Mini-MBA: прикладная классика

Марина Матафонова Источник: Элитный персонал

На первый взгляд, mini-МВА является укороченным вариантом традиционной программы «Мастер делового администрирования». Но есть и другое мнение: это самостоятельный формат, совмещающий достоинства классического бизнес-образования и тренинга. Если это так, то в чем его оригинальность?

Стандартов нет

Первая отечественная программа mini-МВА заявила о себе в начале 2004 года, после чего вокруг ускоренного бизнес-образования с использованием солидной марки разгорелись горячие споры. Несмотря на скептические оценки, вскоре «краткий курс МВА» в разных видах появился сразу в нескольких школах.

Центр корпоративных стратегий продвигает программу «Стратегическое и тактическое лидерство»: три сессии за 5 месяцев. В Русской школе управления  существует «Бизнес-мастер»: за полгода сдается 6 сессий. Международная академия бизнеса разработала модульные программы, каждая из которых включает 4 курса по 2 месяца. В Открытом университете бизнеса и технологий проводят дистанционное обучение (от 8 до 24 месяцев). Международная школа бизнеса Московской торгово-промышленной палаты назвала свой курс МВА- practice: это 7 ежемесячных сессий по 4 дня и стажировка за границей.

Почему, едва зародившись, новое направление уже приобрело такое многообразие форм? Как известно, дополнительная профессиональная образовательная программа «Мастер делового администрирования (МВА)» реализуется в соответствии с Государственными требованиями, которыми установлен нормативный объем обучения не менее 1000 аудиторных часов продолжительностю не менее двух лет (без отрыва или с частичным отрывом от производства). Выпускникам присваивается квалификация «мастер делового администрирования» и вручается государственный диплом. Тем, кто прошел курс mini-MBA, учебные заведения выдают документы собственного образца: это может быть сертификат, удостоверение, свидетельство или диплом о профессиональной переподготовке. Стандартов ни по содержанию краткосрочных программ, ни по «качеству» выпускников не существует.

Скрещивание форматов

Обучение менеджеров в формате mini-MBA существует в мире уже не первый десяток лет. Оно особенно востребовано в тех странах, где наблюдается всплеск экономической активности. В России потребность в «быстром» бизнес-образовании ощутили всего несколько лет назад. «Чтобы создать своего рода «концентрат» управленческих знаний, из классической программы подготовки менеджеров были убраны такие дисциплины, как статистика, информатика, английский язык, деловой этикет. И осталась жесткая классика от MBA, но в усеченном формате», — описывает замысел разработки новой программы Анастасия Боровская, исполнительный директор Русской школы управления.

По сути mini-MBA является результатом совмещения двух форматов бизнес-образования — традиционной MBA и тренинга. «На рынке, — объясняет Сергей Попов, научный руководитель программы mini-MBA «Стратегическое лидерство» Центра корпоративных стратегий, — существовали двухгодичные программы делового администрирования и краткосрочные тренинги, развивающие отдельные навыки. А между ними — большой разрыв. Возник вопрос: целесообразно ли его заполнять? Оказалось, что спрос есть. Идея заключалась в том, чтобы сохранить базовые дисциплины МВА, но сократить сроки обучения и добавить интерактива».

Как образно сказал руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами Международной Академии Бизнеса Александр Федоров: «Вы приобретаете единый набор качественных инструментов, а не пилу из одного набора и молоток — из другого». Именно поэтому «продавцы» программы позволяют себе пользоваться знаменитой аббревиатурой.

Внутренняя мотивация

Среди основных проблем организаторы «быстрых» программ, не сговариваясь, называют нехватку преподавателей-практиков. «Для качественного бизнес-обучения не подходят ни маститые вузовские профессора, ни опытные консультанты. Нужны менеджеры крупных компаний, которые наряду с хорошим образованием имеют обширный опыт в бизнесе», — утверждает Михаил Морозов, заместитель директора Международной школы бизнеса Московской торгово-промышленной палаты по развитию. К сожалению, далеко не все они обладают педагогической компетенцией. «Тем не менее, существует немало примеров, когда  руководителям предприятий удается совмещать преподавание и бизнес», — отмечает Михаил Морозов.

Как привлечь значимых управленцев к преподаванию? Должна быть глубокая внутренняя мотивация, стремление передать лучшие традиции бизнеса ради достижения в будущем масштабных экономических результатов. Mini-МВА дает возможность реализовать идею наставничества на более широкой публике, жадной до лучшего опыта.

Подготовленные слушатели

Краткосрочные программы своим рождением обязаны специалистам, пришедшим из консалтинговых структур, соответственно, рассчитаны на хорошо знакомую им аудиторию — менеджеров и владельцев малых и средних предприятий.

Допустим, речь идет о большой компании. Есть «зубры», многие из которых уже получили степень MBA, в том числе, в западных бизнес-школах. Есть «молодняк», недавно вышедший из вузов, энергичный, но пока «незрелый». И есть «середина», например, руководители подразделений или региональных центров — люди, уже имеющие существенный опыт. Они стремятся работать эффективнее, но не хватает управленческих знаний. Подняться на новый профессиональный уровень им предлагается с помощью mini-MBA. По крайней мере, учеба обойдется значительно дешевле, а конечный результат (необходимый объем знаний, а также документ, свидетельствующий о повышении квалификации) появится в несколько раз быстрее.

