Планируете ли Вы в ближайший год сменить сферу профессиональной деятельности?

Вторник, 31 января, 2023

Праздник для всех

Александр Острогорский

Корпоративный праздник, будь то день рождения компании или стремительно приближающийся Новый год, может стать как отличным способом мотивации, так и источником больших хлопот. Ведь собрать всех сотрудников даже одного офиса в одном месте в назначенное время удается далеко не всегда. Что же в таком случае говорить о том, когда и мест много, и расположены они в разных часовых поясах?

Общее дело

Немало компаний имеют головной офис в Москве или Петербурге, в то время как их многочисленные сотрудники работают в филиалах и представительствах, разбросанных по всей России. Добившись успеха на столичных рынках, большинство организаций ищут для себя новые возможности в регионах. Те, кто встает на этот путь в последние годы, с самого начала готовы решать вопрос трансляции корпоративной культуры внешним подразделениям. Однако задача организации общего корпоративного праздника для всех офисов и представительств выносится на повестку дня далеко не всеми. Вот почему большинство региональных отделений российских компаний празднуют Новый год, самостоятельно договариваясь с местным провайдером event-услуг или по старинке проводя торжество объединенными силами кадровой службы и бухгалтерии.

Например, в сети кинотеатров «Киномакс», по словам заместителя генерального директора Ирины Тумановой, собирать вместе весь персонал в преддверии новогодних праздников руководство пока не пыталось. «Дело в том, что именно в это время наблюдается наплыв посетителей в кинотеатры, – продолжает она. – Как правило, менеджмент компании рассылает именные поздравительные открытки всем сотрудникам сети, объявляет благодарность за успешно проведенный год, а уже руководство кинотеатра преподносит им подарки, выбирая их на собственное усмотрение». В наши дни альтернатив этому проторенному пути достаточно – индустрия праздничных мероприятий активно развивается и организация запоминающегося Нового года для всех отделений компании, включая головной офис, – не такая уж немыслимая вещь. Однако многие предприятия пока не спешат подходить к вопросу с размахом.

Не в последнюю очередь проблема коренится в недоверии региональных и столичных специалистов по персоналу друг к другу, считает Сергей Князев, генеральный продюсер продюсерского центра «КнязевЪ»: «К примеру, убедить московского HR-директора в том, что из подразделения может придти хорошая идея для праздника, иногда оказывается очень сложно. Он опасается: что региону хорошо, то столице скучно». И наоборот, регионы нередко занимают даже более жесткую позицию, потому что боятся дороговизны услуг и уверены, что то же самое можно получить на месте намного дешевле. Во многих городах большое мероприятие готовы себе позволить только крупные предприятия и по очень значительному поводу». Между тем, сложные отношения между региональными и столичными коллегами и есть та проблема, решение которой может быть найдено на общем корпоративном мероприятии.

Все флаги

Естественно, первое, что приходит в голову, – это собрать всех сотрудников непосредственно в центральном офисе. Татьяна Орлова, генеральный директор компании Skyworker, отмечает: «Если необходимо поддерживать фундаментальную идентичность организации, то лучше все-таки провести объединенное торжество. В одной компании, с четырьмя десятками офисов по всей стране, была традиция собирать в Москве активную группу из каждого подразделения, а остальные сотрудники праздновали у себя в регионах. Однако мы предложили пригласить всех. Представители каждого региона получали собственное задание, рассказывали о себе на празднике. Таким образом, у каждого было свое место на нем. Другой хороший формат проведения такого мероприятия – спортивные командные соревнования, особенно если у организации офисов не очень много и они крупные».

Однако далеко не все компании могут себе позволить праздник в столице. «Конечно, нам хотелось бы пригласить всех в Москву и устроить грандиозный корпоративный праздник для всей нашей команды, – рассказывает директор по работе с персоналом группы «АльфаСтрахование» Галина Вайсбанд. – Но так как это идеал, к которому мы все стремимся, я – за «индивидуальные» праздники на местах, которые, тем не менее, учитывают корпоративную культуру компании и имеют, пусть даже формально, общие черты с другими новогодними вечеринками наших филиалов по всей стране».

Верный подход к незначительным на первый взгляд деталям уже приводит региональные мероприятия к общему знаменателю. Галина Вайсбанд замечает: «Во-первых, главным элементом корпоративного праздника является оформление площадки. Оно как минимум должно содержать корпоративные цвета компании. Во-вторых, обязательно нужно поздравить сотрудников филиала от лица руководства, выразить благодарность за вполне конкретный результат работы и пожелать коллегам успехов в будущем году, причем успехов вместе с компанией, которая имеет амбициозные планы на ближайший год. В-третьих, сама атмосфера праздника должна соответствовать корпоративному духу. Например, «АльфаСтрахование» – очень демократичная организация, топ-менеджмент всегда празднует Новый год вместе с сотрудниками, не удаляется после официальной части в VIP-зону. Соответствующим образом должны себя вести и руководители наших филиалов».

