К подлинным бизнес-школам в России можно отнести всего пять

Владимир Ромашов Источник: Известия

О проблеме, связанной с профессиональной подготовкой руководителей, именуемой «проблемой бизнес-образования», писали и еще будут писать. Хотя объективно такой проблемы не существует. Есть проблема квалифицированного выбора, который возникает у потребителей бизнес-программ.

Какими критериями пользуется россиянин при выборе школы бизнеса (оговорюсь сразу: здесь имеются в виду бизнес-школы, дающие системное профессиональное образование в области управления). Как правило, набор невелик: 1 — доверие учебному заведению, который окончил раньше (возможно, по другим программам); 2 —рекомендации знакомых; 3— отбор по принципу «все туда идут»; 4—под действием рекламы. Наверняка читатель задастся вопросом: «И что же здесь плохого?» Поясняю:

1. Сегодня только крайне щепетильные к своей репутации вузы или абсолютно ленивые не создали кафедры менеджмента. Однако подлинных бизнес-школ от этого в России не стало больше. Подлинные — это отвечающие мировым требованиям к бизнес-школам, аккредитованные в законных центрах аккредгаации. Учитывая, что в мире существует всего 3 центра аккредитации (Федеральное агентство по образованию РФ (бывшее Министерство образования) не входит в их число), то к подлинным бизнес-школам в России можно отнести всего 5 образовательных учреждений. Причем работают они в прямом партнерстве и часто под программным контролем зарубежных школ бизнеса, имеющих признанную в мире аккредитацию. Читатель сам может сделать выводы о возможности доверять традиционным учебным заведениям в собственном управленческом развитии, когда узнает, что только вузов в России больше 900.

2. Поскольку все люди разные, то при определении мнения других о качестве бизнес-школы желательно выяснить, что реально им дала эта школа для их профессионального управленческого развития. Профессиональная компетентность руководителя складывается не только из знаний. Важными факторами являются развитые способности к управлению и наработка опыта применять знания и способности в собственной управленческой практике уже в процессе обучения. Исходя из этих требований, определиться с практической отдачей программ бизнес-развития достаточно легко.

Сомневаюсь, что стадное поведение, которому подвержена толпа, является квалифицированным критерием выбора бизнес-школы. Человек разумный, тем эолее руководитель, должен отличаться от толпы хотя 5ы наличием логики при выборе и бизнес-школы, и программы своего управленческого развития.

3. Реклама—это особая тема для России, и поведение дельцов в сфере бизнес-образования ничем не отличается от поведения оных в других сферах деятельности. Есть специальная тренировка на внимательность, в результате которой человек начинает легко отличать рекламу от пропаганды. Любой потребитель, на которого воздействуют рекламоносители, должен знать, что подлинная реклама рассказывает о существующих свойствах товара (в том числе и о программе профессиональной подготовки руководителей), а пропаганда обращается к чувствам людей, побуждая их к действию по иным причинам. Другими словами, настоящая реклама рассказывает о том, что действительно существует (в виде действительных и легко проверяемых характеристик рекламируемого товара), а пропаганда рассказывает о том, чего нет! Заявляемые в рекламных носителях качества бизнес-программ (соответствие мировым требованиям, самые востребованные в России, лучшие преподаватели и тренеры и т.п.) требуют тщательной проверки.

Как видно, проблема выбора реальна, и широта ее распространения в потребительской среде зависит, прежде всего, от того, действительно ли человек, который решает связаться с программой бизнес-образования, хочет повысить свою профессиональную управленческую компетентность или просто получить очередную «бумажку» (есть и такая категория — любители накапливать красивого цвета дипломы и сертификаты). Тогда проблема из разряда «неосознанной угрозы» легко структурируется в серию последовательных задач выбора.

Автор: Владимир Ромашов, профессиональный консультант по управлению