Выбираем бизнес-школу своей мечты

Источник: MBAConsult

Надеюсь, мой опыт выбора из нескольких сильных программ поможет другим аппликантам, которые находятся в такой же ситуации. В процессе принятия решения я выяснила, что студенты и выпускники, которые столкнулись с подобной дилеммой, имели под рукой лучшие источники информации. Таким образом, я бы порекомендовала вам общаться как можно больше с разными людьми перед тем, как принять решение.

Честно говоря, я вообще не надеялась на удачу и не рассчитывала поступить ни на одну из выбранных мною программ. Я думала, что львиная доля моего успеха в поступлении обусловлена тем, что я могу убедить себя, что каждая программа по-своему хороша для меня, а мои эссе раскроют заинтересованность в программах и их понимание. Позже, когда мне пришлось делать выбор, я поняла, что уже порядком привязалась к каждой школе, и мне было очень сложно отказаться от какой-либо программы.

Главным образом, мой выбор определял интерес к Восточной Азии и желание вернуться в регион сразу после окончания школы. Я разговаривала с выпускниками школ и, выяснив, что они намерены делать через 5, 10, 20 лет после окончания школы, попыталась в этом контексте взглянуть на себя через 10 лет. Сначала я выбирала между Columbia и Wharton/Lauder. Хотя отказаться от Columbia было очень нелегко, но программа Wharton/Lauder предлагает внимание к регионам. И, кроме того, я убедилась, что сеть выпускников в Восточной Азии весьма сильная.

За сутки до того, как я получила ответ из Wharton, пришли вести из Yale SOM. Я отдавала предпочтение этой программе потому, что Yale имеет тесные связи со странами Восточной Азии, в которых я как раз и заинтересована. Репутация или, как принято говорить, брэнд Wharton, нетворкинг и приоритеты Lauder, однако, затмили в моих глазах достоинства Yale. Другой аспект, который казался мне особенно важным, — более душевная атмосфера программы Yale. Мне удалось это почувствовать во время неоднократных посещений школы, но, несмотря на всю свою привлекательность, этот фактор не играет решающей роли в процессе принятия решения. Другой очень значимый момент – численность сети выпускников. Крупные школы, например, HBS или Wharton, каждый год выпускают по 900 человек. Если у школы есть возможности и бренд, чтобы сделать своих выпускников влиятельными в мире бизнеса, то, по-моему, чем больше выпускников, тем лучше.

Когда я получила приглашение из HBS, дела стали еще хуже. Около двух недель я буквально разрывалась между Wharton и HBS. Почти месяц я встречалась и разговаривала со студентами и выпускниками этих школ. Особенно было полезно поговорить с теми, кто прошел такой путь – через выбор Wharton вместо HBS или наоборот.

Я должна была взвесить все последствия моего отказа от структурированного языка программы Lauder. Я чувствовала определенную опасность в том, что, отказываясь программы, которая идеально мне подходит в пользу той, где придется выработать свои собственные языковые возможности обучения и создать региональную сеть контактов. (Lauder предлагает уникальную поддержку, вводя вас в группу из 10-12 человек, которые работают в том регионе, в котором заинтересованы и вы).

Прежде чем, я буду рассказывать дальше, позвольте мне заметить, что личный фактор во многом определил мой выбор между Wharton и HBS. Обе школы могли бы предоставить мне превосходное образование и помочь в достижении профессиональных целей. Процесс прохождения интервью в HBS оказал на меня огромное влияние. Мой интервьюер был одним самых влиятельных людей, которых я когда-либо встречала, одним словом, настоящий руководитель мирового класса. После интервью я поняла, что поступление в HBS станет проверкой моих способностей, потому как я с большим уважением относилась ко всему, что бы ни сказал обо мне интервьюер. Хотя я понимала, что интервью – это лишь капля в море, но для меня это было очень важно. Я чувствовала, что интервьюер способен оценить меня и мой потенциал. Ни одно другое интервью, за исключением Wharton, конечно, не произвело на меня такого впечатления. Может показаться странным, но после того, как меня приняли в HBS, я почувствовала ответственность за обучение в этой школе.

В итоге, я пришла к выводу, что слишком ценю преимущества HBS и не готова отказаться от них в пользу Lauder. Несмотря на то, что я знала, насколько сложно мне будет выработать свои собственные языковые возможности обучения, я была уверена, что смогу компенсировать утрату Lauder трудом и самодисциплиной.

Наконец, мне хотелось бы сказать пару слов о бренде и репутации школы, о том, как я учитывала их при принятии решения. Когда около двух лет назад я впервые начала готовиться к поступлению, я думала, что главный критерий в выборе школе – ее «пригодность». Теперь у меня другой взгляд на этот вопрос. Бренд или репутация школы и то, как она может помочь вам, — лишь компоненты ее пригодности. Когда вы имеете дело с неизвестными школами, этот фактор роли не играет, а вот когда вам приходится сталкиваться с очень сильными брендами, вы понимаете, что крайне сложно предпочесть «пригодность» бренду.

Единственное, что помогло мне в выборе, — это взгляд на мою жизнь с точки зрения десятилетней перспективы. Сравнивая учебные планы школ, я не могла убедить себя, что через 10 лет разница в них будет иметь значение. Многие говорили мне, что я могу получить «лучшее» образование в Wharton. Я понимаю, что network и бренд вашей школы будет куда важнее, чем особенности академической программы. Пожалуй, network и репутация – это то, что вы не в силах изменить, в отличие от учебного опыта.

Несмотря на то, что Wharton имеет отличную репутацию, лично для меня нетворк и бренд HBS играет более важную роль. Мне также пришлось анализировать значимость этих факторов в региональном контексте. Если вы рассматриваете бренд и репутацию, будьте уверены, что вы способны определить их значимость с точки зрения вашего будущего. Мне довелось встречать людей, которые заявляли: «Ну, с репутацией школы Х ты ничего не поделаешь». Это так, но я знаю, насколько важна репутация и как она сможет вам помочь. Я должна также заметить, что меня особенно привлек case method. Мне кажется, что он будет весьма полезен для моего личного развития.

Сказав все это, надеюсь, вы сделаете правильный выбор. Обучение в бизнес-школе – это и вложение в будущее, и лучшее время вашей жизни. Удачи в принятии решения!