Учиться, чтобы дышать

Наталья Петровичева Источник: Коммерсантъ

Обучение сегодня это одновременно и роскошь, и насущная необходимость: хорошее образование получить не так просто, а без него невозможно устроиться на стоящую работу. В бизнес-среде успех на рынке зависит прежде всего от способности компании учиться и реагировать на изменения быстрее, чем конкуренты. Именно поэтому главный капитал в современной экономике – это знания. Стремительно меняются технологии, постоянно внедряются инновации, совершенствуются производственные процессы, расширяется спектр предоставляемых товаров и услуг. На первый по значимости уровень выходят взаимодействие с клиентом и качество продукта. Только работа на опережение позволяет достичь успеха. Соответственно, постоянная готовность к изменениям и, как следствие, непрерывное обучение с акцентом на развитие способности учиться является залогом процветания и долгожительства в современном мире.

Сегодня борьба за таланты между работодателями – реалия нашей жизни. И люди, которые обладают знаниями и способностью постоянно учиться, наиболее востребованы на рынке труда. Таким образом, талант сам выбирает, на кого работать, в какой компании можно в полной мере раскрыть свой потенциал и научиться чему-то новому. Соответственно, компания, которая хочет не только привлекать, но и удерживать лучшие кадры, должна создавать такие условия, при которых сотрудники будут чувствовать свою востребованность, смогут непрерывно пополнять багаж знаний и умений, обогащаясь как профессионально, так и личностно. В свою очередь, «обучающиеся» организации преуспевают в реализации своих стратегических целей за счет накопления, обмена, сохранения и приумножения знаний. В этом и заключается взаимный интерес компании и работника.

Немаловажным звеном в этой цепочке являются высшие учебные заведения – основные поставщики молодых кадров для бизнеса. И здесь актуальна проблема взаимодействия академического и коммерческого миров. В парадигме заказчика-поставщика представления об «идеальном продукте» зачастую различаются. В академической – университетской – среде по-прежнему взращиваются теоретики, будущие научные сотрудники, специалисты широкого профиля, исследователи, философы, романтики, проводящие в «читалках» все свободное время. Бизнес же прагматичен. Требуются практики, обладающие деловой хваткой, определенным «полевым» опытом, готовые быстро встроиться в реальную работу. Но сама природа университета отлична от бизнес-среды. Университеты ведут исследовательскую работу и производят интеллектуальные продукты, на которые не всегда есть заказчик на рынке в традиционном понимании. Академические работы в сфере изучения культурного наследия, истории, философии, религии и сегодня являются одной из задач университетов и нуждаются в финансировании. Недостаточное же финансирование со стороны государства на фоне повышенного спроса на качественное образование во многом определяет то состояние стресса, в котором находятся сегодня российские университеты.

Но пропасть не столь велика, и наблюдается взаимное встречное движение. Речь не идет о полном слиянии университета и бизнеса – необходимо искать точки соприкосновения и пути взаимовыгодного сотрудничества. Адаптация учебных программ к современным реалиям со стороны вузов, финансирование обучения студентов и исследований со стороны бизнеса не только повышают взаимозависимость, но и ведут к гармонизации интересов этих двух структур. Учитывая разность целей и задач, невозможно достичь идеального соответствия, и бизнес сам заполняет эту нишу. С его участием создаются корпоративные университеты и учебные центры внутри компаний, нацеленные на восполнение недостающих знаний и навыков у молодых специалистов.

Что же современная компания ищет в выпускниках вузов? Прежде всего это потенциал, желание и готовность развиваться, расти как профессионально, так и личностно, также ценится внутренний «драйв», умение ставить и решать амбициозные задачи. Например, «Шелл» использует три основных критерия при отборе студентов. Это, во-первых, способность к интеллектуальной работе и принятию взвешенных решений, то есть умение добывать, анализировать, структурировать информацию, прогнозировать последствия, оценивать реальные и потенциальные возможности и риски… Во-вторых, работодатель оценивает готовность соискателя ставить перед собой задачи и достигать результат. Важно, чтобы деятельное начало не уступало мыслительному. И, наконец, необходимое условие – умение выстраивать взаимоотношения с клиентами, коллегами, поставщиками и т. д.

Все три параметра равнозначны, то есть имеют одинаковый вес при принятии решения о найме молодого специалиста, нацеленного на карьеру в концерне «Шелл». Очевидно, что, обладая этими качествами, человек способен быстро адаптироваться в незнакомой среде, получить необходимые знания и навыки и на этой базе создать нечто новое.

Приходя на работу, выпускник, имея академические знания в определенной области, сразу же погружается в новую «учебную» среду – более концентрированный раствор корпоративных стандартов, технологий, норм, ценностей, правил поведения. И все это необходимо усвоить в очень сжатые сроки. Хорошо, если есть формальный курс для адаптации новичков… Но чаще всего обучение происходит на собственном опыте, методом проб и ошибок, количеством набитых шишек.

Во многих компаниях существуют программы, нацеленные на «ввод новобранцев в строй». Так, в «Шелл» существует программа «Развитие» для выпускников вузов. Она включает в себя совокупность различных элементов: обучение на рабочем месте, коучинг, наставничество, формальные тренинги, дистанционные курсы и т. д. Основной задачей программы является развитие будущих лидеров концерна за счет формирования и совершенствования профессиональных и лидерских компетенций. Инвестируя в будущее молодых специалистов, концерн инвестирует в свое собственное будущее, обеспечивая преемственность при смене управленческих поколений.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что постоянное обучение и использование полученных знаний на практике является необходимым условием для выживания и самореализации не только сотрудника, но и компании. Обучение и развитие – это кислород, это непрерывное движение вперед, старт которого берется с рождения, а финишной ленточки и возможности почивать на лаврах просто не существует.

Автор: Наталья Петровичева, менеджер по персоналу»Шелл», Россия