Профессиональные стандарты для тренера

Тимохина Екатерина Клуб бизнес-тренеров

Говорят, что профессии тренера не существует, поскольку ее невозможно описать. Во всяком случае, невозможно описать требования к людям, принимаемым на работу в качестве «тренера».

Воодушевленные такой постановкой задачи — описать то, чего не существует, несколько тренеров-профессионалов из нескольких стран создали документ, который мы хотели бы предложить вашему вниманию. Кое-где в документе видны натяжки — как следствие стремления уложить в рамки измеримости (столь любимой некоторыми клиентами-менеджерами) поведенческие характеристики. И, конечно же, документ описывает идеал — но только так и можно закрепить стандарты профессионализма. Собственно, в этом и заключается основная идея этого документа — сделать список, сверяясь с которым, тренер может проверить свое соответствие требованиям профессии.

«Профессиональные стандарты тренера — список для проверки»:

Общие комментарии

В стремлении предоставить общие стандарты, мы рассматривали только ту часть работы тренера, которая связана с реализацией программы тренинга. Мы разделили ее на 3 части:

  1. Создание/Адаптация программы
  2. Подготовка
  3. Анимация (проведение)

Программа делится на модули (тематически связанные логически завершенные части) и сессии (периоды между перерывами).

Требования к знанию предмета

Для того чтобы соответствовать профессиональным стандартам, описанным в данном документе, тренер, конечно же, должен овладеть знаниями по предмету, которому он учит. Кроме того, он должен в совершенстве владеть знаниями и прикладными навыками (полученными из обучения, тренинга и опыта) в следующих областях:

— Основы бизнеса
— Постановка задач (бизнес-тренинга)
— Оценка результатов тренинга
— Навыки презентации
— Психология влияния и убеждения
— Фасилитация (ведение группового обсуждения и принятия решений)
— Теория/практика обучения
— Принципы коммуникации
— Навыки самоорганизации
— Принципы креативности
— Знание оборудования и технологии тренинга

1. Создание / адаптация программ

Ответственен ли тренер за создание и проведение новой программы, или только за проведение существующей программы, тем не менее, он должен убедиться, что программа отвечает приведенным ниже критериям.

Профессионально созданная программа включает 5 фаз:

* Оценка потребностей * Разработка концепции * Создание содержания

* Проведение программы * Оценка результатов

А. Оценка потребностей
Перед проведением программы профессионал убедится, что в результате оценки потребностей получены ответы на следующие вопросы:

— Зачем нужна программа?
— Пробелы в каких навыках, знаниях, отношениях заполнит программа?
— Кто был выбран как участник программы?
— По каким принципам?

Б. Разработка концепции
Перед проведением программы профессионал убедится, что:

— Дизайн отвечает потребностям изменений (знаний, навыков, отношений)
— Дизайн определяет, как будут измерены изменения
— Сессии логически взаимосвязаны

В. Создание содержания
Перед тем, как проводить программу, необходимо убедиться, что она содержит:

— Описание логики программы (ответы на вопросы — кто, что, зачем)
— Задачи программы (конкретные цели изменений)
— Структуру и расписание
— Описание ожидаемых ролей (тренер и участники)
— Упражнения на «включение»
— Модули с не более чем пятью ключевыми учебными моментами в каждом
— По каждому модулю объяснение, демонстрацию, упражнение и обратную связь
— Регулярную смену средств/методов обучения
— Использование визуальных средств
— Перерыв как минимум каждые 90 минут
— Подведение итогов и повторение

Г. Оценка результатов
Перед проведением программы профессиональный тренер убедится, что создан цикл оценки эффективности, содержащий:

— Способ оценки компетенции участников по соответствующим темам до тренинга- Способы получения обратной связи в ходе тренинга по интенсивности, соответствию и прикладному значению учебного материала
— Опросник, раздаваемый в конце тренинга для оценки достижения целей тренинга и эффективности тренера
— Способ оценки прикладных аспектов тренинга через 3-6 месяцев после проведения программы


3. Проведение тренинга

А. Этика и отношение.

Тренер-профессионал:

— Знает, в чем состоит миссия его работы
— Понимает, что у каждого свое восприятие и концепция правды и реальности. Поэтому с мнениями и убеждениями участников тренер обращается с тактом.
— Организует упражнения таким образом, чтобы успех мотивировал участников, а неудача была бы только учебным опытом, полезным для личного развития.
— Всегда помнит, что роль тренера — помогать и способствовать развитию участников, а не контролировать и доминировать.
— Этот подход профессионал озвучивает хотя бы раз за тренинг.
— Не использует тренинг как платформу для выражения собственных взглядов, идущих вразрез с целями программы.

Б. Навыки презентации
Тренер-профессионал понимает, что выступление перед аудиторией требует преувеличений: более громкого голоса, большего контакта глазами, более активной жестикуляции.
Голос:

Представляет материал более громким голосом
выделяет паузы
выделяет интонацией ключевые моменты
меняет темп

Глаза:

— Устанавливает контакт глазами со всеми участниками

Тело:

— Использует жесты, соответствующие содержанию
— Использует открытую позу и избегает закрытой
— Избегает маннеризмов

В. Навыки фасилитации (ведения группы)

Тренер-профессионал:

— К концу первой половины дня создает открытую атмосферу. Каждый участник хотя бы раз выразил свое мнение.
— Проверяет понимание, перед тем как ответить на возражение
— Проверяет понимание материала путем вопросов
— Проводит мозговой штурм и собирает мнение участников
— Использует визуальные материалы и визуализирует основные моменты презентаций и групповых работ
— Работая с видео и другой обратной связью, разделяет мотивационную и развивающую обратную связь

Г. Время
Соблюдает оговоренные временные рамки (включая время для вопросов и ответов) — в случае, если ответственность за время не передана группе.