Заточить знания персонала под потребности конкретного бизнеса призвано корпоративное обучение. Оно не только активно набирает обороты, но и растет качественно — интегрируется в консалтинг и переходит в среднесрочный формат.
Сентябрь — начало учебного года и для преуспевающих взрослых: бизнес-школы и обучающие центры объявляют наборы слушателей. Так, открыт первый набор на программы МВА Института управления и предпринимательства УрГУ, очередные — идут в Бизнес-школе технологий менеджмента УГТУ и Урало-Сибирском институте бизнеса.
Ужесточая требования к компетенции участников рынка, экономика стимулирует спрос на дополнительное образование, заставляет бизнес искать пути повышения профессионального уровня сотрудников. Спроси руководителя любого предприятия, от металлургического завода до гостиницы, с какими проблемами в бизнесе он сталкивается, — каждый первый укажет на нехватку кадров. Поинтересуйся, как он решает эту проблему, и каждый второй ответит — готовим сами. Качество государственного образования не отвечает рыночным требованиям. Ему недостает гибкости, связи с практикой. Предприниматели пытаются заточить знания дипломированных специалистов и свои собственные под конкретные потребности растущего бизнеса.
Сегодня рынок
Модно и практично
Корпоративное
В целом по России корпоративный сегмент
В чем причина популярности корпоративного обучения?
Решаем на берегу
Незнание рынка и немотивированный спрос — когда предприниматель не представляет, чему и у кого следует учить работников, а главное, каких результатов ждать на выходе — чреваты неэффективной тратой времени и денег. Если не загружать специалиста работой в соответствии с его новыми знаниями, они со временем просто устареют. Или работник уйдет, помахивая дипломом, к конкурентам.
Участники рынка советуют: в первую очередь следует определиться с целями обучения. В зависимости от этого выбирать оптимальную схему учебы — внутри компании или вне ее.
Первый сценарий — создание обучающих центров и корпоративных университетов. Они хороши, если надо быстро дать знания и привить определенные навыки большому числу рядовых сотрудников (официантов, продавцов, крупье, механиков). Такую схему практикуют, как правило, крупные компании непроизводственной сферы. Примеры в Екатеринбурге показали компания «Малахит» (индустрия развлечений, ресторанный бизнес), «Тойота Центр Екатеринбург Восток» (автосалон), сеть магазинов «Купец» (торговля).
Второй сценарий — обращение к услугам специалистов: бизнес-школ, центров обучения, независимых тренеров и консалтинговых компаний. Он целесообразен, если требуется повышение уровня образования менеджеров среднего и высшего звена или попросту нет собственного учебного центра. Здесь есть два варианта — кратко или среднесрочная программа.
Комментирует Александр Гусев, директор центра «Бизнес-развитие»:
— Доля краткосрочных программ
Директор компании «Академия лидерства» Артем Верховский, напротив, ратует за среднесрочные программы:
— Среднесрочное корпоративное обучение помогает вывести предприятие на качественно новый уровень. Долгое время услуги консалтеров и обучающих фирм подразумевали проведение двух-трехдневных тренингов, во время которых консультанты объясняли, как можно улучшить работу предприятия, избежать ошибок. Но рассказать и внедрить — это большая разница. Сейчас актуальны услуги специалистов, которые могут провести диагностику компании, предложить и практически внедрить инструменты улучшения работы.
Однако качественное обучение заключается не только в том, чтобы дать инструментарий, рассказать
Много, но мало
На первый взгляд, предложений на рынке много, но о массовости качественных услуг корпоративного образования говорить пока преждевременно. Сегмент в стадии формирования. Практически каждая обучающая компания ведет корпоративные программы в рамках своей компетенции. Претерпевает изменения тематика обучения. «Еще
Все игроки рынка, однако, единодушны: образование становится комплексным, работодатели понимают, что обучение сотрудников — один из важнейших элементов развития бизнеса. Следовательно, подходить к нему нужно стратегически: не только восполнять пробелы в знаниях одного-двух работников, но и дотягивать до нужного уровня весь коллектив, постоянно отслеживая потребности персонала в обучении. Спрос, таким образом, изменяется в сторону, во-первых, повышения интереса к среднесрочным программам, а во-вторых, формирования интегрированного запроса на услуги в сфере обучения и консалтинга.