Не секрет, что участие представителей управленческого звена в любом корпоративном мероприятии чрезвычайно важно – именно в такие моменты видно, является ли начальник отдела лидером команды или просто механически контролирует выполнение должностных обязанностей сотрудниками. В географически распределенной компании тем более важно установить с помощью руководства общий информационный контекст. Татьяна Орлова подчеркивает: «Например, можно записывать интервью топ-менеджеров из разных отделений и головного офиса и транслировать их во время праздника в каждом офисе». К похожему решению пришли однажды, например, в компании «АНКОР». Елена Елагина, директор сервисного центра «АНКОР» делится опытом этой компании: «АНКОР» сегодня – это 25 региональных офисов, в которых работают более 700 человек, и у нас нет возможности собрать весь коллектив в одном месте. Но сделать это все-таки требовалось. Тогда мы приняли решение о проведении телефонной конференции для всей сети филиалов одновременно, во время которой генеральный директор выступил с 10-минутным обращением ко всем сотрудникам. Сразу после его обращения в каждый из офисов было доставлено по несколько тортов с символикой холдинга, а чуть позднее на внутреннем сайте компании была размещена новость о событии. Таким образом, нам удалось создать ощущение единого праздника для всего персонала. Опыт оказался очень удачным, и мы думаем о том, чтобы повторить его при праздновании Нового года: например, организовать телефонное или видеообращение генерального директора, а также банкет с единой концепцией в каждом из городов».

Делай, как я

Для создания истинно общей атмосферы праздника следовало бы не просто сообщить всем сотрудникам компании, что праздники похожи, но и дать участникам возможность убедиться в этом лично, увидеть и прочувствовать единое корпоративное пространство. Для этого нужно решить вопрос не просто об организации праздников в каждом отдельно взятом офисе, но и реализовать связь между ними. Речь идет уже об обмене не только приветствиями, но и всей информацией, которую сегодня возможно передать с помощью современных технологий. Примеров таких проектов пока не много, но в будущем корпоративный Новый год в Барнауле с телемостом из Москвы, Шанхая и Краснодара будет привычным делом.

Александр Поляков, коммерческий директор компании Team Systems, отмечает: «Такое празднование имеет смысл при общей идее, которая доносится до всех сотрудников. При этом есть два варианта организации. Первый – устраивать торжество во всех офисах в одно время. Тогда нужна аудио или видеотрансляция через Интернет или спутник – сейчас это вполне возможно. Второй вариант – ступенчатый: сначала праздник проходит в одном филиале, потом в другом и т.д. Тогда праздник в одном филиале записывается на видео, делаются фотографии и все это перемещается в следующий город. Завершается он, как правило, в Москве или Санкт-Петербурге. Этот вариант особенно хорош, если представительства расположены в разных часовых поясах». Объединяющий эффект от такого праздника может быть очень сильным, но, разумеется, его подготовка займет больше времени, сил и средств. Заметным этапом становится предварительная оценка затрат на проведение мероприятий, которая проводится компанией-провайдером на местах празднования, причем зачастую эта процедура оплачивается заказчиком отдельно, так как она предполагает разъезды и другие траты.

Принципиально важно и еще одно обстоятельство – в состоянии ли компания-провайдер обеспечить одинаковое качество мероприятий в каждом из отделений. Ведь если у сотрудников создастся ощущение, что главное событие состоялось в Москве, а до региона дошли лишь его отголоски, то результат окажется противоположным желаемому. Хорошо, если у организатора праздника есть свои отделения в тех городах или регионах, в которых находятся и офисы компании-заказчика. Тогда относительно легко будут преодолены проблемы логистики, в противном случае, замечает Александр Поляков, их либо придется решать провайдеру за собственный счет (что увеличит конечную стоимость услуги), либо заказчику потребуется принять, разместить и обеспечить питание ведущих, артистов и т.д. Отдельным вопросом при праздновании Нового года всеми офисами сразу становится распределение не только подарков, но и бюджетов. Должно ли все торжество финансироваться из средств центра или каждое мероприятие должно быть оплачено на месте? Или, например, разработку концепции праздника столичным провайдером оплачивает головной офис, а проведение его на местах – регионы? Если организация праздника – полностью инициатива местного руководства, то он и финансируется из соответствующих источников. Так, например, принято в группе «АльфаСтрахование». «Как правило, бюджет на праздники выделяется из бюджета филиалов. Руководителям на местах вполне по силам организовать качественный праздник для сотрудников в рамках этих статей расходов», – объясняет Галина Вайсбанд. Если же компания задается целью организовать общий праздник для филиалов и центра, то следует принимать в расчет не только вопросы финансовой дисциплины, но и удобство взаимодействия с провайдером. Александр Поляков замечает: «Когда бюджет общий, работать с заказчиком проще. Если же заключаются несколько параллельных договоров с каждым отделением, это тормозит процесс, хотя ничего недостижимого нет и в этом случае».

В конечном счете, не так уж важно – будет ли праздник проведен с использованием последних достижений в области телекоммуникаций или скромно и по-домашнему. Главное – никого не забыть, ни одного, даже самого маленького отделения в самом скромном по уровню продаж регионе, каждому сотруднику дать возможность отпраздновать Новый год и каждого искренне с ним поздравить.

Проведите 6 и 7 апреля с пользой для будущего образования и будущей карьеры!

Вас ждут интересные интерактивы на каждой площадке, насыщенная концертная программа и информативные встречи с представителями образовательной сферы.