Клубные тренеры

Сергей Бобриков SmartMoney

Численность персонала нашей компании давно перевалила за тысячу человек. Новые кадры нам требуются постоянно. Приходится привлекать их в том числе и из других отраслей. Сложность найма таких специалистов состоит в том, что они не знают специфики рынка офисных товаров, технологий нашей компании. Руководителям среднего звена требовалось не менее 3-5 месяцев на то, чтобы пройти адаптацию и начать работать эффективно. Такой темп нас не устраивал, и мы взяли курс на воспитание собственных кадров через обширную систему внутрикорпоративного обучения.

Первый вопрос здесь — на кого рассчитывать? На внешних консультантов и тренинговые агентства либо на собственные силы? Если объем учебных программ и обучающегося персонала значителен и у вас есть время и ресурсы для долгосрочных инвестиций — воспитывайте собственных тренеров и создавайте корпоративные центры обучения. Это более выгодно экономически и дает более качественный результат с учетом специфики компании и рынка.

Опыт привлечения внешних тренеров показал нам, что качественного роста квалификации персонала при их задействовании не происходит. На рынке тренинговых услуг мало практиков, способных передать в ходе обучения какие-либо навыки. Универсальный книжный материал, подстраиваемый под любой бизнес и заказчика, универсальные советы и методики, которые для вашей компании уже в прошлом, западные технологии, которые в России не работают. Стоит ли терять на это время и деньги?

Другое дело ваши собственные сотрудники, знающие предмет досконально, — им есть что сказать новичкам. Они изнутри знают рынок, компанию, имеют опыт ведения конкретного бизнеса. В тренинговых центрах корпоративного университета “Комуса” работают бывшие продавцы, менеджеры по продажам, снабженцы.

Конечно, чтобы из них вышли тренинг-менеджеры, нужно серьезно и долго работать. Сначала определите цели, которые вы хотите решить внедрением корпоративных образовательных программ. От этого зависят масштаб и грядущие инвестиции в обучение.

Вам надо обеспечить текущие потребности фронт-персонала склада в обучении? Тогда хватит и одного тренера.

Хотите развивать отдельные навыки и техники работы у представителей определенных специальностей, например у всех менеджеров по корпоративным продажам? Тогда создавайте учебный центр.

Если вам нужны предложения по построению системы обучения, разработка программ и курсов, отслеживание и анализ результатов — тогда придется думать над организацией целого отдела обучения.

Ну а может, вы хотите, чтобы структура обучения в компании работала и как структура корпоративного управления, являлась информационным каналом, транслирующим на все уровни корпоративные ценности, традиции, стандарты поведения, знания и культуру? Придется тогда потратиться на создание корпоративного университета.

Следующим этапом станут организация нормативной базы и воспитание обучающих кадров. Это не только регламенты обучения и описание программ, но и создание корпоративной учебной литературы, которую нигде не купишь. Например, в “Комусе” издаются учебные пособия, объединяющие практический опыт компании по продажам за 15 лет деятельности. Стоит их делать простыми, наглядными и практичными. Чтобы работать тренером, нужны определенный склад ума и уровень коммуникации. Как правило, лучшими преподавателями-практиками становятся сотрудники клиентских отделов и точек продаж.

Наконец, последним этапом создания системы корпоративного обучения станут внедрение программ и оценка деятельности тренеров. Помимо простого анкетирования аудитории следует отслеживать и профессиональный уровень слушателей, изменения, происходящие с ними после обучения. Как правило, лучше всего это делать в ходе ежегодной аттестации персонала.

Конечно, корпоративное обучение силами собственных тренеров должно сочетаться с внешними программами, создание которых своими силами невозможно или слишком дорого стоит. Собственная система обучения не заменит вашим сотрудникам бизнес-школу, курсы повышения квалификации, профессиональные семинары. Да и тренинги на стороне мы продолжаем заказывать. Но конкуренция между внешними и внутренними тренерами повышает качество ваших обучающих программ. В большинстве случаев, кстати, тендеры выигрывают собственные тренинг-менеджеры “Комуса”.

Автор: Сергей Бобриков, акционер и гендиректор компании “Комус”