Бизнес-образование: пора обобщить опыт

Юлия Беловицкая Источник: Элитный персонал

В бизнес-школы пришли учиться менеджеры нового поколения: они по собственному опыту представляют, что такое рыночная экономика и уже владеют основными знаниями в своей профессиональной сфере. Что нового предлагает им российское бизнес-образование сегодня? Об этом говорят участники нашего круглого стола.

Мыслить глобально

Российская экономика 90-х годов остро нуждалась в популяризации новых методов управления, от которых зависело выживание целых предприятий. Удовлетворить эту потребность были призваны бизнес-школы — именно они помогали адаптироваться в рыночных условиях и руководителям с большим опытом, и новоиспеченным бизнесменам. Стабильная ситуация в стране за последние годы принесла свои плоды: увеличилась доля компаний с профессионально налаженным менеджментом, улучшилось восприятие предпринимательской деятельности обществом в целом.
В настоящий момент бизнес-образование выступает уже не в роли «ликбеза», а в качестве действительно высшей школы, призванной посвящать в секреты мастерства, учить побеждать в борьбе, где конкурируют не ресурсы, а идеи. «Независимо от специализации программы МВА, основная миссия бизнес-образования заключается в том, чтобы научить слушателей мыслить глобально, то есть уметь охватывать все аспекты, смотреть на решаемую проблему не оторванно, а в рамках окружающей среды, связей и обстоятельств», — говорит Наталия Малюта, заместитель директора Банковского института ГУ — ВШЭ. Она подчеркивает, что совершенствовать креативное мышление, умение оценить ситуацию, адаптироваться и найти верное решение возможно только с учетом практического опыта. Поэтому именно практическое содержание остается одной из главных задач бизнес-образования.

Успешно общаться

Аудитория российских бизнес-школ более чем на две трети состоит из экономистов и выпускников технических вузов. Они успешно осваивают блок экономических дисциплин, но большинству из них не хватает коммуникативных навыков и знаний в области психологии управления. «Наряду с развитием навыков стратегического управления и видения будущего компании и отрасли в целом, бизнес-планирования и антикризисного управления, обязательно развиваются навыки публичного выступления, командообразования и лидерства, управления человеческими ресурсами и мотивации персонала. На данный момент это не менее востребованные области знаний, — рассказывает Анна Мустафина, заместитель директора по маркетингу Института магистерской подготовки МЭСИ. — Современная психология управления обязательно включает конфликтологию и коммуникационный менеджмент, обеспечивая устойчивую психологическую базу для будущего руководителя».
Однако недостаточно владеть суммой психологических знаний и коммуникативными навыками. «Нам надо менять наш менталитет, сложившийся за десятилетия советской власти, — говорит Владимир Пинаев, директор программы МВА Высшей коммерческой школы. — Это очень сложная задача. В конце концов, удачные контракты заключаются только между доверяющими друг другу партнерами».
Необходимость открытости в деловых отношениях подчеркивает Наталья Малюта: «Успешный бизнес построен на доверии, поэтому бизнес-образование призвано научить правильно выстраивать человеческие отношения с коллегами и партнерами. По словам Наталии Малюты, в вопросах корпоративной культуры, создания благоприятной атмосферы и мотивирования сотрудников с точки зрения морального удовлетворения нам есть чему поучиться у западных компаний.
О доверии как главном принципе построения отношений в своей команде говорит Владимир Туманов: «Раньше структура управления производством напоминала ситуацию в армии: приказы спускались сверху, а предложения с трудом попадали к руководству. Теперь же можно добиться оперативного управления, выстраивая отношения на доверии к членам своей команды. Грамотный руководитель умеет объединить неординарных людей, способных вместе вырабатывать новые оригинальные идеи». Этот принцип все шире распространяется в российском бизнесе, поэтому талантливый руководитель сегодня — это умелый психолог, способный найти подход к каждому сотруднику.

Стать собственником бизнеса

Могут ли программы МВА способствовать увеличению числа владельцев бизнеса? «Когда выпускники бизнес-школ открывают свой бизнес, они понимают, что готовы к этому, способны руководить и принимать решения. Таким образом, наличие хороших управленческих знаний способствует возникновению новых собственников», — считает Владимир Пинаев. Естественно, сам по себе диплом МВА не гарантирует, что его владелец способен блестяще вести собственный бизнес.
 «Бизнес-школы активно развивают программы со специализацией в области стратегического управления и лидерства, которая актуальна, прежде всего, для собственников компаний, — рассказывает Александр Чеканский, профессор Института бизнеса и делового администрирования АНХ. — Также большие перспективы у программ, посвященных управлению стоимостью компаний, так как они затрагивают интересы владельцев и акционеров». Кроме того, о заинтересованности собственников в получении бизнес-образования отчасти свидетельствует тот факт, что к настоящему времени возросла популярность программы Executive MBA.