Другая категория потенциальной аудитории — владельцы малого и среднего бизнеса. «Они уже вряд ли станут наемными менеджерами, следовательно, «корочки» для них не самоцель — показывать некому, — рассуждает Анастасия Боровская, — им нужны практические знания, но времени на учебу мало. Они получают необходимую информацию и навыки, причем уже в процессе обучения начинают использовать их в управлении своей компанией».

В рамках одной группы, как правило, собираются слушатели не только из разных регионов и отраслей, но и с неодинаковым уровнем профессиональных знаний. С одной стороны — это хорошо, так как происходит обмен опытом, завязываются деловые контакты. С другой стороны, ввиду краткосрочности  программы создать единую команду из представителей далеких друга от друга сфер — сложно. «В той или иной степени такая проблема будет существовать всегда, — признает Александр Федоров, — Поэтому следует ориентироваться на корпоративные группы, в которых эта проблема смягчена единой политикой в области подготовки персонала. Впрочем, слушатели — менеджеры и бизнесмены — сами по себе люди практичные, они пойдут учиться именно туда, где можно извлечь максимум пользы для себя и своего бизнеса».

Говорить на одном языке

Почти все школы предлагают mini-MBA не только в открытом, но и в корпоративном формате, сфокусированном на особенностях бизнеса фирмы-заказчика. «Надеемся, что слушатели будут достаточно открыты, чтобы решать реальные проблемы своих предприятий с процессной поддержкой преподавателей, — говорит Михаил Морозов. — В связи с этим к плюсам корпоративного формата можно отнести возможность передачи навыков командной работы». Тем не менее, стоит отметить и минус. Это отсутствие возможности во время обучения общаться с коллегами из других компаний и как следствие малая вероятность появления новых бизнес-идей.

В ходе обучения слушатели проводят диагностику состояния своего предприятия или подразделения, разрабатывают рекомендации по совершенствованию структуры управления. Анастасия Боровская подчеркивает: «Mini-MBA позволяет за короткий период обучать большое количество сотрудников или всех ключевых руководителей одновременно. Команда начинает говорить на одном языке, что в свою очередь способствует достижению стратегических целей компании».

Кроме того, направляя на учебу группу, предприятие получает возможность моделировать курс в соответствии со своими интересами. «Для школы важен диалог с компанией-заказчиком, обсуждение ожидаемого результата и требований к обучению», — добавляет Сергей Попов. Выпускной проект в таком случае носит прикладной характер, то есть, может служить полноценным консалтинговым продуктом. В связи с этим фактором, по наблюдениям Сергея Попова, участники имеют особую мотивацию к учебе: «Они не планируют сбежать к конкурентам, а, напротив, — хотят расти внутри родного предприятия».

Массовый «ликбез»?

Mini-MBA не является альтернативой классическому бизнес-образованию. Цель этой программы, по выражению Сергея Попова, — ускоренная массовая ликвидация менеджерской безграмотности. «По некоторым оценкам, нам ежегодно требуется в десять раз больше специалистов с бизнес-образованием, чем выпускают все школы, вместе взятые, так что формат mini-MBA имеет право на существование уже потому, что хотя бы частично удовлетворяет этот спрос. Главное, чтобы качество образования в рамках этих программ было достойным», — отмечает Сергей Попов. Как раз то, что «быстрое» бизнес-образование может быть качественным, еще предстоит доказать. Чтобы оно завоевало авторитет, должно состояться несколько выпусков.

В связи с этим существуют различные мнения по поводу использования приставки «мини». С маркетинговой точки зрения  такое название вряд ли можно считать удачным — у людей, подыскивающих для себя программу, может возникнуть подозрение, что это подделка под МВА. Авторы программ стремятся развеять сомнения. «Я думаю, что перспектива таких курсов вполне определенная: они будут развиваться, находить потребителя, и, несомненно, набирать обороты», — уверена  Анастасия Боровская.

Оптимистично оценивает будущее нового направления руководитель коммерческого отдела Открытого университета бизнеса и технологий Яна Петрушенко: «Спрос на программы mini-МВА постоянно растет. Это связано с тем, что менеджеры заинтересованы в развитии управленческих навыков с минимальным отрывом от основной деятельности. А использование дистанционной формы обучения привлекает практической направленностью, индивидуальным темпом обучения и доступной ценой».

Далее — везде
Год назад в Москве было не больше пяти школ, в основном, выросших из консалтинговых структур, которые предлагали собственные версии mini-МВА. Сейчас таковых можно насчитать около десяти в Москве и не менее двух десятков по всей России, а также в Белоруссии и на Украине.
Кроме расширения географии наметилась и другая тенденция: учебные заведения, в которых преподавалась классическая МВА, начали делать на ее основе краткие варианты. Например, Институт экономики и финансов «Синергия» представил mini-MBA в виде программы краткосрочного повышения квалификации. То есть идея ускоренного бизнес-образования, успешно прижившись на отечественной почве, переживает качественное развитие.