Следствие для игроков — сращивание функций и тематическая специализация. Изначально консалтинг подразумевал только диагностику и решение конкретных бизнес-проблем, сегодня при крупнейших консалтинговых компаниях региона успешно действуют обучающие центры. Так, компания «Активные формы» и «ФИНЭКС» оказывают услуги в сфере управленческого и финансового консалтинга, проводят соответствующее обучение, компания «Грин Стрит» — специализируется на обучении и консалтинге по управлению проектами. В свою очередь школы и институты бизнес-обучения перед тем, как предложить программу обучения, «подгоняют» ее под требования заказчика, проводят диагностику проблем предприятия, выявляют, чему и как надо учить.
Рассказывает Лариса Малышева:
— Сегодня корпоративное обучение отличается направленностью на решение проблем конкретной организации: происходит сращивание услуг консалтинговых фирм и бизнес-образования. За рубежом подобные технологии называются «Learningbydoing — обучение действием», у нас все чаще используется термин «трансфер технологий». Суть в том, что изначально проводится анализ проблем и диагностика потребностей в обучении, затем разрабатываются программы, предполагающие теоретическую (технологию решения подобных проблем) и практическую (их решение силами обучающихся) составляющие. В отличие от консалтинга, задачу решают не сторонние специалисты, а собственные сотрудники. В отличие от образовательной услуги — это конкретная задача данного предприятия.
Качество и доверие
Игроки рынка прогнозируют дальнейший рост корпоративного сегмента бизнес-образования. Ольга Жигальцова:
— Руководители стремятся повышать квалификацию сотрудников, переводя обучение от разового события к регулярному процессу. Под образование выделяется отдельная строка в бюджете, обучение планируется уже на длительный период. И главное: сформировалось понимание, что выстраивать обучение необходимо в рамках стратегии компании, формировать те профессиональные компетенции у сотрудников, которые позволят решать стоящие перед предприятием задачи. Добиться результатов может только та компания, которая заботится о повышении квалификации всего коллектива, всех своих работников. Руководители предприятий понимают: единый формат работы, единое понимание стратегий развития бизнеса и места на рынке, единая корпоративная культура необходимы. Рынок адаптируется под изменившиеся требования клиентов — уже сейчас большинство крупных учебных центров Москвы почти полностью перешли на обслуживание корпоративных клиентов. То же через несколько лет произойдет и у нас.
Таким образом, продолжится процесс интеграции консалтинга и бизнес-обучения. Укрупнение игроков и возрастающая конкуренция будут способствовать повышению качества образовательных услуг. Следствием этого станет рост доверия предпринимателей к корпоративному обучению, постепенный переход к более системному (более длительному и дорогому) образованию сотрудников в рамках среднесрочных программ. Уверившись в качестве образовательных услуг, руководители предприятий начнут активнее инвестировать в обучение собственных сотрудников.
Найти и удержать
И работодатели, и руководители обучающих центров сходятся во мнении: на рынке труда цена сотрудника, прошедшего дополнительное обучение, резко возрастает. Как сделать так, чтобы он не ушел к конкурентам?
Григорий Листик, директор компании «Листик и Партнеры»:
— Если работники, получив дополнительное образование за счет фирмы, в конечном итоге уходят из нее, значит, в компании есть проблемы с мотивацией. Чтобы не тратить деньги впустую, необходимо заинтересовать их как морально, так и материально. Для подстраховки можно заключить с сотрудниками ученический договор: компания оплачивает обучение, они в свою очередь
Александр Рашковский, соучредитель ООО «Воздух»:
— В бизнесшколах обучаются только наши
Елена Пятникова, директор центра «Корпоративные стратегии обучения»:
— Мне не всегда ясны мотивы компаний, которые посылают своих сотрудников в бизнес-школы. Это действительно чревато уходом обученного специалиста. Гораздо выгоднее организовывать внутрикорпоративное обучение. Это повышает ценность сотрудника для конкретной компании, но не дает ему преимуществ на общем рынке кадровых ресурсов.
Подготовила Вера Морозова
Смотрите так же: Корпоративное бизнес-образование на Урале 2006