Учимся бесконфликтному общению

Павел Горбачев Источник: Обучение & карьера

Искусство общения — благо, данное от природы лишь единицам. Остальным, если они хотят добиться успеха и признания, необходимо это культивировать в себе.

Наверняка у каждого из нас есть хотя бы один знакомый, обладающий даром рассказчика. Такие люди легко притягивают внимание, не лезут за словом в карман, любят обсудить что-то важное и не очень, всегда могут что-то посоветовать и часто сами готовы спросить о чем-либо. Это открытые люди, наделенные от природы даром общения. Среди нас таких баловней судьбы не более 8%, причем встретить их можно везде: как среди банкиров, так и среди таксистов. И неважно, чем они занимаются в жизни, множество общих для всех нас проблем они решают легко и просто… благодаря умению разговаривать.

Без общения человек заболевает странной болезнью, психологи окрестили ее сенсорным голодом. Каждый индивидуум — это целый мир. Контактируя с людьми, мы познаем Вселенную с огромным количеством таких миров. Человек, отгороженный от других людей, испытывает дефицит впечатлений, информации, эмоций, идей. Стремление к общению так же естественно, как потребность в еде или деятельности. Вспомним про экстравертов и интровертов. Казалось бы, экстраверты — именно те люди, которые любят и умеют общаться. А интроверты — наоборот. На самом деле есть очень много экстравертов, совершенно не умеющих вести беседу и строить отношения с окружающими: их характеризуют назойливыми, беспардонными, грубыми и бестактными людьми. И есть также интраверты, способные стать великолепными собеседниками, но свой дар они не могут раскрыть в силу собственных психологических предубеждений. Поэтому не будет преувеличением сказать: многим из нас нужно учиться искусству общения. Кто-то, как древнеримский оратор Цицерон, способен оттачивать силу слова и технику убеждения в полном одиночестве. Но учтите, что на это потребуется масса времени и сил. Вы пройдете длинный путь поисков и ошибок, пока своим умом дойдете до всех премудростей. Современность диктует жесткие рамки: быстро, качественно, успешно. Большинство людей, уже осознавших, что в работе и жизни надо уметь правильно разговаривать с нужными людьми, имеют возможность пройти специальный тренинг. На занятиях каждый сможет раскрыть в себе коммуникативные способности. Для достижения максимального успеха в общественной жизни необходимо развивать в себе два направления: межличностное общение и ораторское мастерство (публичное общение). Первым делом надо научиться разговаривать приватно с любым человеком, из любой среды и любого возраста. И лишь затем следует овладевать навыками разговора с массами. Тренинги «Искусство общения» — вот тот спасательный круг, который не даст утонуть в море знакомых и незнакомых людей.

Для кого это нужно

Тренинг прежде всего нужен всем тем, кто хочет достичь успеха в профессиональной сфере. Мы живем на планете людей, и волей-неволей ежедневно нам приходится общаться со многими непохожими друг на друга индивидуумами. Лучший продавец — тот, к кому покупатель придет снова и приведет друзей, лучший юрист — это мастер слова и доказательств, лучший менеджер — друг клиента и ключевая фигура в компании, лучший студент — тот, кто умеет правильно строить беседу с преподавателем на экзамене. В конце концов умение общаться поможет найти подходящую спутницу (ка) жизни, с кем каждый день не покажется скучным и однообразным. Слово за слово, и так в процессе общения можно завести кучу знакомств и найти настоящих друзей.

Программа и цена

Подавляющая часть курсов предлагает стандартные программы психологии межличностного общения, где поставлена первоочередная задача — преодоление человеком страха перед взаимоотношениями с людьми. Затем тренеры рассказывают слушателям о видах общения, о структуре процесса общения, о законах восприятия и азах психологии. В повседневности общение всего лишь инструмент для достижения малых, больших, сверхмалых или сверхбольших целей. Иногда оно ценно само по себе, даже без какой‑либо задней мысли. Слушатели учатся автоматически разделять, для чего же в данный момент им нужен диалог именно с этим человеком. И если цели определены и собеседник стремится манипулировать вами, то надо еще и грамотно выйти из разговора, чтобы не выглядеть слабым или неподкованным в обсуждаемом вопросе. Вы замечали когда-нибудь, что в сложных переговорах вас спасала интуиция или чувство такта? Все это неосознанные проявления искусства бесконфликтного общения, и на тренингах вас научат целенаправленно применять различные техники.

