление тренингов — VIP-коучинг. Здесь также соблюдается индивидуальный подход. Главными ориентирами являются мотивация к личностному росту, лидерство и успех.
Рынок Петерубрга
Что касается рынка тренинговых компаний в Санкт-Петербурге, то большинство компаний возникло во время подъема экономики России — после кризиса 1998 года. Тогда спрос на бизнес-услуги резко вырос. Резкий рост количества компаний (на 50%) начался после 2001 года. Тренинги проводятся не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах. Во многих городах имеются представительства петербургских тренинговых компаний. Компании делятся на 3 типа: «провайдеры», компании «смешанного типа», компании «полного сервиса». Самые качественные услуги предоставляют компании «полного сервиса», так как у них все тренеры — штатные сотрудники. Смешанные компании работают как со штатными сотрудниками, так и с приглашенными специалистами. Компании-провайдеры работают только с приглашенными тренерами. Такие компании занимают незначительную часть рынка. Риск сотрудничества с такой компанией возрастает, так как высока вероятность недовольства качеством. К тому же, когда состав тренеров сборный сплотить их под единую цель очень сложно и следить за качеством услуг затруднительно. Структура оказываемых услуг также разнообразна. Часто компании оказывают не только тренинговые услуги, но и, дополнительно, занимаются консалтингом в области управления, оценки персонала, выработке стратегий компании и др. Консалтинговые услуги оказывают примерно 78% тренинговых компаний на рынке. Все компании проводят открытые тренинги, на которые привлекаются частные клиенты, желающие получить консультации по той или иной теме. Закрытые (корпоративные) тренинги проводят только 67% компаний. Тренинговые компании Петербурга «всеядны» и работают с совершенно разными клиентами и организациями. С клиентами, занятыми в сфере услуг, работают 93% компаний. С клиентами, занятыми в розничной торговле, — 80%, с клиентами, занятыми в дистрибуции и оптовой торговле, — 95%, с клиентами, занятыми в производстве, — 95% тренинговых компаний. Самые популярные направления услуг — IT и телекоммуникации, страхование, финансы и аудит, энергетика, строительство. Самые популярные консалтинговые услуги тренинговых компаний — разработка стратегий, управленческий консалтинг, создание системы коммуникаций, продажи и корпоративная культура. Масштабы деятельности разных тренинговых компаний варьируются в широких пределах. Очень много компаний, использующих услуги одного тренера, соответственно количество проведенных ими тренингов минимально. Но есть компании, которые за 2005 год провели свыше 250 тренингов. Причем только для 30% организаций тренинги — основная деятельность.
Основные организационные моменты в проведении тренинга — продолжительность и стоимость. По продолжительности тренингов тоже есть вариации. Наиболее часто они длятся 2 дня, реже — 3 дня, еще реже — 1 день. Бывают тренинги семидневные и пятидневные.
На данный момент спектр услуг, представленных на рынке тренинговых компаний достаточно разнообразен. Да и не только сами услуги, но и их подача, стоимость качество. Задача покупателя такой услуги одна — выбор. А правильным он будет или нет покажет лишь время.
* Статистическая информация в статье приведена по данным маркетингового исследования компании РБК «Рынок бизнес-тренинговых компаний Санкт-Петербурга 2005».