Быть лидером

За последнее время спрос на управленцев качественно изменился: работодатели хотят видеть не просто топ-менеджеров, а лидеров с сильным командным потенциалом. Соответственно, задача бизнес-школ — ориентироваться на запросы компаний. «Сейчас рынок бизнес-образования активно сегментируется, программы МВА имеют разные специализации. Это говорит о том, что бизнес-школы в своей деятельности ориентируются на удовлетворение потребностей предприятий, учитывают их интересы», — говорит Владимир Пинаев.
В частности, программы Executive МВА нацелены на воспитание лидерских качеств: на занятиях развивается способность принимать решения, брать на себя инициативу, сплачивать вокруг себя команду. «В современном бизнесе побеждают команды, возглавляемые лидерами, — утверждает Владимир Пинаев. — Задача такого руководителя — предвидеть перспективы развития, определять решающую миссию команды и добиваться реализации этой миссии».
Формирование среднего класса является глобальной задачей для российского общества в целом. И бизнес-образование играет в этом одну из самых важных ролей: обучает менеджеров среднего и высшего звена, воспитывает собственников, которые будут двигать экономику вперед. «Задача бизнес-школ — это подготовка универсальных менеджеров, профессионалов, владеющих новейшими методами и навыками управления, знакомых с практикой ведущих международных корпораций. Сейчас российской экономике не хватает именно таких людей — способных четко и последовательно вести бизнес, вносить свой вклад в развитие страны», — считает Анна Мустафина.

Обобщить российский опыт

«Продвинутые» российские работодатели в требованиях к соискателям все чаще указывают наличие степени МВА, и дипломы ведущих отечественных бизнес-школ воспринимаются как подтверждение высокого уровня квалификации топ-менеджеров. «Для программ МВА по-прежнему остается важной задача акцентировать внимание на российской специфике ведения бизнеса и общения, поскольку наши школы должны прежде всего растить менеджеров для России», — говорит Наталия Малюта.
С другой стороны, перед отечественным бизнес-образованием стоит задача добиться признания квалификации наших специалистов у западного бизнес-сообщества, что возможно только за счет повышения качества обучения. Эта проблема решается комплексно. Во-первых, каждая школа озабочена созданием профессиональной преподавательской команды. «Читаемые курсы должны быть предельно практикоориентированными, поэтому очень важно совмещение преподавательской деятельности с практическим консалтингом, — считает Александр Чеканский. — Ведущие бизнес-школы стремятся собрать коллектив из лучших преподавателей не только Москвы, но и России, и даже всего постсоветского пространства». Вторым аспектом повышения качества является более требовательный подход к слушателям. По словам Александра Чеканского, обязательно проведение конкурсного отбора при зачислении в школу и повышение требовательности к тем, кто уже поступил на программу.
Еще одна неизменная функция бизнес-образования, по мнению Владимира Туманова, директора Международного института менеджмента ЛИНК, заключается создание коммуникационной среды. «Любому студенту или выпускнику программ МВА, а также преподавателям и бизнесменам чрезвычайно важно иметь возможность постоянно общаться в сфере профессионалов. И именно бизнес-школы содействуют формированию этой информационной среды», — говорит он.
Отдельной задачей бизнес-школ является расширение международных связей. Зарубежные стажировки полезны и преподавателям, и студентам. «Перспективным представляется создание совместных программ, позволяющих проводить модули в разных странах», — считает Александр Чеканский. По мнению Владимира Туманова, российским бизнес-школам пока не хватает навыков самопрезентации. «Не нужно стесняться представлять свои программы в международных организациях, таких как AMBA, EFMD или AACSB. У нас есть хорошие школы, и чем больше будет аккредитованных программ, тем выше будет признание нашего бизнес-образования за рубежом», — говорит он.
Таким образом, изначальная идея обучения по программам МВА заключается в развитии управленческого мышления за счет наработки и обобщения практического опыта. Как ни странно, но к реальному осуществлению этой задачи наши бизнес-школы подошли всего несколько лет назад, постепенно избавляясь от влияния академической традиции. Особенность настоящего момента заключается в том, что бизнес-обучение стало подниматься на новую ступень — от ликвидации экономической безграмотности среди менеджеров к воспитанию нового поколения лидеров.