Все мы знаем, что слово — это сила. Но силу имеет не всякое слово, а только точно выбранное и сказанное вовремя. Вас научат разбираться в разговорных стилях, объяснят, почему одни и те же выражения в зависимости от интонации обладают различным воздействием. Мало ведь просто уметь вести диалог, нужно также уметь привлекать и удерживать внимание другого человека. И тогда руководящее указание подчиненные услышат в оба уха, инициатива снизу будет высказана во всеуслышание, а переговоры закончатся успешно, потому что стороны услышали друг друга. Постепенно учась говорить, вы также учитесь и слушать, поэтому умение общаться приносит пользу не в математической, а в геометрической прогрессии.

Психологи определяют общение как взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними информацией, имеющей предметный и эмоциональный аспекты. Оно основано на реализации особой потребности в контакте с другими индивидуумами, и об ее удовлетворении свидетельствует возникновение радости общения.

Поскольку описываемые тренинги пользуются спросом у людей разного социального статуса, обоих полов и всех возрастов, то и стандартная классическая программа рассчитана на некоего среднего слушателя. Так, универсальный курс подойдет и для руководителей разных уровней, и для менеджеров, администраторов, секретарей. Специализированные программы, которых тоже имеется достаточно, акцентируют внимание на каком-либо одном аспекте межличностного взаимодействия при сохранении базовых техник. Например, тренинг по преодолению страха общения с незнакомыми людьми предназначен специально для тех, кто чувствует закомплексованность и барьер на начальном этапе разговора.

Тренинги по защите от манипулирования стоит посетить тем, кому по службе приходится часто вести ответственные переговоры, или тем, кто занят в специфических отраслях бизнеса, где надо и торговаться, и работать с разными гибкими схемами, и изобретать новые приемы. Продолжительность тренингов общения различна и зависит от углубленности программы, ее основной направленности, от компетентности педагогов. Есть двухдневные 16-часовые курсы (два занятия по восемь часов), есть трехдневные 18-часовые (шесть занятий по три часа). Действуют также программы, рассчитанные на 32 часа подготовки (восемь занятий по четыре часа). При выборе курса проследите, чтобы число слушателей в группе не превышало 15 человек, и то — в крайнем случае. Хорошие тренинги помимо лекций и разбора ситуаций включают в себя аудио- и видеопрезентации, разработанные ролевые игры. Стандартные двухдневные курсы (16 ч) стоят от 3,5 тыс. руб., специализированные и более продолжительные (18‑32 ч) — от 4,5 тыс. руб. и выше. За корпоративный тренинг общения надо отдать более 10 тыс. руб.

Результаты

После тренинга вы поймете, в плену скольких комплексов находится подавляющее большинство людей! Вы научитесь легко вступать в контакт с любым человеком по любому поводу. Овладев искусством общения, вы сможете, например, придя в магазин, быстро и без труда установить доброжелательные отношения с продавцом. Он ответит на все ваши вопросы относительно интересующей вещи, подберет наиболее выгодный вариант по соотношению «цена — качество», расскажет обо всех плюсах и минусах изделия, проинформирует о системе скидок. В итоге вы приобретете хороший товар для себя и будете пользоваться им долго. Постепенно ваша жизнь станет улучшаться — и все это лишь благодаря умению правильно общаться! Так же и в деловой среде. Если вы начальник, то в корне изменится характер отношений с подчиненными. С позиции «что вы от меня хотите?» вы перейдете на уровень «предлагайте, обсудим!». А если вы простой работник, то сможете более эффективно договариваться с клиентами, наладите более тесные и дружественные контакты с коллегами, да и начальство не обойдет вниманием ваши успехи. Постепенно вы обретете имидж незаменимого человека независимо от вашего нынешнего социального и делового статуса и уверенно пойдете вперед по пути успеха. И все это лишь благодаря знанию основ правильного общения, умению разговаривать с другими людьми, становясь для них образцом тактичности и понимания.


Рекомендуем:

Программы

Компании

Эффективное управление конфликтами в организации. Практикум для руководителей.

«Бизнес-тренинг и консалтинг»

г. Москва

ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ, ПРОТИВОСТОЯНИЕ МАНИПУЛЯЦИЯМ

Просвет, центр краткосрочных программ обучения

г. Санкт-Петербург

Стрессменеджмент. Управление конфликтом.

Консультационно — тренинго-вый Центр «Сфера»

г. Москва

Тренинг «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПОЕДИНКИ таллиннской школы менеджеров В.Тарасова»

ОЦ «Бизнес-развитие»

г. Екатеринбург

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ

Открытый университет Бизнеса и технологий

г. Москва

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ: КОМАНДНЫЙ ПОДХОД

Консультационно — тренинго-вый Центр «Сфера»

г. Москва

Эффективное разрешение конфликтных ситуаций. Стрессменеджмент

Территория Бизнеса

г. Москва

Эффективные технологии организационного взаимодействия

ООО Консалтинговая группа «СОДЕЙСТВИЕ»

г. Челябинск